Историко-культурное наследие

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, разви­тию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» JI.H. Толстого). Предлагались необычные фор­мы прочтения историко-культурных традиций (исторические и этнографические инсценировки, формирование узна­ваемого лица города и региона), на этой основе развивался культурный туризм. После болезненного периода перехода на коммерческие принципы хозяйствования появились возможнос­ти для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития на­родных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дым­ковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Пе­тербурга, 1100-летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Масштабные выставки вернули имена выдающихся дея­телей культуры прошлого, в первую очередь русского авангар­да, в современное культурное пространство. Персональные вы­ставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла не­известные массовому читателю страницы отечественного духов­ного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончив­ших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восста­новления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Фе­дора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеле­ва. Домой возвратились некоторые представители послерево­люционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова писатель И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуаль­ной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческо­му прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обра­щены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж. В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солже­ницына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомил­лионную аудиторию.

Огромный интерес вызвали произведения нового рос­сийского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание ху­дожественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягин­цева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпоч­тений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экра­не религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкрет­ного художественного произведения.

Религиозная жизнь

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — пра­вославия, ислама, иудаизма, буддизма.

Большинство населения страны относило себя к право­славному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослуже­ния, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — ме­нее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их чис­ло продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архи­ерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной кон­цепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, на­цию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадав­ших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты право­славные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного об­разования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в част­ности, было начато издание 25-томной «Православной энцикло­педии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных хра­мов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые зда­ния. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церк­ви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.

В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.

В 2007 г. произошло долгожданное историческое собы­тие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписа­нием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей.

Рост религиозного самосознания на­иболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети рос­сийских мусульман составляет 45 лет.

В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мече­тей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 цент­ров исламского образования.

Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужите­лей и специалистов по различным направлениям исламской нау­ки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность со­вершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религи­озные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма про­исходило возрождение религиозных практик. К настоящему вре­мени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Буря­тия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправля­ют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиоз­ных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских цент­ров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Ак­тивно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с рус­ской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследо­вания на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва.

Новые общины появились у Армяно-григорианской церк­ви, католиков, представителей различных протестантских церк­вей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передава­лись закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сай­ты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о переда­че церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в цер­ковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе. В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церков­ные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подго­товки священнослужителей, которых не хватает для открываю­щихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но глав­ной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодей­ствия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного обще­ства и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процес­сы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взве­шенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются при­оритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих про­цессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будуыщему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?

2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?

3. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

4. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

5. Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?

6. Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?

7. Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

8. Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?

9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и ис­кусстве России в конце XX — начале XXI в.?

10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информа­цию в виде диаграммы.

11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику разви­тия конфессий. Составьте сравнительную таблицу.

12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализа­цией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об од­ном из новых направлений искусства в этот период.

15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биогра­фический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).

16. Определите проблемы молодежи в современной России и пу­ти их решения.

Наши рекомендации