Отличие специального репортажа от событийного репортажа

Специальный репортаж

Титром "специальный репортаж" предваряется обычно самый большой, обстоятельный материал в выпуске Новостей. Иногда он приурочен к событию, иногда – к дате, а порой никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в спец. репортаже создает и исполняет роль – разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж может быть разнотипным. С одной стороны – это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью приданию материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому - нибудь человеку или проекту, не связанный временными рамками. Который можно включить в программу по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

"Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого ( Так Николай Шмелев в программе Нины Зверевой комментировал репортажи из города Мышкина, для дискуссии. Так бывало в лучших выпусках "Пресс клуба". Такой материал может выходить в эфир как самостоятельная передача (как "Репортер" Михаила Дегтяря и Игоря Шестакова на РТР). Но чаще всего спецрепортаж входит в состав выпуска новостей. Скажем, Би – би – си вдруг без всякого повода дает в ночном неторопливом выпуске большой репортаж из Сингапура: "Что – то давно мы с вами не бывали в Сингапуре, а давайте посмотрим, что там происходит… "Спецрепортажи, как камешки в телевизионной мозаике создают картину мира" Но " чтобы событие представляло общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи"

Специальным такой репортаж принято называть только в России. На Западе, где этот жанр давно и успешно развивается, принято говорить " позиционный репортаж" или " свой" сюжет.

Идея специального репортажа может возникнуть у самого репортера, или может быть предложена оператором, продюсером, другими работниками студии, подсказана самой жи

Событийный репортаж

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно . Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. ителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Проблема информационного повода

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы о масс-медиа” приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)

2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия
3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия

4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)

5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпоината)

6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное - чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

Наши рекомендации