Методика работы автора над композицией и драматургией специального репортажа
Давайте сначала разъясним, что такое композиция. Композиция – это принцип организации отображаемого автором материала. Обычно она обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор фокусирует внимание на главном, подводит к необходимым выводам.
Работая над композицией журналист решает три задачи:
а) выбор такого расположения материала, при котором тема освещается наиболее полно;
б) достижение логической выстроенности материала;
в) поиск оптимальной структуры, позволяющей добиться максимального воздействия на аудиторию.
Для текстов массовой коммуникации важно выделение такой составляющей, как :
Драматургия – это способ организации жизненного материала, в основе которой лежит конфликт – столкновение двух противоположных начал. Умение определять конфликт, как движущую пружину общественного развития – вот один из главных секретов профессионального мастерства журналиста.
Конфликт, лежащий в основе драматургии, превращает фабулу (реальную последовательность событий) в стройный сюжет (художественно организованное повествование об этих событиях).
При редактировании специального репортажа важно сконцентрировать внимание на сути события, а детали должны выполнять вспомогательную функцию. Композиция репортажа должна сообщать эффект присутствия зрителя.
Необходимость представления разных точек зрения на проблему в специальном репортаже.
Специальный, информационный (проблемный) и аналитический репортажи – это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня, что следует из самих определений. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.
Стремление к тому, чтобы донести до зрителя свою точку зрения на происходящее – нормальная болезнь любого начинающего журналиста. Отсутствие такого желания, установка лишь на изложение фактов – ненормально.
Если речь идет о какой-то конфликтной ситуации, где присутствуют две стороны, точка зрения обеих сторон обязана присутствовать в сюжете. Пусть близкую ему точку зрения и позицию выберет сам зритель, или никто. Не всегда убедительным выглядит в таких ситуациях и синхрон нейтрального эксперта: в конфликтных ситуациях эмоциональный момент играет весьма существенную роль, а значит, усиливается момент недоверия к СМИ, освещающим конфликт.