I. культурное наследие античности

1. Уникальность античной культуры.

2. Культура Древней Греции:

а) доклассический период древнегреческой культуры;

б) мифология и религия Древней Греции;

в) классический период как взлёт древнегреческой культуры;

г) характерные черты древнегреческой эллинской художественной

культуры.

3. Культура Древнего Рима:

а) влияние древнегреческого и этрусского наследия;

б) место государства и права в системе духовных ценностей римской

культуры;

в) религия Древнего Рима. Возникновение христианства;

г) особенности древнеримского искусства;

д) вклад древних римлян в мировую культуру.

Доклады:

1. Театр Древней Греции.

2. Большой Цирк древних римлян.

Методические указания

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем, античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.

Отметьте в своём выступлении важность в истории мировой культуры периода античности и общие его отличия от культуры Древнего Востока. Античность как тип культуры. Хронология и периодизация античной культуры. См. литературу: [4, с. 139-135; 1, с. 88-89].

Покажите экономические, социально-правовые и духовные особенности греческой культуры как культуры полисной. Полис как наивысшая сакральная ценность. Влияние социального устройства общества на древнегреческую культуру. Охарактеризуйте основные этапы развития греческой культуры (гомеровская эпоха, классическая культура античного полиса). Характеризуя достижения греков в области литературы, искусства, науки и философии, отразите роль мифа и религии. Мифы и религия в Древней Греции. Основные сюжеты и персонажи древнегреческой мифологии. Мифологическая картина мира. Греческая «любовь к мудрости». Ремесла. «Эллинистическое служение прекрасному»: Олимпиады, Дионисии, Элевсинии, мусические и немусические искусства. Феномен «полисной морали». Сократ и определение нового круга нравственной проблематики. Эллинизм и его основные черты. Космополитические и индивидуалистические тенденции эпохи. Утверждение конкретно-гуманистического идеала. Внимание искусства к «бытовому» человеку. Материал об этапах развития древнегреческой культуры можно найти в следующей литературе: [5, с. 493-498, c. 562-573; 10, с. 249-250; 6, с. 74-78, с. 304-305] и др.

Начните свое выступление с характеристики полисной основы римской культуры и основных ее периодов. Покажите эволюцию политической и личностной культуры при движении от республики к империи. Отметьте основные достижения древних римлян в области науки и искусства. Выясните истоки древнеримской культуры, проблему самобытности культуры Древнего Рима и ее основные черты и достижения. Гражданственность и государство – доминанты римской культуры. Инженерный гений римлян. Массово-зрелищная культура в Древнем Риме. Религиозный синкретизм. Зарождение христианства. Падение Рима и его уроки. Место античности в истории европейской и мировой культуры. См. литературу: [7, с. 111-117; 9, с. 78-82; 4, с. 152-157; 6, с. 74-78, с. 304-305; 2, с. 188-204] и др.

Выясните, каков вклад античности в мировую культуру. Античная культура как основа европейской цивилизации. Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к учебным пособиям: [9, с. 70-72; 12, с. 215-242] и др.

Глоссарий

Агора– центральная площадь древнегреческого города, на которой размещался рынок, собирался народ, и от которой обычно брали начало улицы.

Акведук – мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролётами в местах понижения уровня земной поверхности.

Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны).

Античная культура – древний период в развитии культуры, в основном древнегреческой и древнеримской.

Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Демократия–власть народа – форма государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Капитель– верхняя завершающая часть колонны.

Катарсис–духовное очищение через сострадание, страх, сопереживания героям трагедии.

Монументальное искусство–род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупными масштабами и создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды; обращены к массам.

Олигархия–режим, при котором полнота власти принадлежит узкому кругу богатых людей.

Ораторское искусство–искусство красноречия, живая речь, получившая художественную обработку в соответствии с назначением, содержанием и характером речи.

Пайдейя–понятие, которым древние греки обозначали процесс воспитания, культуры как способа формирования самостоятельной, развитой личности, способности к осуществлению гражданских обязанностей и самостоятельному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.

Патриции–в Древнем Риме первоначально все коренное население, впоследствии родовая аристократия.

Плебс–в Древнем Риме первоначально свободное население, не входящее в общину и не имевшее право на пользование общинной землей.

Полис –город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.

Триумф– торжественное вступление в Рим полководца-победителя с войском. Устраивался по решению Сената и являлся высшей наградой полководцу.

Эллинизм –последний, завершающий этап развития древнегреческого рабовладельческого общества.

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

5. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – М.: 2010. – 512 с.

7. Малюга Ю.А. Культурология: учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 333 с.

8. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.

9. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.

10. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

11. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-А, 2012. – 351 с.

12. Хаустен А. Мировые религии. – М., 2007.– 48 с.

Вопросы для самопроверки

1. В чём смысл утверждения «античность – это полис»?

2. Чем отличается мифологическое сознание древних египтян от мировоззрения древних греков?

3. Каких богов греческого пантеона вы знаете?

4. Почему философия возникла именно в Древней Греции?

5. Каково значение древнегреческой скульптуры?

6. Каковы истоки древнеримской культуры?

7. Какое влияние на древнеримскую культуру оказала греческая культура и культуры других народов?

8. Каково значение философии в древнеримской культуре?

9. Что общего, и какие различия между христианством и иудаизмом?

10. Чем объясняются преследования христиан в Древнем Риме?

11. Что общего и какие отличия между христианством, буддизмом и исламом?

СЕМИНАР №4

Наши рекомендации