Модели города Бёрджесса, Харриса, Хойта.
Концепция концентрических зон города Бёрджесса
В 1925 году вышла классическая работа Бёрджесса — «Рост города: введение в исследовательский проект». Она появилась в результате проводившегося социального картографирования Чикаго и условного разделения его на 75 непохожих, качественно различных «естественных района», и более 300 соседских общин, которые и определили «пространственный тип Чикаго», сохранившийся до сих пор (классификацию районов по Бёрджессу и сегодня имеет телефонная книга Чикаго). Данная работа проводилась с 1924 по 1930 год; она помогла ещё глубже исследовать проблемы города и стала важным источником информации для разных общественных и политических организаций города. Все 75 районов, на которые был разделен Чикаго, показывали все разнообразие типов поселений, — промышленная зона, районы иммигрантов, деловые районы, гостиничные и фешенебельные; каждый из них представлял собой «общество в миниатюре», со своими историей, традициями и проблемами.
Именно в «Росте города» впервые была подробно расписана идея концентрических зон в Чикаго, которые, по мнению Парка, Бёрджесса и Маккензи, располагаются в таком порядке: зона І «LOOP» — центральный деловой район (в Чикаго — Большая Петля); вокруг центра располагается переходная зона, где размещаются конторы и легкая промышленность (І' «Factory zone»); зона III «Working class zone» — здесь проживает рабочий класс, который вытеснен из зоны перехода (II «Zone of transition»), но поселился вблизи места работы; за ней следует «зона резиденций» (IV «Residential zone») — особняков для одной семьи. Ещё дальше — пригородная зона или зона городов-спутников (V «Commuter zone»), что находятся в 0,5-1-часе езды от центра города.
Исследование «естественных районов» Бёрджесс вел по двум главным направлениям: определение пространственного облика района, его топографии, размещения местного сообщества, изучение ландшафта и инфраструктуры; исследование его культурной составляющей: образа жизни, обычаев, стереотипов.
По мнению Бёрджесса, городской рост прежде всего стимулирует миграция, или мобильность (семей, индивидов, институтов), причем пространственная мобильность иногда является показателем и ускорителем социальной мобильности. Миграция внутри города, мобильность и подвижность пространственных и социальных границ городской структуры, иными словами, динамика городских процессов лежит в основе идеи концентрических зон. Причем городская динамика, идущая в направлении от центра к периферии, имеет циклический характер, подобный социально-экологическому циклу Парка: «Сейчас, — писал Бёрджесс в 1964 году, — мы переживаем новое зональный движение, когда восстановление города начинается с центра и постепенно надвигается на окраины, а те расширяются в новом диапазоне».
Модель города Харриса.
Наиболее значителен вклад Харриса в урбанистику. В 1945 году совместно с Эдвардом Ульманом он опубликовал работу «Природа городов», в которой была представлена модель территориальной структуры типичного американского города ближайшего будущего: центральная деловая зона, торговая зона, бедные кварталы, коттеджные пригороды среднего и состоятельного класса с небольшим вынесенным из центра деловым районом. Картину дополняют индустриальные (с тяжелой промышленностью) и селитебные города-спутники. Данная модель территориальной структуры городов США действительно сформировалась к концу 1960-х годов, поэтому работа Ульмана и Харриса оказалась весьма дальновидной. В отличие от более ранних концентрической и секторной моделей Бургесса и Хойта, в этой модели источником развития города становится не тяжелая промышленность, а отдельные объекты сферы услуг, что в большей степени соответствует становлению большинства американских городов.
Модель города Хойта.
Секторная модель. Гомер Хойт полагал, что крупные города состоят не из концентрических окружностей, а скорее из ряда секторов. Он создал секторную модель городской структуры. Районы, где жилье стоит недорого, часто приобретают клиновидную форму и простираются от центра города к его окраине. По мере роста города дорогостоящие районы начинают выступать за городские пределы, оставаясь при этом в том же самом секторе. Районы в границах сектора, покинутые людьми с высокими доходами, ветшают и приходят в упадок. Хойт утверждает, что престижные и дорогостоящие районы не образуют концентрическую зону вокруг окраинных районов города, а типично располагаются с наружного края нескольких секторов. Промышленные районы простираются вдоль речных долин, русла реки или железнодорожного полотна, а не располагаются по концентрической окружности вокруг делового центра города.
Типы городов.
Город — населенный пункт, имеющий достаточно большое число жителей и выполняющий в основном несельскохозяйственные функции. Определение города в разных странах различно. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тыс. человек, в Индии — свыше 5 тыс., Нидерландах — 20 тыс., Японии — 30 тыс., а в Швеции, Дании, Финляндии — лишь более 200 человек. В РФ населенный пункт может быть отнесен к городу, если численность его населения не менее 12 тысяч человек.
Города делятся по людности (малые, средние, большие, крупные, крупнейшие, города-миллионеры) и по функциям (административная, промышленная, транспортная, научная, торговая, культурная, военная, рекреационная). Большинство городов — многофункциональные. Однако есть города, имеющие «специализацию» — однофункциональные. К ним относятся горнопромышленные центры, города-курорты, научные центры, некоторые столицы.
По характеру градообразующих функций города подразделяются на центральные (обслуживание населения и хозяйства окружающих районов) и специальные (отраслевые центры).