Макс Вебер и бюрократия

Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте, в Тюрингии (впоследствии эта земля стала составной частью объединенной Германии, однако в то время она входила в прусский доминион), в состоятельной протестантской семье. Его отец был членом Прусского Совета и депутатом Рейхстага. В 1869 г. политическая карьера привела отца, а вместе с ним и всю семью в берлинский район Шарлоттенбург. Именно здесь Вебер и начал свое образование. В 1882 г. он поступает на юридический факультет Гейдельбергского университета, но в 1884 г. прерывает учебу и год служит в Страсбурге в чине младшего офицера. Студенческие годы Вебера отмечены дуэлями и пьянством. Как пишет Макрей, когда мать Вебера, отличавшаяся крайним пуританизмом, увидела своего сына, вернувшегося из университета, она, не сумев сдержать отвращения, отвесила ему пощечину (MacRae, 1974, р. 27). Вебер закончил учебу в Гейдельберге в 1886 г. и следующие три года провел в Берлине, подрабатывая юристом и работая над докторской диссертацией "К истории средневековых торговых компаний". Он получил докторскую степень в 1889 г., став преподавателем в университете, и приступил к работе над новой темой "Значение аграрной истории Рима для публичного и частного права". В 1894 г. Вебер получает звание профессора политэкономии в университете Фрайбург-им-Брайсгау, а в 1897 г. становится профессором экономики в Гейдельберге. В этом же году умирает отец, и это событие вызывает у Вебера кризис, серьезно подорвавший его психическое и физическое здоровье. Он слагает с себя профессорские обязанности и, влекомый неудержимым желанием путешествовать, начинает странствовать по Европе и США, оставив на 20 лет преподавательскую деятельность. Его академические интересы постепенно смещаются из сферы права и экономики в сферу социологии. Относительная материальная обеспеченность позволяет ему, едва ли не инвалиду, заниматься независимыми научными изысканиями в течение всех этих долгих лет. Во время Первой мировой войны Вебер работает в администрации госпиталя и до известной степени восстанавливает свое здоровье; статьи этого периода, которые писались для "Фран-кфуртер Цайтунг", выражают его явную оппозицию режиму Вильгельма II. Его неприятие кайзера и, в германском контексте, разного рода либеральных заверений обусловили его вхождение в комиссию, работавшую над меморандумом, посвященным германским военным преступлениям, который готовился для Мирной Конференции, а также в комиссию, готовившую проект Веймарской конституции. В 1918 г. Вебер возвращается к преподавательской деятельности, работая сначала в Вене, а затем в Мюнхене. В 1920 г. он становится одной из жертв пандемии инфлюэнции[18], буквально выкашивавшей европейцев (существует мнение, что количества умерших от нее превысило количество жертв войны 1914 – 1918 гг.). Инфлюэнция перешла в пневмонию, от которой Вебер и скончался, оставив после себя множество незавершенных трудов.

Академические интересы Вебера затрагивали экономику, историю, религию, политику и социологию. К моменту смерти Вебера бумаги его находились в хаотическом состоянии, ни одна из его работ не была переведена на английский язык. Вебер так и не написал ни одной сколько-нибудь законченной работы, - даже его труд "Economy and Society" ("Экономика и общество"), являвшийся, по мнению большинства специалистов, его главной работой, является лишенной какого-либо плана компиляцией ряда фрагментарных статей. В англоязычном мире самым известным трудом Вебера, разумеется, стало его эссе "The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism" ("Протестантская этика и дух капитализма"), переведенное на английский американским социологом Толкоттом Парсонсом и изданное с предисловием Тоуни в 1930 г. Именно Парсонс представил труды Вебера международной общественности и привлек внимание к трудам этого немецкого социолога своими переводами и авторскими работами (Rosier, 1988, р. 209). Концепция Вебера стала ассоциироваться в англоязычном мире с достаточно противоречивыми взглядами самого Парсонса, что вызвало необходимость "де-парсонизации" теории Вебера. Размышления Вебера о бюрократии содержатся в двух различных частях чернового варианта "Экономики и общества". Первая часть, состоящая из 12 страниц текста, была переведена Парсонсом и Э. М. Хендерсоном в 1947 г. и вошла в третий раздел "The Theory of Social and Economic Organization" ("Теории социальных и экономических организаций"). Вторая часть увидела свет в 1946 г. в подготовленном Гансом Гертом и С. Миллсом сборнике "From Max Weber, Essays in Sociology" ("Социологические эссе Макса Вебера").

Власть и законность

Один из старейших вопросов политической теории может быть сформулирован следующим образом: "Почему я принимаю власть правителя?" Разумеется, на этот вопрос имеется много прямых ответов, включая привычку, страх, лояльность и т. д. Для развитых демократий сюда следует добавить и определенную, выражаемую явно или неявно веру в справедливость выборного процесса и законность его результатов. Ожидающая послушания власть должна руководствоваться законом. Тот же вопрос может быть перенесен с политического макроуровня на микроуровень организации. При этом переходе действующими лицами становятся уже не монархи и подданные, не президенты и граждане, а капитал и труд, руководители и работники. Именно в этом контексте могут быть лучше всего поняты мысли Вебера о власти и законности и его идея "императивной координации". Вебёр определял "императивную координацию" как "вероятность того, что определенные команды (или все команды), исходящие от заданного источника, будут выполняться данной группой индивидов" (Weber, 1947,р. 324). Он считал, что в любой организации:

Исполнителей может привязывать к руководству привычка, привязанность, чисто материальный комплекс интересов или же идеальные мотивы... Однако эти факторы, даже в их совокупности, не могут создать достаточно надежного базиса для системы императивного контроля. Помимо прочего, обычно существует и такой дополнительный элемент, как вера в законность [руководства].

(Weber, 1947, р. 325)

Здесь Вебер вводит понятие, названное им "тремя чистыми типами законной власти":

1. Рациональные основания – в основе лежит вера в "законность" моделей или нормативных правил и в права тех, кто пришел к власти в их системе отдавать приказы (законная власть).

2. Традиционалистские основания – в основе лежит вера в незыблемость традиции и законность статуса власть предержащих (традиционная власть).

3. Харизматические основания – в основе лежит почтительное отношение к необычайной праведности, героизму или образцовым качествам определенной личности, а также к нормативным решениям и распоряжениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).

(Weber, 1947,р.325)

В случае законной власти Вебер считает послушание следствием безличного порядка, определяемого требованиями закона. Таким образом, власть, которой обладает каждый индивид, определяется не его личными качествами, а занимаемым им постом или должностью. В противоположность этому при традиционалистской системе послушание определяется личностью лидера, который, согласно Веберу, "занимает освященную традицией властную позицию и руководствуется (в пределах данной сферы) этой традицией". И, наконец, при власти харизмы послушание, по мысли Вебера, определяется личными качествами лидера, которые, в идеале, "даруются ему судьбой"[19]. По мнению Вебера, одной из характернейших черт современной организации является именно наличие "законной власти", которая так или иначе связана с понятием бюрократии.

Наши рекомендации