Концепции происхождения власти. 4 страница

Языковая проблема в Казахстане. Языковая политика в Казахстане «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев» — президент Казахстана Назарбаев.Казахстан по степени распространения и общественной значимости русского языка вполне может претендовать на статус «страны русского мира», ввести который недавно предложил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но молодые казахстанцы, осознают, что без знания государственного языка невозможно получить образовательные гранты, сделать карьеру в государственных учреждениях, сфере услуг, правоохранительной и судебной сфере.Концепция языковой политики в Казахстане определяет для себя главную сложность в «создании оптимального языкового пространства государства», требующего «чёткого определения функционального соотношения языков, при котором государственный язык должен занять достойное место». Языковая ситуация в Казахстане. Языковые процессы можно отнести к процессам социальным, выражающие изменения, происходящие в обществе. Проведение исследований в режиме мониторинга позволяет рассмотреть динамику изменений этих процессов. По заказу Департамента по развитию языков Министерства Культуры c апреля по июль 2004 текущего года был проведён республиканский социологический опрос, который охватил все 14 областей, города Астана и Алматы. Главной целью данного исследования являлось выяснение текущей языковой ситуации в Республике Казахстан. В данном отчете дан сравнительный анализ результатов исследования 2000 и 2004 гг. В качестве основного метода сбора эмпирических данных использовался анкетный опрос. Общий массив выборочной совокупности составил 1500 респондентов. Структура выборки репрезентирует население Казахстана по полу, возрасту, национальной и профессиональной принадлежности. Основные задачи исследования определялись исходя из необходимости получения информации по следующим аспектам языковой ситуации: степень владения населения Республики Казахстан государственным языком; степень знакомства населения с законодательной базой, регламентирующей языковую политику в республике; место государственного и других языков в социально-коммуникативной системе казахстанского общества; характер социально-языковых предпочтений взрослого населения в вопросе предоставления базового среднего или высшего образования детям на том или ином языке; уровень и характер социальных предпочтений в отношении использования языков в различных сферах жизни; уровень социальной активности – пассивности населения в обучении государственному языку.

54. Политические партии. Партии Казахстана. Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Классификация партий: 1. Социально-классовый критерий: - буржуазные; - трудящиеся; 2. По организации (критерии Дюверже): - массовые; кадровые; 3. По степени участия во власти: - правящие; - оппозиционные; 4. По характеру целей и задач: - консервативные; - реакционные; - радикальные; 5. По идеологии: - консервативные; - либеральные; - социалистические; - коммунистические; - националистические; -фашистские; - зеленые; - клерикальные; 6. По месту в партийном спектре: -правые; - центристы; - левые; 7. По организационной структуре: - классического типа; - движенческого типа; - политический клуб. Политические партии Казахстана. Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни»[источник не указан 216 дней]. Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается. Согласно последней редакции Закона Республики Казахстан «О политических партиях» политическая партия должна иметь не менее 50 000 членов. Список партий, зарегистрированных в Центральной избирательной комиссии. В Казахстане официально зарегистрированы 9 политических партий: - Народно-Демократическая партия «Нур Отан»; - Демократическая партия Казахстана «Ак жол»; -Демократическая партия «Адилет»; - Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»; - Коммунистическая Народная партия Казахстана; - Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена[2][3]); - Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»; - Партия патриотов Казахстана; - Партия «Руханият»; Прекратившие существование: - Аграрная партия Казахстана; - Гражданская партия Казахстана; - Партия «Народный конгресс Казахстана»; - Республиканская народная партия Казахстана; - Республиканская партия «Асар»; - Республиканская партия Казахстана; -Социалистическая партия Казахстана; Незарегистрированные: - Народная партия «Алга!»; - Пиратская партия Казахстана Запрещенные: - Хизб ут-Тахрир аль-Ислами..Партии начала XX века: - Партия Алаш; - Уш жуз; - Иттифак ал-муслимин; - Союз рабочих мусульман

55. Общественные организации и движения. 1. Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Основные черты современного общества - высокая степень организованности политической жизни. Люди участвуют в политической жизни посредствам определенных общественных объединений. Эти объединения возникают в силу естественной потребности человека соучаствовать в делах общества. В повседневной жизни они освобождают его от необходимости разрешить многие проблемы, позволяют человеку действовать более уверенно и эффективно.
Общественные движения можно определить как совместное стремление людей к реализации общей цели. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это:
1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной не решенной проблемы. Это может быть угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д. С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой - появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер. 2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. 3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выход на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих. 4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы. 5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.
Общественные движения следует отличить от общественных организаций. Общественные организации - это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках.
Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.
Динамика развития общественной организации берет свое начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую. Но не стоит конечно думать, что создание любой общественной организации - это прямой путь к бюрократизации и перерождению. Если в организации существует контроль рядовых членов над руководством, если соблюдается принцип выборности и сменяемости, если руководство действует гласно и открыто, она способна эффективно решать существующие проблемы. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: - участвовать в образовании государственных структур; - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений; - представлять и защищать интересы граждан; - осуществлять социальный контроль; - формировать общественное мнение и т.д.
Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

56. Проблема инторнационализма.Интернационали́зм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. Существуют различные варианты интернационализма: в частности, пролетарский интернационализм в марксизме обозначает солидарность пролетариев разных стран в борьбе против эксплуататоров. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации. Понятие используется в качестве антитезы национализма. В советской идеологической системе пролетарский интернационализм противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как шовинизм и идеология национальной исключительности, с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всяких национальных корней. Ряд интернационалистов поддерживают создание мировых координирующих организаций типа ООН и выступают в перспективе за сильное «мировое правительство». С другой стороны, многие интернационалисты считают, что сила подобного правительства может стать очень опасной в случае, если оно окажется в руках диктатора, и поддерживают скорее идею федерации государств. Проблема национального и интернационального - это проблема национального и общечеловеческого в культуре. В марксистской философии интернациональное понималось как общий для всех народов классовый интерес, который афористично выражался лозунгом I Интернационала - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Объединение международного пролетариата против эксплуатации, угнетения и неравенства - таков был содержательный смысл интернационализма. Вместе с тем проблема интернационального в культуре и духовной цивилизации - это проблема общечеловеческих ценностей, выраженных в конкретных ценностях и социальных нормах, традициях нации или народности. Интернациональное - это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социальной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимосвязям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогащение культур на почве взаимодействия и сотрудничества, всемерного развития каждой национальной культуры.

57. Социальные общности как субъект и объект в политических отношений. Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения). Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов. Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. [c.12] Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов. Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить: • активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей; • пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому; • стихийное или неосознанное участие; • проявления политической апатии, неучастие в политике. По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

58.Политический процесс как проявление деятельности граждан, политических сил. 1. Понятие "процесс" используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.
Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Правда, некоторые ученые отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении понятия "политический процесс" распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией "политика", а третий подход трактует понятие "политический процесс" как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.В сущности, политический процесс охватывает все действия рядовых граждан и представителей элит, как поддерживающих правящий режим, так и находящихся в оппозиции. Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, "завоевывает" общество. Внутреннее же содержание политического процесса - как бы технология власти, совокупность локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменения её состояний во времени и пространстве. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.Можно предложить и такое определение: политический процесс - это развитие и взаимодействие политических сил ради использования власти для решения задач и реализации интересов, идей и концепций при решении политических проблем.

59. Партииная система. Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы оп­ределенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем. В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность поли­тической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс. Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наибо­лее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие мно­гообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопар­тийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д. Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масш­таб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количе­ство избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределени­ем депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений. По политическому весу выделяются четыре типа партий: - мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство манда­тов и право на проведение собственного политического курса; - партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; - доминирующая партия – получившая относительное большинство депу­татских мест; -миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

60. Избирательная система. Избирательная система РК. Избирательная система и избирательное право имеют одинаковое значение. Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах в объективном и субъективном. Под избирательным правом в общественном смысле следует понимать совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и правоведение выборов, взаимоотношения между избирательными и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательная система – это система правовых норм, т.е. конституционно-правовые, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Вопросы избирательной системы в Казахстане были урегулированы Конституционным законом от 28 сентября 1995г. с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997г., от 8 мая 1998г., от 6 ноября 1998г., от 6 апреля 1999г. и от 28 июня 1999г. «О выборах в РК». Под избирательным правом в субъективном смысле понимается конкретное право лица участвовать в выборах. Избирательное право в субъективном смысле означает право граждан избирать представительные органы власти и самоуправления должностных лиц (активное избирательное право) и быть избранными в эти органы или на соответствующие государственные посты (пассивное избирательное право). Например: Гражданин РК, достигший 18 лет может участвовать в выборах Президента РК, депутатов Мажилиса Парламента РК, но не может быть избранным из-за барьера. Баллотироваться кандидатом в депутаты Мажилиса он имеет право, когда ему исполнится 25 лет, а кандидатом в Президенты по достижении 40 лет. Между избирательным правом и избирательной системой существует неразрывная связь. Их нельзя противопоставить, но и нельзя отождествлять. Избирательная система отличается от избирательного права, она представляет собой, следовательно, не совокупность правовых норм, а результат правового регулирования фактических общественных отношений, которые получают своё выражение в установленном порядке организаций и проведения выборов в органы государственной власти.

Политическая культура. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. Функции политической культуры. В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе. Функции политической культуры: 1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность); 2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей); 3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт); 4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения); 5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти. К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки. Типологии Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры: - приходская культура (Parochial); -зависимая культура (Subject); -культура участия (Participant). Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями». И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

Наши рекомендации