Ст. 19 – “Учреждения профессионального религиозного образования
1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации”.
п. 2 ст. 20 – “Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством”.
[44] Кодификационная работа во Франции XIX в., осложненная недружелюбием революционного правительства к могущественнейшим корпорациям того времени – корпорациям церковным, привела к повсеместному распространению (в результате последующей рецепции) концессионной системы образования юридических лиц (в том числе религиозных). (См. Покровский И.А. Указ. соч. С. 149.). Для учреждений гражданским законодательством большинства стран признается естественной система концессии, при которой государственная регистрация – обязательна.
[45] Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е.П. и др. – М., 1998. – 431 с. – С. 35.
[46] Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е.П. и др. – М., 1998. – 431 с. – С. 36.
[47] Проблемы науки конституционного права: Моногр. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. – С. 205.
[48] Корпорации строятся на началах членства. “Это не коллектив рабочих и служащих, а именно коллектив членов, который вырабатывает и осуществляет волю юридического лица” (См.: Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе/ Ю.К. Толстой // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. – С. 88.).
[49] Ю.К. Толстой отмечает, что “это деление вызывает сомнения с точки зрения как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие – специальной, банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив либо благотворительный или иной фонд), одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) – к некоммерческим, хотя потребительские общества, не говоря уже о союзах потребительских обществ, активно занимаются коммерческой деятельностью…”. (См.: Толстой Ю.К. Указ. соч. С. 100.).
[50] “С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие “предприятие” является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство, в том числе новейшее” (см. ст. 132 ГК РФ). (См.: Толстой Ю.К. Указ. соч. С. 110.). Под предприятием в данном случае следует понимать не объект права (имущественный комплекс), но субъект права – юридическое лицо.
[51] Эта обстоятельство отмечается в Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, части первой. – М., 1997. (Ком к ст. 50); в монографии Куницына И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. – М., 2000. (Стр. 190-191) и в др. источниках.
[52] Религиозная организация может получить соответствующее имущество в результате приватизации государственного имущества. См.: Об участии религиозных объединений в приватизации государственного имущества: Письмо Госкомимущества РФ от 1 декабря 1994 г. N ОК-6/10365 // Панорама приватизации. – 1995. – № 2.
[53] “До вступления в силу Земельного кодекса земельные участки предоставлялись юридическим лицам, в том числе религиозным организациям, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое осуществлялось безвозмездно. Однако пункт 1 ст.20 ЗК существенно ограничил субъектный состав этого права. В число бессрочных пользователей земли включены теперь лишь государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Как видим, религиозные организации в этот перечень не вошли. В силу ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" они обязаны к 1 января 2004 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Таким образом, срок "бессрочного" безвозмездного права пользования землей истек 1 января 2004 г. ... Однако начальник управления государственной земельной инспекции Росземкадастра В. Солдатенков считает, что "субъекты, у которых есть земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, просто не будут исполнять обязанность по переоформлению земли". Объясняется это тем, что неисполнение указанной обязанности не предусмотрено в числе оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст.45 ЗК). Таким образом, у органов государственной власти нет никаких механизмов, чтобы понудить субъекты, не переоформившие это право, заключить договор аренды земли или получить земельный участок в собственность”. (См.: Чернега К.А., Ильичев М.В. Права религиозных организаций на землю // Гражданин и право. – 2003. – № 6.).
[54] В силу законодательных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правительства Москвы в бессрочное безвозмездное пользование могут передаваться религиозным организациям только объекты религиозного назначения. (См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. № 4547/02 // Вестник ВАС РФ. – 2002. – № 12 (в извлечении).).
[55] Подробный анализ перечисленных форм см. в: Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. – М., 2000. – С. 284-303.
[56] О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 17 авг. (В ред. Российская газета. – 2004. 31 авг. – № 188).
[57] Требование точного указания своего названия и сопутствующих ему сведений (например, вероучения) не только отражает общую норму гражданского законодательства в отношении юридических лиц, но и отражает реальную потребность, возникшую в сфере общественных отношений. В девяностые годы нередкими были ситуации, когда некоторые религиозные организации стремились скрыть свое подлинное название в материалах, рекламирующих их организацию. Например, некоторые протестантские объединения порою представляли себя потенциальным неофитам как “просто христиане” или “просто верующие в Бога”, не называя ни своего подлинного имени (официального названия, внесенного в государственный реестр юридических лиц), ни страны, где находится руководящий орган их объединения. Примером тому является возмущенное обращение руководства местной иудейской религиозной организации “Красноярское еврейское религиозное общество” губернатору Красноярского края, в Прокуратуру и в другие инстанции от 09.08.2004г. о действиях одной из американских неопятидесятнических организаций, которая проводила в г.Красноярске массовое мероприятие, направленное на расширение своих рядов, используя иудейские религиозные символы и понятия. Мероприятие называлось “Международный фестиваль еврейской музыки и танцев” (проходил в арендованном Дворце спорта им. И.Ярыгина в период с 20.08 по 01.09.2004 г. По мнению авторов заявления, организаторы этого мероприятия, надеясь привлечь широкую аудиторию, недобросовестно использовали интерес к иудейской религии и культуре, дав заведомо ложную информацию в рекламе о своем мероприятии и намеренно скрывая необходимые, согласно закону РФ, сведения об устроителях мероприятия.
[58] См.: Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. – М., 2000. – С. 202-238.
[59] См. также: Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица: Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 г. № 199 // Российская газета. – 2002. 31 июл. – № 140.
[60] О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 // Российская газета. –1998. 16 июн.
[61] Проблемы науки конституционного права: Моногр. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. – С. 207.
[62] Д. П. Холинер – Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. 2003. № 8. – С. 53 – 54.
[63] Обзор судебной практики относительно деятельности религиозных организаций см.: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский. – М.: Юриспруденция, 2001; а также в публикациях журнала “Прозрение” за 1997-2003 гг.
[64] Некоторые религиозные организации в Уставах отмечают, что их последователи обладают правом самостоятельно выбирать военную или альтернативную гражданскую службу. На деле же верующие воспитываются в духе абсолютного неприятия исполнения воинского долга, чему способствует созданная в некоторых религиозных организациях система юридического обеспечения. Так, в одной известной религиозной организации, верующим, согласно Уставу дается право самим определять для себя объем и характер получения возможной медицинской помощи. В то время, как имеет место неукоснительно выполняемое требование отказа от переливания крови
[65] “Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики религиозной организации Свидетелей Иеговы” – за подписью председателя Руководящего комитета В.М.Калина. – Документ предоставлен в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации
[66] “Краткая история возникновения и развития движения Христиан Веры Евангельской и Религиозной организации Российской Ассоциации Миссий христиан веры евангельской”, за подписью Директора религиозной организации Ассоциации Миссий ХВЕ А.В.Байдаком. – С.3. – Документ предоставлен в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации.
[67] “Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики. Баптизм и евангельское христианство”, предоставленные в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации.
[68] Устав и “Основы вероучения религиозной конфессии вайшнавов”, подготовленные Центром обществ Сознания Кришны в России. – Документы, предоставленные в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации.
[69] Устав и “Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики в Церкви Последнего Завета”, за подписью Устроителя Церкви С.Казакова. – Документы предоставлены в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации.
[70] “Славянский правовой центр”, “Институт религии и права” - негосударственные организации, созданные представителями баптистов и пятидесятников, специализирующиеся на бесплатной юридической помощи протестантским организациям в судебных разбирательствах.
[71] См.: Скородумов А.А. О Психонасилии над личностью в религиозных организациях // Вестник психосоциальной и коррекционной работы . – 1997. – № 2. – С. 73-77; Хвыля-Олинтер А.И. Организованная преступность и деструктивные религиозные секты // Методического центра профессионального образования и научных исследований МВД РФ. – 1997. - № 1. – С.53-66; Волков Е.Н. Экспертная информация о феномене скрытого психологического насилия (сеть ИНТЕРНЕТ); Полищук Ю.И. Заключение комиссии по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций (ИНТЕРНЕТ) и др.
[72] См.: Петров Д.А. Банкротство ликвидируемого должника // КОНСУЛЬТАНТ+
[73] См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И.Радченко. – М.: Норма, 2004. – С. 726.
[74] 1) Священные сосуды: Дискос – блюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях. Дискос используется для освящения части просфоры во время таинства причащения. Звездница – две металлические дуги, соединенные в центре. Звездницей прикрывается дискос. Потир –чаша для вина, символизирующего кровь Христову. Копие –нож для разрезания просфор. Лжица –ложечка, из которой причащают верующих. Дарохранительница – сосуд в форме храма. Внутри него хранят святые дары, предназначенные для причащения на дому тяжелобольных и умирающих. (Святые дары транспортируются в дароносице). 2) Напрестольные предметы: Престол– четырехугольный стол, стоящий посредине алтаря, закрытый покрывалом. На престоле помещают антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольные кресты, дарохранительницу. Антиминс – (греч. “вместопрестольник”) – четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением положенного во гроб Иисуса Христа. По углам помещаются изображения четырех евангелистов. В угол антиминса зашиваются частицы святых мощей. Дарохранительница – сосуд в форме храма. Внутри него хранят святые дары, предназначенные для причащения на дому тяжелобольных и умирающих. (Святые дары транспортируются в дароносице). Напрестольное Евангелие – включает текст четырех Евангелий. Книга имеет крупный формат, хранится на антиминсе, положенном на престоле. Оклады Напрестольных Евангелий нередко представляют собой произведения прикладного искусства. Мощи – останки святых (мумифицированное тело умершего или костные останки). Образ – икона, изображение лика Иисуса Христа, Богоматери, святого.
[75] Купель – большая чаша на высокой подставке, используемая в таинстве крещения. Кадильница, кадило – металлическая чаша, подвешенная на трех или четырех цепочках. Кадило заполняется тлеющем углем, ладаном. Паникадило – (от греч. “много” “свеча”) – центральная люстра в храме с большим количеством свечей или лампад. Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом. Лампады помещают на горнем месте, на престоле, на жертвеннике, у икон. Богослужебные книги – книги, в которых излагается порядок и правила богослужений, тексты для богослужений. Богослужебными книгами являются: Служебник (содержит порядок проведения литургий), Часослов, Миней, Триодь, Типикон (Устав), Требник. Во время службы используются также Напрестольное Евангелие, богослужебный “Апостол”, Псалтырь. Колокол – ударный, сигнальный инструмент, изготовленный из бронзы. Колокола устанавливаются на звонницах и колокольнях. Колокольный звон выполнял ряд функций: созыв верующих на богослужение, сопровождение крестного хода; сбор населения (вечевой колокол); сигнал тревоги (набат).
[76] Цыпин Вл. Курс церковного права: Учебное пособие. – М.: Фонд “Христианская жизнь”, 2002. - С. 604-605.
[77] Устав Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Н.Новгород: б.и., 2000. - 283.
[78] См.: Там же. – С. 282-284.
[79]ФЗ № 125 – Ст. 8 – п. 6. “Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования”.
[80] Фз № 125 – Ст. 6 – п. 1. “Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.”
[81] Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000. – С. 276.
[82] См.: Там же.
[83] См.: Там же – С. 276-277.
[84] Устав Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Н.Новгород: б.и., 2000. - 281.
[85] Куницын И.Н. Указ. соч. - С. 281.