По теории государства и права
1. Предмет и методы теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
3. Значение теории государства и прав в системе общественных наук.
4. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.
5. Причины разложения первобытнообщинных отношений и возникновения государства.
6. Пути и формы возникновения государства.
7. Характеристика основных теорий происхождения государства.
8. Основные теории происхождения права. Способы возникновения права.
9. Типология государства и права: понятие, сущность, значение, основные подходы.
10. Формационный подход к типологии государства. Характеристика основных типов государства.
11. Формационный подход к типологии права. Характеристика основных типов права.
12. Цивилизационный подход к типологии государства и права: достоинства и недостатки.
13. Понятие и основные признаки права.
14. Сущность права.
15. Естественно-правовая и позитивистская концепции правопонимания.
16. Нормативистская, социологическая и психологическая теории правопонимания.
17. Классовая (марксистская) и историческая концепции понимания права.
18. Принципы права.
19. Функции права: понятие, классификация.
20. Социальная ценность права.
21. Соотношение экономики, политики и права.
22. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Нормативное и ненормативное регулирование.
23. Понятие и признаки социальных норм. Соотношение социальных и технических норм. Технико-правовые нормы.
24. Виды социальных норм и их краткая характеристика.
25. Роль права в системе социального регулирования. Соотношение права с различными видами социальных норм.
26. Понятие и признаки нормы права.
27. Классификация правовых норм.
28. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций, санкций.
29. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
30. Логическая норма права и норма – предписание.
31. Понятие, структурные элементы и основные черты системы права. Соотношение системы права и правовой системы.
32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.
33. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.
34. Правовой институт: понятие и виды. Факультативные элементы системы права: подотрасль, субинститут.
35. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
36. Частное и публичное право.
37. Понятие источника права. Общая характеристика известных источников права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, правовая доктрина и др.
38. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды.
39. Иерархия нормативных правовых актов. Понятие юридической силы нормативных актов.
40. Действие нормативных правовых актов во времени.
41. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
42. Понятие и виды правотворчества.
43. Принципы правотворчества.
44. Правотворческий процесс: виды, стадии.
45. Этапы и стадии законотворческого процесса.
46. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.
47. Юридическая техника.
48. Понятие, признаки, предпосылки возникновения правовых отношений.Виды правоотношений.
49. Структура правоотношения: субъекты, объект, содержание правоотношения.
50. Субъективное юридическое право и его структура. Субъективная юридическая обязанность и ее основные формы.
51. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
52. Юридический факт и фактический состав. Виды юридических фактов.
53. Понятие и формы реализации права.
54. Понятие и стадии применения права.
55. Акты применения права: понятие, особенности, виды, структура.
56. Пробелы в праве, пути их устранения и преодоления. Аналогия закона и права.
57. Юридические коллизии и способы их разрешения.
58. Толкование права: понятие, способы (приемы). Толкование права по объему.
59. Виды толкования права по субъектам.
60. Акты толкования норм права (интерпретационные акты): понятие, виды.
Цель любого экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.
В процессе подготовки к зачету и экзамену необходимо запоминать определения понятий, т.к. именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, столько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким, образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене:
- правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
- полнота и одновременно лаконичность ответа;
- новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
- умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
- логика и аргументированность изложения;
- грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
- культура речи.
-
Критерии оценки знаний студентов на устном экзамене:
1. для получения оценки «отлично» студент должен дать полные, исчерпывающие ответы на вопросы экзаменационного билета, в частности, ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «отлично» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком;
2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать полные ответы на вопросы, указанные в экзаменационном билете. Допускаются неточности при ответе, которые все же не влияют на правильность ответа. Ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «хорошо» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком, однако, допускаются незначительные ошибки, неточности по названным критериям, которые все же не искажают сути соответствующего ответа;
3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен в целом дать ответы на вопросы, предложенные в экзаменационном билете, ориентироваться в системе дисциплины «Теория государства и права», знать основные понятия и категории теории государства и права, предмет и структуру (систему) дисциплины. Оценка «удовлетворительно» предполагает, что материал в основном изложен грамотным языком, но студент допускает ошибки при ответе, не может привести практических примеров, не отвечает на дополнительные вопросы;
4. оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студентом либо не дан ответ на один из двух вопросов, предложенных в экзаменационном билете, либо студент не знает основных понятий и категорий теории государства и права или не ориентируется в структуре теории государства и права, не может определить предмет дисциплины.
Критериями оценки ответа студента на письменном экзамене (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста:
1. для получения оценки «отлично» студент должен дать правильные ответы на 90-100% вопросов, включенных в тест;
2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать правильные ответы на 75-89% вопросов, включенных в тест;
3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен дать правильные ответы на 50-74% вопросов, включенных в тест;
4. оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 50% правильных ответов на вопросы, включенные в тест.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену