Общественные движения и организации
Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.
Для общественного движения характерны следующие черты:
- отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства;
- неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе;
- деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей.
Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.
общественные организации имеют свои принципиальные отличия:
- располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;
- имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;
- устойчивы (могут функционировать продолжительное время);
- располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.
Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д., многие из них сформировались на основе соответствующих общественных движений.
Общественные движения и организации выполняют в политической жизни сходные функции:
- представление и защита интересов различных социальных групп;
- объединение граждан на единой идейной и целевой основе;
- установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;
- решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;
- формирование общественного мнения.
В политологии под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.
14 Выборы и избирательное право: понятие, принципы, типология, абсентеизм.
Избирательный процесс –совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации и проведению выборов.
Выборы –процедура формирования представительного органа власти или наделение полномочиями
должностного лица, осуществляемая посредством голосования.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1.Совокупность юридических норм,регулирующих организацию и проведение выборов в
стране (объективное право).
2.Возможность гражданина избирать и быть избранным в стране в представительный орган
государственной власти (субъективное право).
15. Избирательные системы: понятие, типология, достоинства и недостатки.
Избирательная система— совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государ-ства и местного самоуправления, определения результатов голосования.
Выделяют три основных вида избирательных систем:
• мажоритарная;
• пропорциональная;
• смешанная.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь.
К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:
1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государ-ственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
2. выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты.
3. В выборах, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.
4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей..
К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие.
Во-первых, при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов.
Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.
В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается.
16 Политические конфликты: понятие, причины, типология, функции, этапы и способы разрешения.
Политический конфликт – разновидность социального конфликта.Социальный конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – взаимодействие социальных групп, у которых различия в интересах, потребностях, социальных ориентациях достигают предела.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: Экономические Национальные Религиозные Политические
Политический конфликт – борьба участников политического процесса за доступ к принятию политических решений, распоряжению ресурсами государственной власти и политическое господство.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
1) По масштабам проявления
А)Внешнеполитические (между различными странами)
Б) Внутриполитические
=Вертикальные (между политической элитой и массами, между оппозиционными партиями и партиями, стоящими у власти и др.)
=Горизонтальные (между различными группами политической элиты, между социальными группами общества, политическими партиями и др.)
2)По степени публичности (насколько о них известно массам)
Открытые (формы взаимодействия конфликтующих сторон доступны наблюдению)
Закрытые (формы взаимодействия конфликтующих сторон не доступны наблюдению)
3)По степени и характеру нормативной регуляции
Институционализированные (порядок их разрешения определен в законах страны)
Неинституционализированные (конфликты, не регулируемые законодательством страны)
4) По продолжительности действия
Кратковременные Долговременные
ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
=Применение репрессивных мер по отношению к одной или ко всем конфликтующим сторонам
=Осуществление реформ, призванных устранить предпосылки и причины конфликта
=Достижение компромисса между конфликтующими сторонами
17 Политические кризисы: понятие, типология, формы, пути преодоления.
Политический кризис – крайняя степень обострения политического конфликта.
ВИДЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
1)Правительственный кризис -Потеря правительством авторитета у народа, невыполнение распоряжений правительства органами исполнительной власти(способы разрешения: Отставка правительства, формирование нового правительства)
2)Кризис президентской власти - Утрата президентом невыполнение его распоряжений подконтрольными органами (способы разрешения: Импичмент (досрочная отставка) президента, выборы нового президента)
3) Парламентский кризис- Неспособность парламента принимать решения из-за конкретного соотношения в нем противоборствующих партийных фракций(способы разрешения : Досрочный роспуск парламента и выборы нового
Парламента)
4)Кризис судебной власти - Неспособность судебных органов принимать решения в соответствии с законом, утрата судом его независимости(способы разрешения Проведение комплексной реформы, предполагающей повышение степени защищенности судей, изменения всей правоохранительной системы)
5) Конституционный кризис - Фактическое прекращение действия основного закона страны из-за несоответствия конституционных норм изменившимся социально-экономическим условиям(способы разрешения:Принятие новой конституции)
6) Общенациональный кризис - Одновременный кризис всех органов государственной власти, не способных управлять страной(способы разрешения : Революция, радикальные реформы)
18Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.
Международные отношения– совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между народами в самом широком смысле этого слова.
между народами в самом широком смысле этого слова.
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
=Политические отношения
=Идеологические отношения
=Экономические и научно-технические отношения (
=Международно-правовые отношения
=Военно-стратегические отношения
=Культурные отношения
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях и проявляются в различных групповых уровнях
Масштабные уровни
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества
Групповые уровни
Групповые отношения реализуются через взаимоотношения групп государств, международных органи-
заций и т. д.
Двусторонние отношения – это отношения между государствами и организациями.