Приемы и методы работы над композицией

Лекция 2. Композиция в технике и искусстве

С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Структура теории композиции
2. Категории композиции
3. Свойства и качества композиции
4. Средства композиции

Введение

Задача композиции – образное отражение действительности, познание путем ее воздействия на разум и чувства человека.
Есть несколько высказываний: «Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой» (архитектор XIX века Виоле ле Дюк). «Восторгаясь красотой форм, созданных природой, мы восхищаемся материализованным понятием функциональности. «…Чувство, которое рационалисты загнали в багажник, садится за руль, а разум с места водителя отправляется на место пассажира как контролирующая инстанция» (Вернес Нельс – архитектор). «…Каждая линия, каждый штрих, цветовое пятно должно быть строго продуманы, лаконичны» (академик И. И. Артоболевский).

Связь формы и содержания. Как, достичь оптимального выражения такой связи? Считается, что форма более «лакомый кусок» для художника, чем содержание, и что содержание связывает «свободу творчества». На самом же деле, наоборот, чем богаче содержание с его метафоричностью, третьим суггестивным слоем и т.д., тем более разнообразной становится форма. В процессе формообразования происходит творческое осмысление многих эстетических решений.


Структура теории композиции

Категории композиции

Художественное произведение (впрочем, как и форму любого изделия) можно рассматривать и с точки зрения взаимодействия всех его элементов между собой и пространством (фоном – при плоскостном решении и фоном-пространством при объемно-пространственной (перспективной) организации). Структура взаимодействия, в одних случаях может быть простая, в других - сложная. Но независимо от степени сложности система связей всех ее элементов имеет решающее значение для достижения подлинной гармонии.

Свойства и качества композиции

Как гармоничное целое композиция худ. произведения обладает многими свойствами и качествами. Их можно разделить: на главные, и второстепенные, менее существенные. В одном случае композиция может строиться на приеме контраста между сложной, насыщенной многими деталями частью и лаконичной. Основным качеством такой композиции будет контрастность – противопоставление сложного и простого.

Композиция может не отличаться именно этим качеством – ее главным, организующим началом может явится ритм или метрический повтор каких-либо элементов. Важнейшим качеством такой композиции будет ритмичность. В другом случае композиция решается на цветовом и тональном контрасте между темными и светлыми частями фигур. В другом случае в основе композиции будет лежать тонкая нюансная проработка всех элементов картины.

Есть и качества обязательные для композиции. Так отсутствие хотя бы одного из них может привести к существенным нарушениям ее организации. Это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера форм, колористическое и тональное единство. Именно эта группа качеств обеспечивает своего рода комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы.

Несколько особняком стоят еще два обязательных и важных качества композиции – единство стиля и образность формы. Их выделение из ряда других качеств связано с тем, что стилевое единство не обеспечивается лишь обычными, «классическими» средствами композиции (пропорциями или ритмом, контрастом, нюансом и пр.) – его достижение зависит во многом от умения художника передать дух времени. Поэтому стилевая характеристика картины говорит о ее «современности», о ее соответствии эстетическим запросам.

Закономерности композиции

Средство композиции – контраст между сложной структурой и лаконичным объемом. От соотношения этих двух начал зависит очень многое. Даже сравнительно небольшая по отношению к общему объему раскрытая структура может композиционно «держать» крупную, но лаконично организованную структуру.

Если же творческая идея диктует иные отношения, то в этом случае могут пригодиться «композиционные мостики» – вкрапления чистых поверхностей в сложную структуру. Это взаимопроникновение и способствует созданию целостной композиции.

Если пропорциональный строй основан на постепенном укрупнении кверху основных объемов, то зрительно форма утяжеляется, а при уменьшении кверху – становится более легкой.

«Красота в гармонии» – такова общепризнанная формула, но что может означать она, когда неизвестны ее элементы, их число, значение.

Характер взаимодействия форм в композиции определяется, прежде всего, симметрией или асимметрией. Симметричные формы делятся по видам симметрии: зеркальная, переносная, осевая, винтовая, орнаментальная. Казалось бы, асимметрия – это беспорядок, произвол. Это так, если иметь виду случайно асимметричные формы. Но асимметричная форма может быть и высокоорганизованной, если в основе этой организации лежат определенные закономерности, в совокупности, определяющие композиционное равновесие асимметричной формы. Асимметрия может выступать и нередко действительно выступает как своеобразный «принцип» композиции. Асимметрию, основанную на композиционном равновесии, можно считать одним из ведущих признаков систематизации форм.

Принято считать, что симметрия есть выражение в форме состояния покоя, асимметрия же означает зрительное движение. Расправивший крылья орел, изображенный в фас, недаром выступает символом незыблемости. Но тот же орел в профиль – пример явно асимметричной и динамичной формы.

Средства композиции

К средствам композиции относят пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрические повторы, характер формы, а также цвет и тон, фактуры и текстура, а также пластика, которая непосредственно связана со светотеневой структурой организации форм.

Приемы и методы работы над композицией

Методика работы над композицией – традиционная – это эскизирования на бумаге с отработкой композиции (отмывка, покраска, тампонирование с помощью трафаретов, работа аэрографом и т. п.), и современная – на компьютере с быстрой отработкой, просмотром и анализом огромного количества вариантов.

Категории композиции

Структура

Любая фигура, изображенная на плоскости листа, так или иначе взаимодействует с пространством листа. Значит, как бы не была построена форма, говорить о двух основных компонентах структуры – фигуре и пространстве. Пчелиные соты – наиболее характерный пример закономерно построенной пространственной структуры. В прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре можно говорить лишь условно.

От самых тонких ажурных конструкций до плотных словно «сбитых» форм – таково разнообразие проявлений отношения объема и пространства в природе и технике. В ряду, основанном на принципе нарастания плотности плоскостной или объемно-пространственной структуры, можно найти место для любого композиции.

Для создания эстетически полноценного композиции необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с формой.

Шар, куб, пирамида или цилиндр наиболее просто взаимодействуют с пространством. Простота объема позволяет отчетливо представить невидимые его части, т. е. форму в целом. Но главное, что позволяет это сделать, – не столько простота объема, сколько закономерность, лежащая в основе строения формы.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры. В интересах целостности композиции надо уметь показать, что форма развивается не случайно, а закономерно. В этом случае, например, активная наклонная линия должна найти развитие и поддержку в других элементах структуры композиции.

При структуре, основанной на размещении элементов вокруг единого центра, все связи элементов равноудалены от центра и осуществляются по условной сферической поверхности. Если пренебречь этой закономерной данной структуры и соединить два элемента прямой линией, нарушится целостность всей структуры. Гармоничная связь в такой системе возможно лишь по дугам или радиусам.

Таким образом, важным условием целостности объемно-пространственной структуры является ее общая упорядоченность. Только упорядоченность, т. е. сознательно или подсознательно прочитываемый принцип строения, делает структуру гармоничной.

Наши рекомендации