Этапы работы над композицией

Композиция (от лат.«componere») – это составление, построение, структура художественного произведения, которые обусловлены его содержанием, характером и назначением. Она является языком любого художественного произведения. Некоторые правила по составлению композиции едины и обязательны для всех видов изобразительной деятельности. В декоративной композиции существуют отдельные правила.

В качестве объекта для демонстрации правил композиции в народных промыслах были выбраны лаковая миниатюра Палеха и Мстёры, а также Городецкая роспись. Общие этапы работы над композициями следующие: выбор темы, формы, выполнение эскизов карандашного рисунка и цветового решения, детальная роспись.

Тема была выбрана одна для всех рисунков – «Тройка». Так как, во-первых, это один из традиционных сюжетов во всех трёх промыслах, во вторых на одинаковых по сюжету композициях, но разных по технике исполнения проще увидеть отличия промыслов друг от друга.

Конь на Руси считался символом удачи, богатства и счастья, потому что сельский житель не представлял себе хорошей жизни без коня в своём хозяйстве. Конь, как солнце был необходим крестьянину для выращивания хлеба. В народных произведениях солнце олицетворялось с конём, которому приписывали силу солнца. Это был верный помощник в нелёгком труде деревенского жителя, надёжное средство передвижения и, конечно же, народные праздники не обходились без катания на весёлых тройках. Поэтому то торжественно спокойные, то озорные, различные по колориту, но яркие «тройки» с бубенцами появились в Городецкой росписи и на изделиях лаковой миниатюры Палеха и Мстёры.

Работы предстояло выполнить не совсем обычные, следовательно и форму решено было взять более интересную, чем прямоугольник – восьмигранник.

Следующим этапом было выполнение эскизного рисунка в карандаше.

Более подробно рассмотрим составление композиции во всех промыслах по отдельности.

Городецкая роспись берет своё начало с XIX века. Городецкая роспись характерна орнаментальной композицией и условными декоративно переработанными изображениями природы. Принято считатьтривида существующих композиций: цветочную роспись, цветочную роспись с включением фигуры коня или птицы и сюжетную роспись с фигурами людей, птиц и животных.

По центру формы рисуем тройку, кучера и влюблённую парочку пассажиров. На карете можно нарисовать всего два колеса, она не упадёт, «как не падает знаменитый городецкий конь, хотя по науке ему не удержаться с опорой только на одну сторону. Но тут не наука, а подлинное народное искусство, и правда у него своя: минимальными средствами добиться выразительности, а её вполне хватает при таком условном изображении». [1, 167] Очень просты в написании фигуры людей. Лица людей можно назвать кукольными, настолько незамысловаты они в рисунке. Чаще всего их изображают обращёнными к зрителю. В сюжетных сценах можно увидеть деревенские дома, украшением которых являются расписные или резные ставни, наличники. Рядом с домами стилизованные деревья.

Характерной особенностью городецкой композиции является рисование цветов, даже на зимнем пейзаже. Поэтому вместо облаков и солнышка на небе рисуем традиционную гирлянду из декоративных цветов. «Гирлянда»– это своеобразный букет цветов, которым дополняют сюжетную композицию. Как правило, рисуют один или два цветка в центре, а от них в две стороны располагают листья и более мелкие цветы, иногда ягоды. Существует ещё вариант гирлянды – «Ромб». Когда в центре также пишут крупные цветы, а мелкие расходятся по воображаемым рёбрам ромба. Композиция отдельных веточек строится с самого крупного центрального цветка, поочерёдно дорисовывая к нему более мелкие цветы, листочки и совсем мелкие ягодки. На свободном месте рисуем травку и петухов. Рисуем птиц, сидящих на цветочной гирлянде, которой отводится нижняя третья часть живописного поля.

Когда рисунок в карандаше готов – можно приступить к поиску цветового решения композиции. Вначале подбираем фон, затем раскрашиваем коней чёрным цветом, как изначально писали городецкие мастера, но при этом следует ярко украсить седло, уздечку и сбрую. Современные мастера вносят разнообразие в цветовое решение коней. Вместе с вороными появились белые, красные, коричневые и серые лошадки, которых также весело и профессионально вписывали в декоративную композицию.

После того как локальные цвета будут найдены, можно переходить к детальной прорисовке отдельных элементов. Чёрный контур придаёт декоративность композиции и является важным элементом в городецкой росписи. Белильная оживка придаст работе законченный вид. Всевозможные рамки, ограничивающие поля рисунка мастера народных промыслов очень любят. В городецкой росписи они называются украешки, отводки – многослойны и изысканны. «Именно они призваны удерживать пышную композицию в полном смысле слова в рамках». [1, 170]

В завершении композицию можно дополнить написанной поговоркой, как сопровождали свои работы городецкие художники в 80-х – 90-х годах XIX века. Это способствовало им раскрыть сюжет своего изображения, придавало живость рисунку и подчёркивало индивидуальное решение автора. Например, такую: «Запрягу тройку коней, поедем по свету! Посмотрим, есть ли кони лучше наших».

Переходим к следующей композиции. Палех. Лаковая миниатюра Палеха зародилась на древних традициях иконописи, всё та же техника росписи и те же темперные краски, растёртые на яичной эмульсии. В отличие от городецкой росписи здесь лица людей могут смотреть в разные стороны и выписываются как лики на иконе. Очень сильно переработанный, условный пейзаж, стилизованная архитектура, вытянутые пропорции фигуры человека, яркие сказочные краски на чёрном фоне.

Палехский орнамент имеет большое значение, выполняют его мастера творёным золотом. Им украшают не только стенки шкатулочек, но и расписывают одежду орнаментальным узором. Вместо религиозной тематики становятся популярными бытовые сцены: «Тройки», «Чаепития», «Свидания», а также сказочные, литературные, исторические и батальные сюжеты. [11]; [23]

После выполнения рисунка, цветовой раскладки на эскизе можно приступать к выполнению самой работы. Решено было всех трёх коней расписать красным цветом, т.к. это традиционный цвет палехских троек и на чёрном фоне он ярко смотрится. Горки можно заменить снегом, выполненным тампоном из губки, как это часто делают палешане. Отделку коней, фигур людей пришлось немного упростить. Это связано с тем, что мастера Палеха пишут свои изделия темперными красками, творёнными на яичной эмульсии, тогда как в школе используют акварель и гуашь. Но последовательность росписи сохранена. После локальной роскрыши следует теневая роспись, затем плави и белильная оживка.

Третья работа – это «Тройка» в стиле мстёрской лаковой миниатюры. Основы росписи Мстёры также как и в Палехе идут от иконописи. Но есть существенные различия. У мстёрского стиля имеется целый ряд характерных признаков. Первое – это пейзаж, который, несмотря на неправдоподобие, имеет реальность чувств. Техника письма десяти старых мастеров, стоявших у истоков мстёрского стиля лаковой миниатюры, имела индивидуальные особенности. Но их всегда объединяло общее: декоративность, цветовая наполненность и жизнерадостность, колористическая согласованность деталей, орнаментальная узорчатость, метафоричность передаваемого образа. Мстёрский пейзаж пишется так, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев. Когда стушёвываются признаки дуба, вяза, берёзы, рябины и остаётся понятие «дерево».[6, 74-76] Приступая к выполнению горок с характерными признаками новгородской и строгановской иконописных школ, необходимо понять систему приёмов их письма и характерные особенности пластического строения формы.

Работая над этой композицией, не было цели скопировать какого-либо мастера. Для педагогического рисунка достаточно было выполнить его с учётом мстёрского стиля, которому характерно построение композиции в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с живыми существами – человеком, животными и птицами. Своеобразное изображение природы отличает его от родственных промыслов. Написание лиц и фигур человека пришлось упростить, чтобы детям было понятнее, как и лессировки, многочисленные плави, которые придают уникальность мстёрской миниатюре.

Мастера городецкой росписи пишут масляными красками на деревянных формах, палехские и мстёрские художники расписывают изделия из папье-маше темперными красками, растёртыми на яичной эмульсии, затем их покрывают лаком. Педагогические рисунки были выполнены гуашью на бумаге и оформлены в рамки.

Выводы по главе

Перед учителем стоит главная задача заинтересовать ребёнка удивительным искусством, которое создали его предки, обратить внимание на уникальность и неповторимость предметов ручной работы. К наиболее эффективным приёмам обучения декоративному рисованию пятиклассников можно отнести: метод наглядности, дифференцированный подход, приём совместных действий (сотворчество), включение игровых моментов т.д.

Именно эти приёмы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на уроке, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным. При изучении декоративного рисования можно использовать коллективное творчество. Работа в группах развивает у детей коммуникативность, воспитывает интеллектуальное развитие. Занимаясь декоративным рисованием у школьников развивается чувство прекрасного.

Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству происходит как на уроке, так и на различных внеурочных занятиях.

Разнообразные формы практической деятельности (индивидуальная, коллективная), игровые уроки, поисковая внеурочная деятельность, связанная с участием в научном обществе учащихся, – всё это компоненты целостного учебного процесса.

Особая роль в процессе приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству отводится изучению специфики образного языка. Овладение языком искусства является основой для восприятия содержания и вместе с тем способствует рождению художественных ассоциаций, связанных с данной образной системой.

Способность ребёнка понимать, что он может своими руками сделать необыкновенно красивые сувениры, выступает отличным стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Изучая с детьми народные промыслы можно использовать различные типы уроков. Это могут быть уроки-ярмарки, уроки-путешествия, уроки-творческие мастерские и т.д. (фото с уроков в приложении № 6)

Методически рекомендуется на уроке воспитательную работу с учениками по материалам декоративно-прикладного творчества вести одновременно со специальным обучением соответствующей деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что народное творчество – это такой духовный мир, при общении с которым происходит эстетическое воспитание учащихся. Одним из способов приобщения к этому миру является возможность практического изучения народного искусства. То есть чтобы понять характер того или иного промысла, нужно внимательно изучить всю последовательность выполнения декоративной композиции. Особое внимание следует уделить на цветовое решение и стилизацию, что общего и чем отличаются стилизованные формы в разных промыслах.

Только изучая все основы конкретного декоративного искусства, можно познать стилевую неповторимость и уникальность чистого источника народного творчества. Мы должны беречь и преумножать богатые народные традиции, которые достались нам по наследству и положительно влияют на нравственное воспитание подрастающего поколения.

Декоративная композиция отличается от станковой тем, что она составляется и строится с учётом формы изделия и его назначением. Её нельзя рассматривать отдельно от времени. Несмотря на то, что в основе лежит опыт прошлых поколений, современный художник-орнаменталист вправе внести современные элементы. У него два источника вдохновения – это окружающий мир природы, который существует вне человеческого сознания и народное творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для реализации целей поставленных в бакалаврской работе, были выполнены следующие задачи: изучена сущность и содержание эстетического воспитания учащихся. На основе проанализированной литературы выявлена роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Обозначены психологические особенности учащихся среднего звена.

Теоретический подход к пониманию процесса эстетического воспитания посредством декоративно-прикладного искусства и формирования творческих способностей у детей с учетом их психологических способностей, позволил раскрыть тему бакалаврской работы. Были разработаны уроки по изучению народных промыслов.

Рассматривая преподавание эстетических дисциплин как приобщение школьников к художественной культуре, имеется ввиду, что ребёнок должен не изучать её в привычном смысле слова, а «проживать» и решать на доступном ему уровне творческие задачи, подобные тем, которые ставили перед собой творцы художественной культуры.

Именно на уроках изобразительного искусства, музыки и МХК учащийся приобщается к миру прекрасного, следовательно, получает эстетическое воспитание.

Без искусства, а значит и без народного творчества, которое считается самым доступным для понятия учащимися средней школы невозможно сформировать духовное богатство человека.

Неслучайно вводятся новые стандарты в образовании, где предусмотрено воспитание человека, который может использовать полученные знания и добывать новые для решения жизненных задач, плодотворно осваивать и развивать современные технологии. Только творчески мыслящая личность нужна новой России.

Народное творчество – это как раз тот духовный мир, при общении с которым происходит эстетическое воспитание учащихся. Одним из способов приобщения к этому миру является возможность практического изучения народного искусства.

Декоративно-прикладное искусство решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем. На первом месте, т.е. главным вопросом будет «зачем». Невозможно заинтересовать ребёнка творчеством и сформировать у него художественное мышление без осознания полезности и практического применения выполненного им изделия.

Декоративно-прикладное искусство – неповторимый вид увлечений, который даёт возможность обнаружить у себя творческие способности практически любому человеку. В наших магазинах продают достаточное количество красивых и нужных предметов из области народных ремёсел, но, тем не менее, многие берут в руки инструменты и пытаются создать свои шедевры, милые сердцу эксклюзивные вещи. Это позволяет выделиться и уйти от стандарта, который нас окружает на протяжении жизни.

Способность ребёнка понимать, что он может своими руками сделать необыкновенно красивые сувениры, выступает отличным стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Изучая народное творчество необходимо включать в свой педагогический арсенал средства образного воздействия. Это позволит управлять развёртыванием не только познавательной деятельности школьников во время их знакомства с тем или иным народным промыслом, но и воздействовать на их эмоциональное состояние, воображение. Всё это даёт возможность направлять, организовывать их восприятие, их переживания-размышления в соответствии с поставленными задачами, как художественно-образовательными, так и общевоспитательными.

Разработаны методические пособия для изучения декоративного рисования. Выполнены композиции в стиле Палеха, Мстёры и городецкой росписи. Наглядно показаны средства выразительности разных промыслов: декоративность и цветовое решение композиции.

Рассмотрены истоки и современное развитие промыслов. Отмечена важность народных промыслов в нашей жизни.

Процесс изучения декоративно-прикладного искусства обеспечивает не только формирование эстетического воспитания учащихся, но и предполагает накопление профессионального опыта для дальнейшей творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия, – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)
  2. Вудвордс, Р. Экспериментальная психология. – М.: Оникс, 2012. – 45 с.
  3. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств. – М.,1996.– 496с., ил.
  4. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.: ил.
  5. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство: декоратив.-приклад. искусство в жизни человека : 5 кл. : метод. пособие/ Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. -108, с.: ил.
  6. Дмитриев, Н.Г. Мстёра рукотворная. Л., Художник РСФСР, 1986. – 440 с., ил.
  7. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва «Мозаика-Синтез»; Искусство детям, 2011. – 24 с., ил.
  8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.пособие для студентов вузов.- Владос, 2006. – 255 с.
  9. Каморин, А.А. Лаковая миниатюра. Холуй; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России; Издательство: М.: Интербук-бизнес; Издание 2-е, испр. и доп.; 2001. – 152 с., ил.
  10. Коновалов, А.Е. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.– 236 с., ил.
  11. Коромыслов, Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Альбом; Л.: Художник РСФСР. 1972. – 168 с., ил.
  12. Лихачев, Б.Т. Актуальные проблемы эстетического воспитания учащихся: (Метод. рекомендации в помощь лектору и методисту ин-товусоверш. учителей)/ Б.Т. Лихачев; М-во просвещения СССР. - М., 1976. – 20 с.
  13. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция. М., Владос,2011. – 161 с.
  14. Маврина, Т.А. Городецкая живопись. Альбом. Народное искусство. Ленинград, Аврора, 1970. – 138 с.
  15. Некрасова, М.А. Искусство древней традиции. Палех. Альбом. М.: Советский художник, 1990.– 122 с., ил.
  16. Неменский, Б.М. Красота спасет мир, или Как передать опыт переживаний: / Б. Учит. газета - 2008. -13 мая(№ 20). – С. 5
  17. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский; Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2000. – 186, с.: ил.
  18. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания : Кн. для учителя / Б. Неменский. – 2. изд., перераб. идоп . – Москва : Просвещение, 1987. – 192с.
  19. Неменский, Б.М. Миссия «юного художника». /Юный художник. - 2006. – № 12. – с. 1 -2 – (Приглашаем к разговору)
  20. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012. – 270c.
  21. Неменский, Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстетическом воспитании, — М.: Молодая гвардия, 1974.– 187 с.
  22. Пирогова, Л.Л. Лаковая миниатюра. Палех; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России. М.: Интербук-бизнес; 2001. – 159 с., ил.
  23. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Альянс, 2014. – 256 с.
  24. Рябов, В.Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства. Л.: Художник РСФСР, 1983.– 247 с.
  25. Сапожникова, Т.Б. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Лекция 1(Газета «Искусство» № 17/2006)
  26. Сапожникова, Т.Б. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Лекция 8 (Газета «Искусство» № 24/2006)
  27. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Академия, 2012. – 268 с.
  28. Соловьева, Л.Н. Лаковая миниатюра. Мстера; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России. М.,Интербук-бизнес; 2001. – 162 с., ил.
  29. Тихомирова, Н.А. Николай Михайлович Зиновьев – художник Палеха. Л., Художник РСФСР, 1987. – 160 с. ил.
  30. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. – С. 161
  31. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2000. – 245 с.
  32. Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  33. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. Издание 2-е, перераб. и доп. М., Просвещение, 1988. - 176 с.
  34. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., - 2005. – 168 с.
  35. Шеппинг,Д.О. Русская народность в её поверьях, обрядах и сказках. Издательство: Государственная публичная историческая библиотека России; 2012. – 236 с., ил.
  36. Шерман, Алекси Современные и классические орнаменты. Издательство: АСТ; 2010. – 190 с.
  37. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Российский фонд культуры; – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
  38. Третьякова, О. В., Тверитинова, Н. В. Копилка народных премудростей.Издательство: Метафора, Астрель, Времена 2; 2013г. – 816 с., ил.
  39. Оболенская, О.Н., Герасимова, А.Е., Мефед, О.А. Совершенствование теории и методики художественного образования. Учеб.-метод. пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 43 с.
  40. Декоративно-прикладное творчество. Переводчик: Зонова, С. В. Редактор: Хлебнова, Т. И. Серия: Своими руками. М., Арт-родник, 2010. – 381 с., ил.

41. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8 кл.: Кн. для учителя/Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995. – 272.: ил.

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы: предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского: 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Б. М. Неменский и др.]. - М.: Просвещение, 2011. – 176, с.: табл. - (Рабочие программы). - (ФГОС).
  2. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного.— М., 1964. – 544 с.
  3. Палех: династии, преемственность традиций: [альбом] / [авт. текста: О. А. Колесова, Е. С. Милютина, Л. П. Князева; сост. А. Астахов]. - Москва: Белый город: Воскресный день, 2014. - 169, [6] с. :цв. ил., портр., фот.

45. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 – 7 классы – 2-е изд. – М.; Просвещение, 2011. – стр. 3 – 39 (Стандарты второго поколения)

  1. Советский энциклопедический словарь /Гл.ред. А.М. Прохоров. 2-е издание. – М., Сов. энциклопедия», 1983. – 1600 с. ил.
  2. Социология искусства. Учебник /Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. — СПб., Искусство-СПБ, 2005. — 479 с.

48. Кукоева, Л. Н. Роль народных традиций в духовном развитии детей

http://festival.1september.ru/articles/598907/ (дата обращения 10.10.2017)

  1. Останина, С.А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-tvorcheskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-protsesse-hudozhestvennoesteticheskogo-obrazovaniya (дата обращения 23.08.2017)
  2. Позгалев, В.Е. Стенограмма Госсовета по вопросам поддержки традиционной народной культуры 26 декабря 2006. URL: http://www.cuitmfo.ru (дата обращения 15.09.2017)
  3. Путин, В.В. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, 2006 г. URL: http://www.cuitinfo.ru. (дата обращения 25.09.2017)
  4. Рождественский, К. Народное искусство. Неиссякаемый родник красоты. http://shedevrs.ru/dekorativnoe-iskusstvo/712-narodnoe-iskusstvo.html (дата обращения 26.08.2017)
  5. Спирина, М.Ю. Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме. (статья) URL: http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/konfa_doklad_spirina1.html(дата обращения26.08.2017)
  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ № 273-ФЗ» от 21 декабря 2012г.- http://garant.ru- С.2 (дата обращения 10.10.2017)

Наши рекомендации