Макс Вебер о государстве и типах политического господства в работе «Политика как призвание и профессия»

ПЛАН

Семинарских занятий, практикумов и кср

по дисциплине «Философия» для студентов

2 курса юридического факультета БГУ

(специальности: «правоведение»; «политология»; «экономическое право»

40 ч. лекции; 28 ч. семинары; 8 ч. кср)

Учебный год

Занятие 1. Семинар (2 часа)

Тема: Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Генезис философского мировоззрения в культуре древних цивилизаций, его социально-исторические и духовные предпосылки.

2. Понятие философии. Основные характеристики философского знания.

3. Отличия философии от мифологического и религиозного типов мировоззрения.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Какие изменения в культурной и социальной жизни древних обществ способствовали возникновению философии?

2. В чем заключается рациональность философского мировоззрения?

3. Определите характерные особенности философского знания. В чем состоит ценностная природа философского мировоззрения?

4. Чем отличается философия от религии и мифологии?

5. Что общего у философии с наукой?

6. Почему науку проблематично считать самостоятельным типом мировоззрения?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22-50.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 39; 140 – 172.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Дополнительная литература:

Давыдов Ю.Н. Раздумья о философской культуре // Вопросы философии. 1988. № 3.

Давыдова Д.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. 1988. № 2.

Зотов А. Феномен философии: Очем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. 1991. № 12.

Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Занятие 2. Семинар (2 часа)

Тема: Специфика философского познания действительности.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Предмет философии и его историческая динамика.

2. Структура философского знания.

3. Проблема метода в философском познании. Основные методологические стратегии классической и современной философии.

4. Статус и функции философии в духовной культуре.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Каков предмет философского познания? Как изменялся он на протяжении исторического развития философии?

2. Почему в классической философии, начиная с античности, разделяли теоретическую и практическую философию? Какие части философского знания входили в их структуру?

3. Что изучают основные подсистемы философского знания?

4. В чем особенность методов и языка философии?

5. Какова роль категорий в структуре философского познания? Чем они отличаются от понятий?

6. Какие методы классической и постклассической философии Вы знаете?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22-50.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 39; 140 – 172.

Философия в современном мире: учебно-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – 2-е изд. – Мн.: Изд. Центр БГУ, 2007. – 215 с.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Дополнительная литература:

Давыдов Ю.Н. Раздумья о философской культуре // Вопросы философии. 1988. № 3.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Степин В.С. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986. № 4.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.

Занятия 3-4. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (4 часа)

Тема:Концепция «общественного договора» в англо-французском Просвещении: сравнительный анализ концепций Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Томас Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан…»:

а) В чем заключается, согласно Т. Гоббсу, естественное равенство людей? Возможно ли такое равенство?

б) Как определяет Т. Гоббс естественное состояние общества, каковы его основные характеристики?

в) В чем он усматривает сущность государства, причину и цель его существования?

г) Что говорит Т. Гоббс о соотношении свободы и необходимости применительно к общественной жизни человека?

2. Идея «естественного права» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»:

а) Как Дж. Локк определяет политическую власть? Чем его трактовка власти отличается от патриархальных представлений об основных источниках власти в обществе?

б) Выделите основные характеристики естественного состояния, по Дж. Локку, и определите основные отличия естественного состояния от гражданского (или политического состояния).

в) Что есть «состояние войны», и почему естественное состояние неизбежно трансформируется в состояние войны?

г) Каким образом возникает государство, и какова цель его существования? Какие права оно призвано защищать?

д) Что понимает Дж. Локк под общественным договором? От каких прав, и от какой власти отказываются индивиды, заключая общественный договор?

3. Жан-Жак Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости (трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права»):

а) В чем Ж.-Ж. Руссо усматривает сущность общественного договора?

б) Чем гражданское состояние общества отличается от естественного, согласно Ж.-Ж. Руссо? Что приобретает человек, заключая общественный договор?

в) Кто, согласно Ж.-Ж. Руссо, является сувереном, и в чем он усматривает сущность закона?

г) Как Ж.-Ж. Руссо определяет свободу? Какими правами человек обладает от природы?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Каковы идеалы и ценности эпохи Просвещения? Почему она так называется?

2. Какими проблемами занимались мыслители эпохи Просвещения?

3. Какие задачи ставились перед философией в этот исторический период?

4. Что понимали мыслители Просвещения под правовым государством? Каково назначение государства?

5. Как понимались в эпоху Просвещения равенство, свобода, справедливость?

6. Обратите внимание на ключевые различия в трактовке общественного договора, сущности и целей государства в концепциях изучаемых мыслителей.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 72 – 74.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 121 – 130.

Первоисточники:

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2. 2-е изд. М., 1989. Главы XIII, XVII, XXI.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1988. Книга 2. Главы I – IX.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. Книга 1. Главы I – IX. Книга 2. Главы IV – VI.

Дополнительная литература:

Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003.

Заиченко Г.А. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. № 8.

Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XIV – XIX веков. М., 1996.

Фуко М. Что такое Просвещение? // Вопросы методологии. 1996. № 1-2.

Занятие 5. (кср) Письменная контрольная работа по вариантам и тестирование по разделу I (темы 1- 3) (2 часа)

Тема: Философия и мировоззрение. Исторические типы классической философии и основные стратегии развития современного философского знания.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие и структура мировоззрения, его основные компоненты.
  2. Мифология как исторически первый тип мировоззрения. Понятие мифа и ритуала.
  3. Понятие религии. Специфика религиозного мировоззрения.
  4. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Специфика философского знания.
  5. Предмет философии и структура философского знания.
  6. Проблема метода в философском познании.
  7. Функции философии в системе культуры.
  8. Генезис философии. Исторические и социокультурные предпосылки ее возникновения.
  9. Особенности древнеиндийской философии, ее основные школы и понятия.
  10. Специфика древнекитайской философской традиции и основные направления ее развития.
  11. Исторические этапы развития античной философии.
  12. Специфика древнегреческого философского мышления.
  13. Исторические этапы развития средневековой философии. Эволюция проблемы соотношения веры и разума.
  14. Статус и функции философии в средневековой культуре. Основные принципы средневекового философского мышления.
  15. Гуманистические ориентации философии эпохи Возрождения.
  16. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
  17. Основные идеи и достижения философии эпохи Просвещения.
  18. Роль немецкой классической философии в развитии европейской культурной традиции.
  19. Основные проблемы и направления русской философии XIX – начала XX веков.
  20. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.
  21. Типологические характеристики классической философии.
  22. Постклассическая философия XX века: особенности и основные направления развития.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22 – 93.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 172.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Занятие 6. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Что понимает Ж.-П. Сартр под экзистенциалистской философией?

2. Какие направления он выделяет в философии экзистенциализма? В чем их специфика?

3. Какой смысл вкладывает Ж.-П. Сартр в тезис: «Существование предшествует сущности»?

4. Что означает выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть проект самого себя»?

5. Как Ж.-П. Сартр определяет свободу?

6. Почему экзистенциализм – это не только гуманизм, но и оптимизм?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. В чем особенность экзистенциально-феноменологической стратегии философствования?

2. Вспомните представителей данного философского направления. Почему оно так называется?

3. Как изменяется постановка проблемы человека в экзистенциализме по сравнению с классической философией?

4. Какой смысл вкладывают представители экзистенциализма в понятие «экзистенция»?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 620-644, 729-745.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004. С. 726-739, 773-795.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 575-590, 602-625.

Первоисточники:

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.

Литература дополнительная:

Кисель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

Современный экзистенциализм. М., 1966.

Занятие 7. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Проблема свободы и развития человека в психоаналитической концепции Э. Фромма (по работе «Бегство от свободы»)

Вопросы для обсуждения в группе:

1. В чем Э. Фромм усматривает разницу между собственной трактовкой проблемы человека и концепцией З. Фрейда?

2. Как Э. Фромм определяет понятие свободы? Какие различные стороны свободы раскрываются человеку в процессе индивидуализации?

3. Чем оборачивается свобода для человека в индустриальном обществе? Почему он стремиться ее избежать?

4. Каковы, согласно Э. Фромму, основные механизмы «бегства от свободы»?

5. В чем заключается позитивный аспект свободы, и каким образом индивид может ее обрести?

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1. Какую роль, согласно Э. Фромму, играет культурное и социальное окружение человека в развитии характера личности?

2. Какие характеристики индустриального общества Э. Фромм считает разрушительными для человека?

3. Чем понимание свободы в концепции Э. Фромма отличается от сартровской интерпретации свободы?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 620-644, 729-745.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004. С. 726-739, 773-795.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 575-590, 602-625.

Первоисточники:

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2005. Главы 1 – 2, 4-7.

Дополнительная литература:

Гуревич П. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Руткевич А.М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопросы философии. 1991. № 9.

Соколов, Э.В. Введение в психоанализ: Социокультур. аспект: Учеб. пособие по филос. и культурол. специальностям / Э. В. Соколов. – СПб.: Лань: Акад. культуры, 2002. – 318 с.

Занятие 8. (кср) Письменная контрольная работа по вариантам и тестирование по изученным работам Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма (2 часа)

Тема: Философия бытия. Философская антропология. Теория познания в классических и постклассических версиях философствования. (Разделы 2 – 4, темы 4 – 10).

Контрольные вопросы:

1. Метафизика в структуре философского знания; основные этапы ее развития.

2. Онтология как философское учение о бытии. Ее предмет и эволюция в истории философской традиции.

3. Бытие как предмет философского анализа. Основные виды и формы бытия.

4. Понятие природы в философии и науке. Естественная и искусственная среда обитания.

5. Понятие биосферы. Идея коэволюции человечества и биосферы в современной философии природы.

6. Учение о человеке в системе философского знания. Основные интерпретации проблемы человека.

7. Научные и философские модели антропогенеза.

8. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.

9. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма. Понятие экзистенции.

10. Единство социального и биологического в человеке. Социокультурные модусы человеческого бытия.

11. Основные парадигмы исследования сознания в классической и современной философии.

12. Сознание как система. Структура и функции сознания.

13. Мышление и язык. Творческая природа и социокультурная размерность сознания.

14. Учение о бессознательном и строении человеческой психики в современной психоаналитической философии.

15. Познание как предмет философского анализа. Специфика познавательного отношения человека к миру.

16. Проблема познаваемости мира и основные варианты ее решения (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм).

17. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в классической философии.

18. Структура и характеристики познавательного процесса. Формы чувственного и рационального познания.

19. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера.

20. Проблема истины в философии. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

21. Понятие науки, ее специфика и роль в обществе.

22. Особенности научного познания, его структура и основные формы.

23. Этика науки и социальная ответственность ученого.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 94 – 177, 236 – 239.

Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Т. Новиков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Асар, 2007. – 384 с.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Занятия 9-10. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (4 часа)

Тема:Стратегии осмысления исторического процесса, общества и государства в работах К. Маркса и М. Вебера.

Вопросы для обсуждения в группе (занятие 9.):

1. Сущность материалистического понимания истории. Понятие общественно-экономической формации (по работам К. Маркса и Ф. Энгельса) (1 час):

а) Какие предпосылки материалистического понимания истории выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс?

б) В чем заключается сущность материалистического понимания истории? Как формулируется основной закон исторического материализма?

в) Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества?

г) Какова экономическая структура общества, согласно К. Марксу?

д) Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи социальной революции?

Вопросы для обсуждения в группе (занятие 10.):

Макс Вебер о государстве и типах политического господства в работе «Политика как призвание и профессия».

а) Как определяет М. Вебер политику и что означает заниматься «политикой»?

б) В чем усматривает М. Вебер сущность государства?

в) Какие три основания легитимности господства выделяет М. Вебер?

г) В чем заключается, по М. Веберу, специфика харизматического господства?

д) В каких двух условиях нуждается политическое господство, и каким образом оно устанавливается?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Назовите основные идеи и положения марксистской философии. Что нового внес К. Маркс в развитие философской традиции?

2. Определите понятие общественно-экономической формации. Какие типы общественных формаций выделяет К. Маркс?

3. Что является источником и механизмом смены общественно-экономических формаций, согласно К. Марксу?

4. Определите понятие «политика»?

5. Какова структура политической системы общества? Назовите ее основные элементы.

6. Что представляет собой государство как социально-политический институт? Каковы основные признаки государства.

7. Какие исторические типы и формы государства Вам известны?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177-221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004. – С. 324-342, 482-525.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 524-553, 662-676.

Первоисточники:

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644-654.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. М., 1985. С.5–9.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том. I. Раздел: Фейербах // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1985. С. 11-41.

или

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. (Том. I. Раздел: Фейербах)

Дополнительная литература:

Давыдов, Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуал. проблемы вебер. социол. учения / Юрий Николаевич Давыдов. – М.: Мартис, 1998. – 509, [1] с.

Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1984.

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

Сергейчик, Е.М. Философия истории / Е.М. Сергейчик. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 608 с.

Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории: (От Бэкона к Шпенглеру). Томск, 1997.

Жизнь и творчество Макса Вебера: [пер. с нем.] / Марианна Вебер. – М.: Росспэн, 2007. – 653, [2] с.

Карл Маркс и современная философия: Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса / Редкол.: Н.И. Лапин (отв. ред.) и др. – М., 1999. – 379, [1] с.

Занятие 11. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Феномен «массы» и «массовый человек» в работе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Как Х. Ортега-и-Гассет характеризует «массу» и «человека массы»? Чем они отличаются от «избранного меньшинства»?

2. Что понимает Х. Ортега-и-Гассет под «восстанием масс», и каковы его истоки? Какие процессы в современной цивилизации порождают «массового человека»?

3. Почему Х. Ортега-и-Гассет считает, что наибольшую опасность для современного ему общества представляет рост могущества государства?

4. В чем Х. Ортега-и-Гассет усматривает истоки кризиса европейкой цивилизации?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. В чем заключается процесс «массовизации» современного общества?

2. Какие противоречия индустриального общества порождают феномен «массового человека»?

3. Каковы истоки духовного кризиса европейской культуры, последствия которого обнаруживаются в жизни техногенной западной цивилизации?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004. – С. 796-814.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 626-641.

Первоисточники:

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Гл. I - IX, XI - XIII.

Дополнительная литература:

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Х. Ортеги-и-Гассета. М., 1978.

Кризис культуры: Антология. М., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.

Занятие 12. Семинар (2 часа)

Тема: Философия политики и права.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Феномен власти в жизни общества. Основные подходы к анализу власти в социальной философии.

2. Специфика политической власти и проблема ее легитимности.

3. Политическая система общества. Специфика и функции государства как социально-политического института.

4. Понятие гражданского общества. Проблема отношений гражданского общества и государства в современной политической философии.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Какие проблемы изучают современные политическая философия и философия права?

2. Как определяется понятие «власть» в современной философии? Выделите основные характеристики власти.

3. Определите понятия «политика», «господство», «политическая система». В чем специфика политической власти, и какие типы ее легитимации выделяются в современной философии?

4. Выделите основные характеристики государства как особого социально-политического института. Каковы основные задачи и функции государства в общественной жизни?

5. Определите феномен права. Что такое правовое государство? Каковы его основные социально-политические характеристики?

6. Определите понятие «гражданское общество». Какие модели взаимоотношений государства и гражданского общества выделяют в современной политической философии?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова.– Мн.: БГУ, 2003. – С. 218 – 221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004. – С. 482 – 525.

Гаджиев, К.С. Политическая философия / К.С. Гаджиев; отд-ние экономики Рос. акад. наук. – М.: Экономика, 1999. – 605 с.

Гобозов, И.А. Философия политики / И.А. Гобозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Теис, 2002. – 230 с.

Философия права: учебник для высших учебных заведений по нефилософским специальностям и направлениям подготовки / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. – Москва: Гардарики, 2007. – 303 с.

Дополнительная литература:

Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт; Пер. с англ. – М.: ЦентрКом, 1996. – 672 с.

Духовное измерение современной политики / РАН. Ин-т философии; Сост. А.Сыродеева. – М.: ИФ РАН, 2003. – 143 с.

Кин, Дж. Демократия и гражданское общество: О трудностях европ. социализма, перспективах демократии и проблеме контроля над соц.-полит. властью: Пер. с англ. / Джон Кин; [Послесл. М.А.Абрамова]. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 397, [2] с.

Козловски, П. Общество и государство. Неизбежный дуализм / Питер Козловски; Пер. с нем. Е.Л. Петренко. – М.: Республика, 1998. – 367, [1] с.

Модернизация: от равенства к свободе / В.В. Козловский, А.И. Уткин, В.Г. Федотова; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1995. – 279 с.

Рормозер, Г. Кризис либерализма / Гюнтер Рормозер; Пер. с нем. – М.: ИФ РАН, 1996. – 292 с.

Судьба государства в эпоху глобализации / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.Н. Шевченко. – М.: ИФ РАН, 2005. – 200 с.

Теория и практика демократии. Избранные тексты / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – 496 с.

Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21 века / Элвин Тоффлер. – М.: АСТ, 2001. – 669 с.

Хёффе, О. Политика. Право, Справедливость, Основоположения критической философии права и государства/ Хёффе Отфрид. Пер с нем..– М.: Изд-во «Гнозис», ред.-изд. группа «Логос», 1994. – 328 с.

Занятие 13. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество».

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Что понимает Д. Белл под «постиндустриальным обществом»? Каковы его «осевые принципы», и чем оно отличается от индустриального?
  2. О каких 3-х технологических революциях говорит Д. Белл, и в чем их суть?
  3. Каковы основные направления и способы влияния технологического прогресса на характер современных социальных изменений?
  4. Каковы основные параметры и структура «общества знания», согласно Д. Беллу?
  5. Что является главным ресурсом постиндустриального общества?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Как в современной философии трактуют понятие цивилизация?

2. Каковы возможные критерии типологии цивилизаций?

3. С какими пределами роста столкнулась индустриальная цивилизация?

4. Что такое глобальные проблемы современности?

5. В чем специфика постиндустриальной цивилизации? Назовите основные характеристики постиндустриального общества.

6. Как соотносятся между собой понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество»?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177-221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2004. С. 564-566.

Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей / В.Л.Иноземцев. – М.: Изд.-книготорговый дом «Логос», 2000. – 302, [1] с.

Первоисточники:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. Предисловие к русскому изданию 1999 года. С. XCIV – CXLIV. Глава I. С. 152 – 162. Глава II. С. 165 – 173. Глава III. С. 253 – 256, 288 – 315, 330 - 340. Глава VI. С. 460 – 492. Эпилог. Заключение. С. 601 – 664.

Дополнительная литература:

За пределами роста Beyond the limits: Предотвратить глобал. катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее: Учеб. пособие / Донелла Х.Медоуз, Деннис Л.Медоуз, Йорген Рандерс; Пер. с англ. Г.А.Ягодина и др.; Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: Прогресс. Пангея, 1994. – 303 с.

Римский клуб The Club of Rome: История создания, избр. докл. и выступления, офиц. материалы / [Сост.: Д.М.Гвишиани и др.; Пер. с англ.: Е.В.Нетесова, А.А.Сейтов]; Под ред. Д.М.Гвишиани. – М.: УРСС, 1997. – 377, [3] с.

Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 631 с.

Сачков Ю.В., Тяглов А.В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.

Занятие 14. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Проблема цивилизационных конфликтов в эпоху глобализации (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»)

Вопросы для обсуждения в группе:

Какие различия между народами С. Хантингтон полагает основными источниками конфликта в современную эпоху? Почему?

На каком уровне сегодня осуществляется глобальная политика, и кто является ее основными действующими лицами?

Чем различаются цивилизации, согласно С. Хантингтону? Какие параметры этих различий сегодня выходят на первый план глобальной политики?

В чем заключаются основные проблемы в отношениях между Западом и остальным миром? Возможен ли выход из назревающих международных конфликтов?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Как в современной философии трактуют понятие цивилизация?

2. Какую роль играет культура в формировании цивилизаций и отношениях между ними?

3. Каковы возможные критерии типологии цивилизаций?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177-221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2004. С. 564-566.

Демин, Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учеб. пособие / Л. М. Демин. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999. – 175 с.

Первоисточники:

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 531 – 556.

Дополнительная литература:

Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. – 2002. – № 12. – С. 228 – 234.

Диалог цивилизаций. Повестка дня / РАН. Ин-т философии; Горбачев-Фонд; Сост. и общ. ред. В.И.Толстых. – М.: ИФ РАН, 2005. – 145 с.

Ерасов, Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Борис Сергеевич Ерасов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 2002. – 522, [2] с., [1] л. портр.

Мотрошилова, Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2007. – 268 с.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 556 с.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

Занятие 15. (кср) Письменная контрольная работа по вариантам и тестирование по изученным работам К. Маркса, М. Вебера, Х. Ортеги-и-Гассета, Д. Белла, С. Хантингтона.

Тема:Социальная философия. Раздел 5, темы 11 – 14.

Контрольные вопросы:

1. Предмет социальной философии, ее место в системе философского и социально-гуманитарного знания.

2. Понятие социальной реальности. Основные исследовательские программы в обществознании.

3. Общество как система, его структурно-функциональные характеристики.

4. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

5. Предмет и структура философии истории.

6. Линейные и нелинейные интерпретации истории общества.

7. Проблема источников социальной динамики. Социальный конфликт и его статус в историческом процессе.

8. Проблема субъекта и движущих сил истории.

9. Сущность материалистического понимания истории. Понятие общественно-экономической формации (по работам К. Маркса).

10. Понятие цивилизации. Основные характеристики цивилизационного процесса.

11. Основные типы цивилизаций, их специфика и критерии различения.

12. Феномен власти в жизни общества. Власть и политика.

13. Гражданское общество и государство: основные модели взаимоотношения.

14. Государство как общественно-политический институт. Исторические типы и формы государства.

15. Культура как предмет философского анализа. Основные подходы к исследованию культуры в современной философии.

16. Структура культуры и ее основные формы.

17. Традиции и новации в динамике культуры.

18. Культура и духовная жизнь общества.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177 – 239.

Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. для высш. шк. / В.Е. Кемеров. – 4-е изд., испр. – М.: Академ. проект, 2001. – 316 с.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для вузов / С.Э. Крапивенский. – 4-е изд., испр. – М.: Владос: ИМПЭ, 2004. – 411 с.

Философия истории: Учеб. пособие для вузов / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарина. – М.: УИЦ «Гардарики», 2001. – 431 с.

Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие для вузов / М. С. Каган, К. А. Сергеев, Р. В. Светлов [и др.]; под ред. М.С. Кагана [и др.]. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

Занятие 16. Семинар (2 часа)

Тема: Глобализация в современном мире: проблемы и перспективы

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Начало глобализации, и ее исторические этапы.

2. Сущность и геополитические последствия глобализации.

3. Глобализация, интеграция, регионализация: определите специфику данных процессов.

4. Основные измерения глобализации, ее факторы и механизмы.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Что в современной социальной философии понимают под глобализацией?

2. Каковы ее основные проявления в экономической, социальной, политической жизни современных обществ?

3. Когда начинается глобализация в истории человечества? С какими изменениями это связано?

4. В чем особенность современного этапа глобализации?

5. Что представляют собой униполярная, биполярная и многополярная модели мира в контексте современных концепций глобализации?

Литература учебная:

Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Т. Новиков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Асар, 2007. – 384 с.

Философия истории: Учеб. пособие для вузов / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарина. – М.: УИЦ «Гардарики», 2001. – 431 с.

Гобозов, И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / Иван Аршакович Гобозов. – М.: Акад. проект, 2007. – 347 с.

Панарин, А.С. Глобальное политическое прогнозирование: Учеб. для студентов вузов / Александр Сергеевич Панарин. – М.: Алгоритм, 2000. – 352 с.

Дополнительная литература:

Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М., 2001.

Глобализация: контуры XXI века: Реф. сб. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Горбачев-Фонд; [Редкол.: Ю.И. Игрицкий (отв. ред.) и др.]. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – Ч. 1. – 263 с.

Глобализация: синергетический подход: Сб. ст. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; Под общ. ред. В.К. Егорова. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

Грани глобализации Facets of globalization: Трудные вопр. соврем. развития / А.Г.Арбатов, О.Т.Богомолов, А.А.Галкин и др.; С предисл. и послесл. М.С.Горбачева; Междунар. обществ. фонд соц.-экон. и полит. исслед. (Горбачев-Фонд). – М.: Альпина паблишер, 2003. – 589, [2] с.

Кузнецов, В. Что такое глобализация? / В. Кузнецов // МЭМО. – 1998. – №№ 2-3.

Панарин, А.С. Искушение глобализмом / Александр Сергеевич Панарин. – М.: Русский Национальный Фонд, 2000. – 384 с.

Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О.В. Братимов, Ю.М. Горский, М.Г. Делягин, А.А. Коваленко; Под ред. М.Г. Делягина; Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). – М.: Изд. дом «Инфра-М», 2000. – 341, [1] с.

Россия в системе мировых цивилизаций: Учеб. пособие для вузов / С.В. Кулешов, А.Н. Медушевский; Под ред. О.В. Волобуева; Междунар. юрид. ин-т при М-ве юстиции Рос. Федерации и др. – М. : Изд.-книготорговый дом «Маркетинг»: Информ.-изд. агентство «Рус. Мир», 2001. – 774, [1] с.

Судьба государства в эпоху глобализации / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.Н. Шевченко. – М.: ИФ РАН, 2005. – 200 с.

Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма; Пер. с англ. – М.: АСТ: ЗАО НПП «Ермак, 2004. –588, [4] с.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

Наши рекомендации