Концепции происхождения власти. 5 страница

62.Современные политические идиологии: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм. Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Социал-демократия — социально-экономическая система, основной целью которого является обеспечение социального равенства за счет высоких налогов и перераспределения доходов государством. В отличие от Социализма, не предполагает уничтожения класса частных предпринимателей, как при социализме. Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег.[2] По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, идеологий и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини. В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира. В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р.Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение» нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново».

63. Политическое сознание — социально-психологические феномены, связанные с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации общественной жизни, распределения ответственности, установок по отношению к различным социальным системам и др. В каждом обществе имеются носители определенного типа П. с., которые не просто подчиняются данной системе власти, но и по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов П. с. выделяются, в частности, такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и др. Особенности П. с. выражаются в экспектациях людей по отношению к власти, в их приверженности определенным нравственным идеалам, в ценностных ориентациях, касающихся различных социальных процессов, и др. Сознание политическое

осознание социокультурной целостности частич­ным, идеологическим образом, направленное на сохранение и защиту наци­онально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Политическое сознание является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности. Политическое сознание отличается от сознания всеобщего харак­тера тем, что оно стремится к осмыслению целого на основе системы цен­ностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д. В зависимости от специфики куль­турно-технологической и политической организации общества, эти ценнос­ти могут колебаться в границах приоритетов политического пространства. В то же время политическое сознание не может не быть идеологизирован­ным, оно имеет акцентированное практически-властное значение и выпол­няет свойственную ей функцию осмысления общества с позиций политичес­кой организации и власти. Проблема истинности актуальна и для политического сознания, несмотря на то, что оно всегда содержит идеологически-спекулятивный момент. Момент истинности политического сознания находится в границах его адекватности осознаваемой социально-политической ситуации. Особен­но актуальна адекватность данной формы сознания в критические, кризис­ные моменты истории в значительной мере зависит направленность и сте­пень концентрации социальной энергии, экономической, дипломатической или военной силы, а следовательно, судьба государств и народов. Адек­ватность, соответствие сознания социально-политической ситуации и спо­собность это сознание за счет организации превратить в реальную соци­альную силу может преодолеть кризис в обществе.

64. Политическое отчуждение личности. Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму, государству или всей политической системе принудительной гомогенности связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением функциональности такого процесса, как массовизация. Форсированное создание однородной национальной этническое государство национал-социалистов или социальной пролетарское государство коммунистов массы отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков, парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной, первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия. Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических образований эпохи архаики. Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности модерности, непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и с омассовлением - в политическом. Высокая, в идеале предельная степень омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его сущностные признаки. Тенденции омассовления, нивелирования субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка, культуры, права и т.п а также в виде новой общенациональной общности - массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-индивидами.

65.Глобальные проблеммы международной политики. Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера. Принято выделять несколько групп глобальных проблем: – международное сотрудничество и упрочение мира; – обеспечение прав и свобод человека;– национальная и международная безопасность; – экология; – народонаселение или установление демографического равновесия планеты; – научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости; – международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями. Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом: 1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;

2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях; 3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися; 4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продоволь- ответного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;

5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.; 6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

66.Духовная жизнь общество и образовательная политика в Казахстане. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразование системы образования является одним из основных элементов становления суверенитета государства, его реальной политической и экономической независимости. В этой связи развитие высшего профессионального образования напрямую связывалось с проблемами развития общества и было обусловлено следующими социально-экономическими закономерностями: - переход общества на рыночную экономику, вследствие чего изменился характер производительных сил и производственных отношений, изменился социальный статус субъектов производства; - рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием; - увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет и прогнозируется обновление информации каждые три года; - быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов; - интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний; - активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда. Реформа кахазстанстого образования проводилась с пониманием того, что “качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе возможно осуществить только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна была стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям”. Цель основных направлений модернизаций в системе образования Казахстана - обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Модернизация образования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения для углубления и развития этого процесса на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала. Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года, но в то же время его темпы и глубина остаются недостаточными, а экономические трудности продолжают создавать основные препятствия в реализации необходимых преобразований. В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как: - демократизация высшего образования и децентрализация управления; - диверсификация сети и структуры высших учебных заведений; - создание новой законодательной и нормативной правовой базы; - внедрение новых государственных стандартов высшего образования; - рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета

67.Особенности политического прцесса в условиях перехода к рыночной экономике. Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей. В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки. Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран. В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

68. Казахстан в мировом сообществе, внешняя политика РК. Независимость — самая священная ценность для всех казахстанцев, реализовавшаяся в наши дни многовековая мечта народа. Благодаря умению объединяться и сплачиваться в моменты серьезных внешнеполитических угроз, широте души, дружелюбию и толерантности казахский народ, выдержав испытания судьбы, сумел сформировать крепкую государственность. С момента провозглашения государственности страна достигла огромных высот. Основа этих достижений - дальновидная политика Главы государства, мир и солидарность многонационального народа Казахстана. Дальнейшее упрочение независимости и государственности, национальная безопасность, ускоренное развитие экономики, твердая вера народа Казахстана в свое будущее, достижение прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе – основные направления стратегического развития. Принятие Конституции, государственной символики, введение национальной валюты – особо важные этапы развития государственности Казахстана. Многовековая история народа помнит немало знаменательных и поучительных страниц, достойных личностей – истинных патриотов отечества. Среди них яркие примеры ханов, внесших огромный вклад в консолидацию казахов в единую народность и формирование этнической территории, заботящиеся не о троне, а о благополучии подданых; великих биев, положивших основу закона; отважных батыров, защищавщих честь отечества, целостность родной земли от внешних врагов. Сегодня Казахстан известен мировому сообществу как страна с развитой экономикой и стабильными общественно-политическими устоями. Казахстан и международные организации Казахстан является активным членом многих международных организаций. Cреди них: ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК, ОДКБ, СНГ и другие. Казахстан и ООН 2 марта 1992 года по итогам 46-й сессии[2] Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН[3].
На сегодняшний день в Казахстане работают 15 представительств ООН: Казахстан и ОБСЕ В январе 1992 года Республика Казахстан вступила в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эта организация, прежде всего, видит в Казахстане партнера по решению афганского вопроса.
Главным достижением страны в этой организации является ее председательствование в 2010 году. В течение этого года Казахстан добился высоких результатов, главным из которых является проведение Саммита ОБСЕ[4] в Астане после 11-летнего перерыва. По итогам Саммита была принята Астанинская декларация "Навстречу сообществу безопасности". Казахстан и ШОС Казахстан уделяет особое внимание на отношения с близлежащими государствами. Казахстан - одна из пяти стран, стоявших у истоков появления этой организации. С начала основания Шанхайской Организации Сотрудничества Казахстан активно участвует в работе организации и на 2010-2011 годы стал ее председателем. В организации занимает ключевое место из-за своего географического расположения в центре территории ШОС. Казахстан и ОИК В 1995 году Казахстан стал членом Организации Исламская Конференция. Организация преимущественно состоит из арабских стран, отношения с которыми названы стратегическими. Особым достижением в этой организации является избрание председателем с июля 2011 года. Казахстан и ОДКБ Казахстан был в числе первых 6 стран, подписавших договор о коллективной безопасности. После сессии Договора о коллективной безопасности в Москве в 2002 году страны-участницы решили создать организацию на базе договора. В феврале 2009 года были организованы Коллективные силы оперативного реагирования, чьи первые совместные учения прошли в Казахстана на военном полигоне Матыбулак. Казахстан и СНГ Казахстан изначально активно участвовал в работе и создании основы этой СНГ. По инициативе казахстанской стороны 21 декабря 1991 года был организован саммит в Алматы и подписана Алматинская декларация.
На сегодняшний день, Содружество Независимых Государств играет огромную роль во внешней политике Казахстане ввиду глубокой взаимной интегрированности стран-участниц во всех сферах международных отношений. Внешняя политика Республики Казахстан определяется Президентом страны и осуществляется работой Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Казахстан на данный момент стал крупным игроком в международной политике, что обуславливается его хорошим географическим положением на границе двух континентов, Европы и Азии, между ключевыми участниками международных отношений, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Наличие обширных территорий (9 место по площади в мире), огромных запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов позволяет стране повысить свой международный политический рейтинг.

69. Социально-классовая диференциация и социальная стратификация, их учет в политике.Происходит социально-классовая дифференциация и специализация институтов, участвующих в процессе социализации, нарушается плавность и монотонность самого процесса, что отражается на усилении напряженности, противоречивости в структуре личности. Расширяются временные и пространственные рамки социализации, стираются четкие границы ее этапов, меняется внутреннее содержание социализации за счет количест- венного увеличения, качественного усложнения и вариативного расчленения той информации, которую должен освоить индивид в ходе своего формирования как личности. Однако эти изменения, в той или иной степени присущие любому обществу, в сегодняшнем афроазиатском ареале протекают в условиях социокультурной гетерогенности и симбиозности таких разнородных и разнозначимых механизмов социализации и такого объема социальной информации, которых не знало еще ни одно из ранее существовавших обществ. Социальная стратификация. Раскрывая содержание социальной структуры, мы рассматривали общество в горизонтальной плоскости. Для понимания стратификации следует представить его в вертикальном положении. При таком подходе социальный состав превратится в социальную стратификацию, т.е. совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (бедных, зажиточных и т.д.). Иначе говоря, подсоциальной стратификацией (от лат. stratum – слой) понимается разделение, расчленение совокупности людей (населения) на социальные слои (страты) в иерархическом порядке, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В таком иерархически выстроенном распределении социокультурных благ проявляется сущность социального расслоения, посредством которого общество получает возможность стимулировать одни виды деятельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи. Социальная стратификация отличается от социальной дифференциации. Понятие “социальная дифференциация” более широкое по объему и подразумевает любые социальные различия. Например, любителей рыбной ловли можно выделить в группу людей, которые определенным образом проводят свое свободное время. Это занятие может служить дифференцирующим фактором, но остается нейтральным к процессам расслоения. Однако профессиональная принадлежность к рыболовству свидетельствует о том, что человек включен в систему общественного разделения труда, занимает вполне конкретное положение в иерархии социальных статусов и тем самым включен в социальное расслоение.

70. Религиозные факторы и политика. К сожалению, проблема взаимоотношений религии и политики часто сводится к проблеме отношений церкви (или другого религиозного института) и государства. Явления внецерковного и внегосударственного характера (транснациональные религиозные движения, религиозно мотивированный терроризм, религиозно-этнические конфликты) упоминаются вскользь. Между тем религия не тождественна «церкви» или любой другой официальной структуре. Религия часто появляется на мировой арене в виде системы транснациональных связей между государствами, отдельными группами, общинами и политическими движениями. Эти связи устанавливаются «поверх» государственных границ, создавая дополнительную систему взаимосвязей, сосуществующую с системой межгосударственных отношений. В каком-то смысле, происходит частичное возвращение мира к догосударственному состоянию, когда лояльность человека может принадлежать как государству, так и транснациональной религиозной общности. Возвращение» религии в мировую политику заставило некоторых западных ученых заговорить о «новом средневековье» (neomedievalism) – то есть об эпохе, когда лояльность граждан принадлежит не государству, а транснациональным религиозным сообществам. В этот период, как и в эпоху средневековья, территория не имеет особого значения, так как люди получают возможность вступать друг с другом в непосредственные контакты, не пересекая физически государственных границ. Более того, нет необходимости и в использовании старых средств связи, таких как почта или телефон, которые слишком уязвимы перед силой государств (прослушивание, перлюстрация). Потеря связи с территорией, снижение значимости физического контакта делает различные негосударственные субъекты, так сказать, все менее и менее уловимыми. Многие политологи предпочитают говорить не о международных отношениях (отношениях между «народами», то есть, государствами), а о мировой политике, в которой взаимодействуют государства, этнические группы, проживающие на территории одного или нескольких государств, а также транснациональные субъекты.

71. Тенции и перспективы мирового сообщество. 174 стр

72. Геополитические факторы РК. Геополитическое положение Казахстана. С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ». Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения. Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км. Казахстан расположен на стыке Европы и Азии, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики - это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны. Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.

73. Политические преобразования странах СНГ, проблема пути их разрешения. В динамике общественных перемен важное значение имеет создание эффективной национальной правовой системы каждого государства Содружества. Центром этой системы становится конституция.Разработка и совершенствование новых конституций стран СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты государствоведения. Она оказывает влияние на все стороны социальной жизни.Посредством конституции оформляется правовая природа государства, форма правления, государственного устройства, достигается организационное единство государства как целого, регионов и территориальных самоуправляющихся общностей; регулируются взаимоотношения личности, общества и государства. С помощью конституций в странах СНГ происходит формирование нового общественного строя (Казахстан, Молдова, Украина) или модернизация существующего (Туркменистан).Конституционные реформы в странах Содружества охватывают основные сферы общественно-политической жизни. Суть этих преобразований — в создании правовой модели обновленного общества в суверенных государствах. Масштабность конституционных реформ связана с вступлением стран СНГ на путь формирования рыночной экономики и утверждением ценностей гражданского общества.В конституционных реформах получают отражение масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ; социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения государственного суверенитета и перехода экономики на рыночную модель; повышения эффективности правового регулирования общественных отношений; признания человека высшей социальной ценностью.Темпы и масштабы социально-экономических преобразований в странах Содружества обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного законодательства.До распада Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы. Над ними возвышались Конституция СССР и федеральное законодательство. Конституции союзных республик доперестроечного периода копировали союзную Конституцию и были как две капли воды похожи одна на другую. Это были идеологизированные документы. Марксистско-ленинские идеи признавались в них государственной идеологией. Это особенно рельефно проявлялось в содержании преамбул и первых разделов республиканских конституций 1978 г. В них говорилось о коммунистическом идеале, целях коммунистического строительства. Государство провозглашалось основным орудием строительства социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая согласно республиканским конституциям придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст. 6 всех республиканских конституций 1978 года).Согласно этим конституциям трудовые коллективы были обязаны воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Закреплялась социалистическая собственность на орудия и средства производства и социалистическая система хозяйства. Частная собственность на орудия, средства производства и землю не допускалась. Экономика развивалась на плановых началах.Глубокие перемены общественного строя с началом перестройки в СССР, а затем после распада СССР и утверждения государственного суверенитета в бывших советских республиках не могли не сказаться на содержании их конституционного законодательства.Правовой основой новых конституций стран Содружества стали Декларации о государственном суверенитете (например, Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 г. и др.). Эти документы не утратили своего значения и в настоящее время. Они легли в основу разработки новых конституций. Так, в Преамбуле Конституции Армении от 5 июля 1995 г. подчеркивается, что армянский народ принимает за основу новой Конституции фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости Армении.Необходимость конституционных реформ в государствах СНГ назревала объективно. На первом их этапе страны Содружества, так же как и Россия, ограничивались поправками в тексты основных законов, которые не сводились к косметическому ремонту, а серьезно обновляли их содержание и структуру. Подводя черту под тоталитарным прошлым, они означали принципиально новый этап конституционной истории государств — участников СНГ.Конституционный процесс в странах Содружества рождает множество оригинальных моделей и демонстрирует разнообразие конституционных решений.Конституционные реформы в странах Содружества имеют целью укрепление суверенной национальной государственности; выработку новой модели социально экономического развития; формирование гражданского общества и новых институтов государственной власти; расширение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Наши рекомендации