По теории государства и права

1. Предмет и методы теории государства и права.

2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

3. Значение теории государства и прав в системе общественных наук.

4. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

5. Причины разложения первобытнообщинных отношений и возникновения государства.

6. Пути и формы возникновения государства.

7. Характеристика основных теорий происхождения государства.

8. Основные теории происхождения права. Способы возникновения права.

9. Типология государства и права: понятие, сущность, значение, основные подходы.

10. Формационный подход к типологии государства. Характеристика основных типов государства.

11. Формационный подход к типологии права. Характеристика основных типов права.

12. Цивилизационный подход к типологии государства и права: достоинства и недостатки.

13. Понятие и основные признаки права.

14. Сущность права.

15. Естественно-правовая и позитивистская концепции правопонимания.

16. Нормативистская, социологическая и психологическая теории правопонимания.

17. Классовая (марксистская) и историческая концепции понимания права.

18. Принципы права.

19. Функции права: понятие, классификация.

20. Социальная ценность права.

21. Соотношение экономики, политики и права.

22. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Нормативное и ненормативное регулирование.

23. Понятие и признаки социальных норм. Соотношение социальных и технических норм. Технико-правовые нормы.

24. Виды социальных норм и их краткая характеристика.

25. Роль права в системе социального регулирования. Соотношение права с различными видами социальных норм.

26. Понятие и признаки нормы права.

27. Классификация правовых норм.

28. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций, санкций.

29. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

30. Логическая норма права и норма – предписание.

31. Понятие, структурные элементы и основные черты системы права. Соотношение системы права и правовой системы.

32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

33. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

34. Правовой институт: понятие и виды. Факультативные элементы системы права: подотрасль, субинститут.

35. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.

36. Частное и публичное право.

37. Понятие источника права. Общая характеристика известных источников права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, правовая доктрина и др.

38. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды.

39. Иерархия нормативных правовых актов. Понятие юридической силы нормативных актов.

40. Действие нормативных правовых актов во времени.

41. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

42. Понятие и виды правотворчества.

43. Принципы правотворчества.

44. Правотворческий процесс: виды, стадии.

45. Этапы и стадии законотворческого процесса.

46. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.

47. Юридическая техника.

48. Понятие, признаки, предпосылки возникновения правовых отношений.Виды правоотношений.

49. Структура правоотношения: субъекты, объект, содержание правоотношения.

50. Субъективное юридическое право и его структура. Субъективная юридическая обязанность и ее основные формы.

51. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

52. Юридический факт и фактический состав. Виды юридических фактов.

53. Понятие и формы реализации права.

54. Понятие и стадии применения права.

55. Акты применения права: понятие, особенности, виды, структура.

56. Пробелы в праве, пути их устранения и преодоления. Аналогия закона и права.

57. Юридические коллизии и способы их разрешения.

58. Толкование права: понятие, способы (приемы). Толкование права по объему.

59. Виды толкования права по субъектам.

60. Акты толкования норм права (интерпретационные акты): понятие, виды.

Цель любого экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.

В процессе подготовки к зачету и экзамену необходимо запоминать определения понятий, т.к. именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, столько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким, образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене:

- правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

- полнота и одновременно лаконичность ответа;

- новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

- умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

- культура речи.

-

Критерии оценки знаний студентов на устном экзамене:

1. для получения оценки «отлично» студент должен дать полные, исчерпывающие ответы на вопросы экзаменационного билета, в частности, ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «отлично» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком;

2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать полные ответы на вопросы, указанные в экзаменационном билете. Допускаются неточности при ответе, которые все же не влияют на правильность ответа. Ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «хорошо» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком, однако, допускаются незначительные ошибки, неточности по названным критериям, которые все же не искажают сути соответствующего ответа;

3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен в целом дать ответы на вопросы, предложенные в экзаменационном билете, ориентироваться в системе дисциплины «Теория государства и права», знать основные понятия и категории теории государства и права, предмет и структуру (систему) дисциплины. Оценка «удовлетворительно» предполагает, что материал в основном изложен грамотным языком, но студент допускает ошибки при ответе, не может привести практических примеров, не отвечает на дополнительные вопросы;

4. оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студентом либо не дан ответ на один из двух вопросов, предложенных в экзаменационном билете, либо студент не знает основных понятий и категорий теории государства и права или не ориентируется в структуре теории государства и права, не может определить предмет дисциплины.

Критериями оценки ответа студента на письменном экзамене (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста:

1. для получения оценки «отлично» студент должен дать правильные ответы на 90-100% вопросов, включенных в тест;

2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать правильные ответы на 75-89% вопросов, включенных в тест;

3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен дать правильные ответы на 50-74% вопросов, включенных в тест;

4. оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 50% правильных ответов на вопросы, включенные в тест.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

Наши рекомендации