Концепции происхождения власти. 1 страница

власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

К наиболее распространенным концепциям власти относятся: • теологическая, обосновывающая происхождение власти (как власти, данной от Бога); • институциональная, делающая акцент на появлении институтов в обществе (главным из которых является государство) как основной причине возникновения властных отношений (занятие определенной должности в том или ином государственном органе дает власть); • системная, рассматривающая власть как безличный атрибут, подобно деньгам в экономике, упорядочивающий отношения между людьми в обществе; • ролевая, определяющая власть как реализацию социального положения (социальной роли), обусловливающего контроль одного субъекта над другими; • рыночная, оценивающая властные отношения по аналогии с рыночными (как сферу услуг, конкуренцию различных интересов в обществе, как рынок идей и людей, где идеи и люди борются за «покупателя»); • обмена ресурсов, согласно которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, человеческих, интеллектуальных) и поэтому обладание редким ресурсом дает власть (путем обмена ресурсами); • психологическая, объясняющая власть как природное свойство человека господствовать или подчиняться (для того чтобы выжить); • классовая, сводящая власть к воле класса, господству экономически более сильного класса над другими; • силовая, связывающая власть с использованием принуждения, силы (у кого сила — у того и власть). Существуют и другие концепции власти: биологическая (как средство обуздания природой агрессивности человека), психологическая (фрейдистская), бихевиористская (поведенческая).

бихевиористская концепция связывает происхождение власти с психологическими особенностями человека.

26. Субъект и объект власти. Функции власти. Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося порядка и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Таким образом, субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти.Объект власти — то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся индивид, социальная группа, масса, класс. В любом обществе власть выполняет ряд важных функций: К ним можно отнести: - господство (закрепление власти); -руководство обществом (осуществляется политической элитой); -управление и организация жизни общества (осуществляется бюрократией); - контроль (со стороны элиты — за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии — за исполнением принятых решений). К субъектам политической власти относятся: - социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой кабинет"); - правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции: 1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. 2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти. 3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др. 4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

27.Классификация власти. Разделение властей. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть. Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Существуют и другие подходы к выделению видов власти. Так, в зависимости от субъектов власть делится на: — государственную; — партийную; — профсоюзную; — армейскую; — семейную и т.п. По широте распространения выделяются следующие виды власти: — мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.); — макроуровень (власть на уровне центральных органов государства); — мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных); — микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах). По функциям государственных органов различается власть: — законодательная; — исполнительная; — судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: — тоталитарную; — авторитарную; — либеральную; — демократическую. В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти: — полиархия (власть многих); — олигархия (власть финансистов и промышленников); — плутократия (власть богатой верхушки); — теократия (власть духовенства); — партократия (власть партии); — охлократия (власть толпы). Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие: 1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права; 3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы; 5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации. Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

28.Легальность и легитимность власти. Основные черты власти – легитимность, легальность и эффективность. Легальность соответствует понятию «законность» (Lex – в переводе с лат. - закон), носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение. Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта. (Например, законно функционирующая власть не признавалось народом во время Оранжевой революции). Признанным автором политической теории господства является М. Вебер. Верный принципу свободы науки от политических и идеологических установок, он наполнил теорию господства общечеловеческим содержанием В отличие от обыденной трактовки господства как подавления, угнетения и т.п., Вебер понимает под господством политический порядок, при котором одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется (хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых). Такой порядок может служить интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества, или, по крайней мере, его большинства. Причем, добровольность повиновения и легитимность (законность) господства для Вебера норма, в рамках которой только и возможна постановка вопроса о господстве. В зависимости от мотивов, по которым люди могут добровольно подчиняться (интерес, традиции, личная склонность), Вебер выделил три типа легитимного господства (власти). 1 Рационально-правовой тип легитимности(демократический). Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии. Таким образом при легальном типе господства источником легитимности выступает рационально понятый интерес, побуждающий людей подчиняться не личности руководителя, а праву, в рамках которого избираются и действуют представители власти в демократических государствах. Таким образом это безличный (деперсонифицированный) формально-правовой принцип, которому подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники, бюрократия). 2 Традиционный тип легитимного господства основан на вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей. Такой тип схож с отношениями в патриархальной семье, где традиции добровольного подчинения старшим особенно прочны и устойчивы. Традиционное господство характерно для феодальной Европы и Востока, для монархических форм правления. Но Вебер считал, что и для Запада, для стабильности демократии, полезно сохранение монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. 3. Харизматический (от грач.charisma — божественный дар) тип власти основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше — Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот тип организации политической власти получает широкое распространение в периоды революционных перемен, особенно на Востоке и в Восточной Европе, где новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженной воли большинства. Разрабатывая вопрос о типах власти, Вебер большое внимание уделял проблеме ее устойчивости. Если право составляет, в основном, внешнюю гарантию стабильности, то внутренней гарантией устойчивости социальной системы он считал личные интересы. Принятие власти населением, признание ее права управлять и согласие подчиняться и означает, по Веберу, ее легитимность. Развивая эту проблему, американский политолог Г. Алмонд считает политический режим устойчивым, если он принимается гражданами в качестве правильной формы правления, а известный немецкий философ К. Ясперс в понятие политической легитимности вкладывает господство доверия власти со стороны народа.

29.Понятие политической системы и ее сущность. Понятие "политическая система" - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.
Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).Сущность политической системы Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин политическая система встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В Политике Аристотеля мы читаем форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве Аристотель. Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов. По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей национальное или интернациональное . Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе.

30. Функции политической системы. Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности); 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы; 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; 9) распределение материальных и духовных ценностей. Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

31.Модели взаимодействия политической системы и окружающей среды Д.Истона и Г.Алмонда.Авторами классической модели политической системы являются американские ученые Д. Истон, Г. Алмонд и К. Дойч. При построении теоретической модели политической системы используются четыре базовые категории: «политическая система», «окружающая среда», «реакция системы» и «обратная связь». В соответствии с этой моделью, процесс функционирования политической системы состоит из следующих фаз: 1) «входа» («ввода») — влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки; 2) «конверсии» («преобразования») — реакции системы на требования окружающей среды, их преобразования в определенные решения; 3) «выхода» («вывода») — осуществления принятых решений в виде конкретных действий системы; 4) «обратной связи» — влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки. Согласно данной модели, в систему извне поступают требования (мнения индивидов по поводу распределения ценностей в обществе — обеспечения безопасности, социальной защите, образованию, медицинским услугам и пр.), которые ослабляют политическую систему, и поддержка (материальные и нематериальные ресурсы — налоги, выполнение обязанностей, законопослушное поведение, участие в выборах и референдумах и др.), усиливающая систему. Ввод информации представляет собой выявление и анализ существующих интересов (функция артикуляции интересов ), их обобщение и интеграцию (функция агрегирования интересов), которые выполняют группыь интересов, общественные организации и политические партии, формулирующие и обобщающие требования населения. Большое значение имеет и функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение политической информации между элементами политической системы, системой и окружающей средой. Политическая система перерабатывает поступившие в нее требования и поддержку в решения по распределению ценностей (законы, распоряжения, другие нормы) и соответствующие действия по регулированию общественных процессов. Функция конверсии (преобразования информации), таким образом, заключается в установлении норм, правил (законодательная деятельность), а выьвода — из применения этих норм, выполнения конкретных действий (исполнительная деятельность), а также осуществления контроля за соблюдением установленных норм и применения санкций в случае их нарушения (правоохранительная, контрольно-надзорная деятельность). Для поддержания стабильности в обществе решения и действия системы на «выходе» должны соответствовать требованиям и поддержке, существующим на «входе». На поддержание равновесия системы направлены механизмы обратной связи (ценности и установки политической культуры, идеология, политическая социализация, рекрутирование элиты и др.). К основным функциям политической системы относят функцию политической социализации (приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям); функцию политического реагирования (реакция на импульсы, идущие извне или изнутри системы); мобилизационную (экстракционную) функцию (мобилизация ресурсов для выполнения задач системы); дистрибутивную (распределительную) функцию (распределение политической системой благ, услуг и статусов); регулятивную (управленческую) функцию (управление, координация поведения индивидов и групп); функцию политического рекрутирования (подготовка и отбор политических лидеров, элит). По типу легитимного господства (М. Вебер) выделяют традиционные, харизматические и рационально-легальные политические системы; по типу общественно-экономической формации (К. Маркс) — рабовладельческие, феодальным, капиталистические и коммунистические; по характеру связей с окружающей средой (К. Поппер) — закрыьтыье и открытые; по характеру политических ценностей, лежащих в основе правления (Ж. Блондель), — либеральныье, традиционные, радикально-авторитарные (коммунистические), авторитарно-консервативные и популистские; по типу политической культуры (Г. Алмонд) — англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и тоталитарная. Одной из наиболее распространенных в современной политической науке является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов осуществления власти — на демократические и недемократические (автократические) системы. Последние, в свою очередь, подразделяются на тоталитарныье и авторитарныье.

32. Типология политических систем. Основанием типологизации политических систем может служить социально-экономический фактор, обусловливающий политическое господство экономически доминирующего класса. Предложившие подобную классификацию К. Маркс и Ф. Энгельс взяли за основу способ производства и соответственно выделили рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы. Однако в отмеченных типологиях абсолютизируется роль одного фактора и не учитывается влияние других переменных, что делает их недостаточно прагматичными. Общепризнанной считается типология политических систем /. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и ролевой структуры (т. е. структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, средствами массовой информации). В соответствии с этими критериями выделяются четыре типа политических систем: 1) англо-американская, 2) европейская континентальная, 3) доинду-стриальная и частично индустриальная, 4) тоталитарная. Политические системы англо-американского типа отличаются «однородной, светской политической культурой», ориентированной на либеральные ценности (свободу, безопасность, собственность), и «сильно разветвленной ролевой структурой», представленной автономными партиями, группами зашиты интересов и т. д. Однородная политическая культура и развитая система многофункциональных институтов, способных реагировать на возникающие потребности,обеспечивают стабильность. Континентальные европейские системы отличаются «раздробленностью политической культуры», наличием изолиро- ванных друг от друга субкультур, т. е. систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Так, французскую политическую культуру характеризует взаимопроникновение католической, социалистической и коммунистической субкультур. В соответствии с этими субкультурами происходит распределение политических ролей, но не в масштабах общества, а в масштабах группы. Каждая субкультура представлена своими партиями, средствами массовой информации. Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, угрозу «цезаристского переворота» (Г. Алмонд), поэтому в европейских странах достаточно часты правительственные и парламентские кризисы. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой на саму себя местной («приходской») политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре, к национальной целостности и ориентируются на местную политическую подсистему - племя, клан, деревню. Многообразие политических субкультур сокращает возможности достижения согласия и компромисса. Это обусловливает высокий уровень насилия, выступающего средством примирения. Дифференциация политических структур и функций минимальна, непостоянна и неустойчива, поэтому, например, исполнительные органы могут присваивать себе функции законодательных. В тоталитарных политических системах доминирует «подданническая» политическая культура, ценности и образцы политического поведения навязываются властью. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование иных субкультур невозможно. Хотя и существует дифференциация политико-правительственных структур, тем не менее вся власть концентрируется в руках монопольно властвующей партии. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности.

Политический режим и его взаимосвязь с политической системой. Политическая система и политический режим являются центральными категориями, изучаемыми в рамках политологии. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально оформленными и не институционализированными, однако в совокупности они образуют политическую систему общества. Политическую систему (греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) следует определить как совокупность устойчивых и постоянных взаимодействий политических институтов и политических акторов (игроков). Политическую систему, таким образом, следует определить как совокупность всех субъектов политики, таких как, например, государство, парламент, партии, общественно-политические союзы и движения, гражданские ассоциации, неполитические организации, которые в своей деятельности связаны с политикой, например, профсоюзы, церковь, средства массовой информации и социальные общности, группы давления и группы интересов, а также политические лидеры и отдельные граждане, выполняющие политическую роль, например, действующие в качестве избирателей. Политическая система структурирована, то есть, расчленена на отдельные относительно самостоятельные и устойчивые элементы, между которыми наличествует постоянная взаимосвязь, образующая общность интересов и целей субъектов политики. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Структура политической системы зависит от её элементов, а также степени дифференциации и специализации элементов системы и политического разделения труда (специализации) политических акторов. Сами элементы политической системы, их роли и функции в системе зависят от её структуры, а также от взаимосвязи, в которой они находятся. Структурные изменения в политических системах, как правило, происходят медленно, например, эволюционный тип изменений в политической системе США с момента провозглашения независимости в 1776 г. по настоящее время. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций, например, Россия в 1917 и 1991 гг. Политические системы в это время отличаются нестабильностью, когда антагонистические (греч. antagonism – борьба, спор) аспекты интересов политических акторов (действующих субъектов политики) доминируют над интеграционными (от лат. iteger – целый) мотивами и интересами. Понятие политический режим, как полагает профессор политологии Университета Осло Ян-Эрик Лэйн, включает в себя ряд основных критериев: принципы осуществления властных отношений; механизмы формирования государственной власти; способы взаимоотношений представителей государственной власти и общества; влияние негосударственных организаций на политические процессы; роль идеологии в жизни общества; характер политического лидерства; соотношение прав и свобод граждан; правовое положение средств массовой информации и их политический статус; значимость политических партий и движений в политике; а также взаимодействие между законодательной и исполнительной властью. В общем порядке политические режимы различаются по следующим критериям: * по характеру государственно-правового режима, то есть по методам осуществления власти, например тоталитарные, авторитарные и демократические режимы; * по способу организации высшей власти (по форме правления), например, монархия или республика. Данный способ классификации политических режимов современности является наиболее полным и исчерпывающим. Более того, указанная выше типология позволяет избежать двусмысленности и неопределённости в описании «гибридных» форм политических режимов.

Наши рекомендации