Концепции происхождения власти. 2 страница

34. Тоталитаризм и его признаки. Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма. Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти. Систему тоталитаризма отличают следующие основные признаки: - официальная идеология, которую обязаны поддерживать все граждане; при этом все стороны жизни общества подчинены идеологии; - тотальный полицейский контроль за всем обществом с целью выявить «врагов народа»; - отношения в обществе основаны на принципе «разрешено только то, что признано органами власти, все остальное запрещено»; - партийный контроль за средствами массовой информации; жесткая цензура любой информации; - бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку все находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка.

Признаки тоталитаризма.Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить: -идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется); - единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы); - организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс); - монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие); - централизованный контроль над экономикой(экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики); - милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

35. Авториторизм и его признаки. Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Признаки авторитарного политического режима. Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над со­циальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заве­дениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно от­сутствия открытого политического противостояния. Однако ре­жим беспощаден к проявлениям реальной политической конку­ренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому ав­торитаризм подавляет основные гражданские права. Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу то­го, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководи­телей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратеги­ческие задачи. Примером эффективных с точки зрения прове­дения экономических и социальных реформ могут быть назва­ны авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока. Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало осно­вание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, буду­чи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие мас­сы населения, прибегает с этой целью к глобальному или из­бирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают со­циальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. В обощенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие: — сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсут­ствует механизм ее преемственности. Элита форми­руется путем назначения сверху; — права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности; — в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идей­ным течениям, лояльным к правящему режиму; — политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ог­раничена. Профсоюзы подконтрольны власти; — государственный контроль не распространяется на не­политические сферы — экономику, культуру, рели­гию, частную жизнь; — обширный государственный сектор жестко регламенти­руется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной; — осуществляется цензура над средствами массовой ин­формации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохране­нии лояльности по отношению к системе; — власть опирается на силу, достаточную, чтобы в слу­чае необходимости принудить население к повинове­нию. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся; — при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Граж­данское общество может существовать, но зависит от государства; — режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права националь­ных меньшинств ограничены.

36. Демократия и ее признаки. Демократия – это власть народа. Демократия – это политический режим, который основан на власти народа, власти для народа и от имени народа. Демократия появляется, когда: стабильность и высокий уровень развития общества позволяют соблюдать принципы демократии; существует высокая степень развития политической культуры и политической активности населения; государство признает права и свободы граждан. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура Демократия— власть народа, народовластие. Демократия — многоплановое явление,которое в политологии рассматривается как • форма политического режима; • принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий; • достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении. Американский президент А. Линкольн так определил демократию: «Правление народа, избранное народом и для народа». Основным принципом демократии является признание в качестве единственного источника власти — власть народа. Эта власть призвана обеспечить волю народа, выборность, подотчетность, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении коренных проблем жизни общества, партии, организации. Конституционными признаками демократии являются следующие: 1. юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что он выбирает своих представителей и может периодически заменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов; 2. периодическая выборность основных органов государства; 3. равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует равенства избирательных прав. Признаки (принципы) современной демократии: • демократия опирается на идеи свободы, равенства и справедливости. Гарантирована защита прав и свобод государством, признается верховенство закона над всеми гражданами; • народ признается источником власти. Власть осуществляется для народа и от имени народа; принцип равноправия всех граждан, т.е. равные возможности для участия в политической жизни; • принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Большое влияние на общество оказывает власть интеллекта и власть средств массовой информации (СМИ); • принцип оппозиции. Граждане могут противостоять власти: организовывать оппозиционные партии, агитировать и популяризировать свои взгляды; • принцип политического плюрализма. Плюрализм (от лат. множество) допускает множество различных позиций и мнений в условиях политического единства общества; • принцип гласности и выборности. Гласность – открытость и подконтрольность действий государства и государственных органов. Выборность – граждане могут участвовать в выборах на основе всеобщего, прямого, равного голосования. Ценности демократии – это человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. Высшей ценностью демократии является человек, его права и свободы. Права и обязанности бывают: уполномочивающие (право на труд, на отдых, на образование); обязывающие (гражданские и трудовые обязанности); запрещающие. Институты демократии – формы демократии, с помощью которых реализуются ценности и принципы демократии: выборность государственных органов и главы государства; их ответственность и подотчетность перед избирателями; сменяемость после истечения срока полномочий.

37. Виды демократии. Среди демократических режимов часто выделяют: • либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий; • консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании); • консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства; • анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону (такой была Россия в период «двоевластия» в 1917 г., в период «перестройки» конца 1980-х гг.); • полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти. В политической науке различают прямую (непосредственную) и представительную демократию. Современные демократические страны являются странами представительной демократии, в них воля народа осуществляется не непосредственно (как, например, в античных демократиях), а через избранных народом представителей в выборные общенациональные парламенты и местные представительные учреждения (органы местного самоуправления). Благодаря принципу представительства демократия стала возможной в современных сложных государствах. Хотя «прямая демократия» как тип политического Режима в современных условиях невозможна (как было отмечено выше: современные демократии — это представительные демократии), тем не менее, элементы прямой демократии имеют место во всех современных формах демократии; к ним можно отнести референдумы, плебисциты, прямые выборы президента.Известны три основных подхода к характеристике демократических политических режимов: • по источникам власти (власть народа); • по целям (власть в интересах народа);• по способам формирования (определенные процедуры формирования правительства).

38. Марксизм ио государстве и власти. «Политика – это самое концентрированное выражение экономики» (Ленин), а, с другой стороны следует помнить о «примате политики над экономикой» (Ленин), поскольку именно от политической власти зависит: в каком направлении следует развивать экономику, чтобы обеспечить интересы тех или иных классов. В связи с этим Ленин подчёркивал: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». («Три источника и три составных части марксизма»). Согласно марксистско-ленинскому учению политическая власть – это орудие в руках экономически господствующего класса, с помощью которой (точнее – государства, куда кроме политической власти входят и соответствующие орудия это власти: полиция и т.д.) этот экономически господствующий класс охраняет существующий экономический порядок, подавляя сопротивление других классов. С помощью государства, обладая политической властью, этот экономически господствующий класс становится и политически господствующим и таким образом приобретает новые средства для подавления других классов, для «удержания их в узде». Это касается не только власти диктаторского режима, но и демократической формы правления, поскольку как писал Ленин «Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия – есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою». («Государство и революция»). Марксизм при этом подчёркивает, что именно демократическая форма правления наиболее выгодна, наиболее удобна для класса капиталистов, поскольку она маскирует истинный смысл буржуазной политики, направленный прежде всего на защиту интересов крупного капитала. Вот почему Ленин писал, что «Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма, и потому капитал, овладев…этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти». («Госуд. И револ.»).

39. Политические институты. Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь. Институт политический (от лат.institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих политическую систему. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывающие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности как целого. Развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные изменения политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестает эффективным образом обслуживать цели или интересы определенных социальных групп. Среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения институтов под влиянием изменений в культуре связаны прежде всего с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом являются способы оценки политической реальности, которые влияют решающим образом на характер политических институтов. Воздействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернализованной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей. Эволюция политических институтов есть история постепенного превращения института традиционного типа в институт современный. Традиционные политические институты основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах политического поведения. Современные политические институты в ходе своего развития становятся все более специализированными. Они воплощают нормы, обеспечивающие интернализацию таких ценностей, как политическая компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных политических институтов новейшего времени является их относительно большая независимость от системы моральных предписаний. Политический институт становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности политических систем, неподчинения нормативному порядку политического поведения, в результате чего происходит политическое “расконформирование” личности, часто трактуемое как политическое отчуждение.

40. Государство – ядро политической системы. Сущность государства как основного политического института. Ядром политической системы является государство. В деятельности государства концентрируется основное содержание политики. Как отмечает отечественный политолог В. В. Ильин, в институциональном смысле государство – множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого им порядка, или права. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, фрагментарному. В популяционном смысле государство – единство оседлого народа, обладающего правом и ценностной идентификацией. В диахронном смысле государство – состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, юридизацией, институционализацией межсубъектных связей. В синхроническом смысле государство - система социально санкционированных отношений с точно заданным в них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия). В функциональном смысле государство – способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности собственной жизни с использованием всех доступных средств, в т. ч. легитимной монополии на насилие. Социальный смысл государства в том, что оно служит организационной оформленности структуры социального взаимодействия, обеспечивает организационную основу его целостности. В политологическом смысле, государство представляется как политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Однако, это самое общее определение, которое нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большей частью территории и населения.

41. Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принципы правового государства: 1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права; 2)закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств; 3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями; 4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты; 5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Структура гражданского общества: - Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах; - общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.); - союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; - научные и культурные организации, спортивные общества; - муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; - независимые средства массовой информации; - церковь; - семья. Важными факторами становления гражданского общества являются: 1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения; 2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; 3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

42. Формы госудаственного устрайства— модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением. Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства: 1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; 2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); 3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); 4. Наличие единого гражданства. Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Отличительные признаки федеративного государства: 1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам; 2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); 3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); 4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство. Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой и Сенегамбией). В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789) , Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство. Признаки конфедерации: 1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти; 2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; 3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом); 4. Нет единого гражданства конфедерации; 5.Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

43. Формы разрешения конфликтов. Переговоры в разрешении конфликта - Форма разрешения конфликта. Их главное отличие от других форм заключается в том, что решение в данном случае вырабатывается совместно участниками переговоров, а не принимается за них вышестоящими или судебными (арбитражными) инстанциями. Переговоры -это первым делом процесс принятия решений. Главная проблема, которая решается в ходе переговоров, заключается в постепенном преодолении различий и сближении участников относительно выбора варианта и конкретных условий решения той или иной проблемы. Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий: · существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; · отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта; · соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; · участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации. Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов На некоторые из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия. Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте: первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров, вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил за внешним проявлением одного конфликта является “югославский кризис”. Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий: · подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров) ; · предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах) ; · поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов) ; · завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

Наши рекомендации