Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса

Исследование проводится следующим образом.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного фор­мата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально пред­назначенная для рисования. Карандаш — обязательно мяг­кий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неиз­ношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование — предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пунк­та. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию — 0 баллов. В итоге подсчитывает -ся суммарная оценка.

Критерии оценки (признаки и их характеристики)

1. Голова.Засчитывается любое достаточно ясное изобра­жение головы независимо от формы (окружность, неправильная

7. Детская психодиагностика

окружность, овал). Черты лица, не ограниченные контуром го­ловы, незасчитываются.

2. Шея.Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочлене­ние головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения.Очертания шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того или дру­гого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза.Если нарисован хотя бы один глаз — то любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчи­тывается даже единственная неопределенная черточка, иног­да встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы.Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок.Любое явное указание на зра­чок или радужную оболочку, помимо глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба зрачка.

7. Детали глаза: пропорции.Размер глаза по горизонта­ли должен превосходить размер по вертикали. Это требова­ние должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с уче­том перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд.Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в пред­шествовавшем пункте, либо, если сохранена обычная минда­левидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Нос.Любой способ изображения носа. В «смешан­ных профилях» очко засчитывается даже если нарисовано два носа.

10. Нос, два измерения.Анфас: засчитывается любая по­пытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания. *-'"

Профиль: засчитывается любая, самая примитивная по­пытка показать нос в профиль, при условии, что изображе­но основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не зас­читывается.

11. Рот.Любое изображение.

12. Губы, два измерения.Анфас: ясно изображены верх­няя и нижняя губа.

13. Нос и губы, два измерения.Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб.Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы.

15. Подбородок1.Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо спосо­бом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислять очко по данному пункту.

16. Показана линия челюсти.Анфас: поперек шеи про­ходит линия челюсти и подбородка, причем она не долж­на быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17. Переносица.Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение вер­хней части переносицы — она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

1 Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необ­ходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.

18. Волосы I.Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II.Волосы показаны не просто мазней или ка­ракулями. Однако линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III.Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у осно­вания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко зас­читывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV.Тщательное изображение волос; показа­но направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если ри­сунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши.Любое изображение ушей.

23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный раз­мер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети верти­кального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии че­репа, оба уха должны расширяться в сторону'основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка. Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым — рас­ширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никог­да не засчитывается.

24. Пальцы.Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность де­лать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальца.

25. Показано правильное количество пальцев.Если на­рисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки

засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.

26. Правильные детали пальцев.-«Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчет­ливо превышать ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко дается также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.

27. Противопоставление большого пальца.Пальцы на­рисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывает­ся и в том случае, когда большой палец явно короче всех ос­тальных или когда угол между ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если на­рисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть показаны обязатель­но; рука в виде варежки не засчитывается, если только не оче­видно (или установлено в последующей беседе), что ребенок изобразил человека в зимней одежде.

28. Кисти.Любое изображение кисти, не считая паль­цев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обеих.

29. Нарисовано запястье или лодыжка.Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брю­чины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек ко­нечности и показывающей край рукава или брючины (это зас­читывается в пункте 55).

30. Руки.Любой способ изображения рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между ос­нованием пальцев и той частью тела, к которой они присоеди­нены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков в профиль, когда можно засчитывать и одну руку.

31. Плечи I.Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вог­нутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается доволь­но строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывает­ся, оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи, ко­торое образуется лопаткой или ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольно формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается.

Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в про­филь значительно труднее. Правильным можно считать ри­сунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образую­щие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.

32. Плечи II.Анфас: оценивается строже, чем предшеству­ющий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка.

Профиль: плечо должно быть присоединено в правиль­ном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.

33. Руки сбоку или чем-то заняты.Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не боль­ше 10 градусов, если только руки не заняты чем-либо, напри­мер, держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы на бедрах («руки в брюки») или заложенными за спину.

Профиль: очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой или вся рука поднята.

34. Локтевой сустав. Всередине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. (Достаточно на одной руке). Изгиб и складки рукава засчитываются/

35. Ноги.Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, а не только из чисто формального при­знака. Если нарисована только одна нога, но эскизно наме­чена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без како­го-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается от­рицательно.

36. Бедро I (промежность).Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встре­чающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обыч­но помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка не получает).

Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертания ягодицы.

37. Бедро II.Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте.

38. Коленный сустав.Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середи­не ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высо­кой сложности, сужение ноги в этой точке. Брюки длиной по колено — признак недостаточный. Складка или штрихи, по­казывающие колено, оцениваются положительно.

39. Ступня I.Любое изображение. Засчитывается изоб­ражение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается.

40. Ступня II.Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не

«обрубленные», т.е. длина ступни должна превышать ее вы­соту от подошвы до подъема. Длина ступни не должна пре­вышать 1 /3 от общей длины всей ноги и не должна быть мень­ше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину.

41. Ступня III.Пятка. Любой способ изображения пят­ки. На рисунках в анфас признак засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеется некая разделительная линия между но­гой и ступней). В профильных рисунках должен быть подъем.

42. СтупняIV. Перспектива. Попытка соблюдения ракур­са, по крайней мере для одной ступни.

43. Ступня V.Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображенная двой­ной линией.

44. Соединение рук и ног с туловищем I.Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки при­соединены к шее, либо к месту соединения головы с тулови­щем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка все­гда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.

45. Присоединение рук и ногII. Руки и ноги присоеди­нены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчи­тывается, если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи до талии). Если нет шеи, руки должны присоединяться к верхней части туловища.

Анфас: если присутствует признак 31, то место присоеди­нения должно приходиться точно на плечи. Если по призна­ку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.

46. Туловище.Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного разли­чия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры; в противном

случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, по­казывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, на­рисованная между головой и ногами, засчитывается как ту­ловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что мно­гие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оце­нивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показы­вает границы туловища.

47. Пропорциональность туловища: два измерения.Дли­на туловища должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между точками 1&иболыней длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близ­ки, что разница между ними трудно определима, — оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.

48. Пропорции: голова I.Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая.

49. Пропорции: голова II.Голова составляет приблизи­тельно 1/4 площади туловища. Оценка строгая: не засчиты­вается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисун­ках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.

50. Пропорции.Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма.

Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.

51. Пропорции: руки I.Руки по крайней мере равны дли­не туловища. Кончики кистей достигают середины бедер, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) про­межности, особенно если ноги необычно короткие. На рисун­ках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.

52. Пропорции:руки II. Коническая форма рук. Пред-.плечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попыт­ка сузить предплечье, если только это не делается прямо у та­лии. Если целиком нарисованы обе руки, сужения должны быть на обеих.

53. Пропорции: ноги.Длина ног не должна быть мень­ше вертикального размера туловища и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

54. Пропорции:конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги дву­мерные — очко засчитывается, даже если кисти и ступни изоб­ражены линейно.

55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, или и то и другое вместе. Засчитывается, даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одеж­ды. Серия вертикальных и горизонтальных линий, нарисован­ных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей), представляет собой самый распространенный способ изобра­жения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которые могут быть расценены как указание на кар­маны или манжеты.

56. Одежда II.Наличие по крайне мере двух непрозрач­ных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скры­вающих часть тела, которую они покрывают. При оценке ри­сунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шля­па просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуго­вицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываготся. Пальто долж­но быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, кар­маны. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, зас­тежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения

ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как про­должения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги — единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.

57. Одежда III.В рисунке дет прозрачных элементов одежды. И рукава и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.

58. Одежда IV1. Нарисовано по крайней мере четыре пред­мета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ре­мень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки.

59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепос­тей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и например ковбойс­кий костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.

60. Профиль I.Голова, туловище и ноги в профиль долж­ны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нари­сованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдви­нута от середины фигуры в бок туловища или если нет дру­гих указаний, как, например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела — контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисо­ваны не в профиль; в полном профиле по крайней мере верх­няя-часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, ко­торая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и про­тянуты вперед.

1 На туфлях должны присутствовать некоторые детали — шнурки, ре­мешки или подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблу­ка недостаточно. У брюк должны иметь место некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточ­но. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при вниматель­ном рассмотрении или в ходе беседы.

61. Профиль II.Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.

62. Анфас.Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все остальные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, уши, шея, туловище, ладони (кис­ти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные сто­роны. Части должны быть показаны двумерными.

63. Двигательная координация в рисовании линий.По­смотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии дол­жны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверен­ных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует дви­жения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Не­сколько длинный линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровны­ми и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскра­шивать» рисунок. Внимательно изучите линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизами, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вслед­ствие незрелой координации.

64. Двигательная координация в рисовании соединений.Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встре­чаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложе­нию и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми смена­ми направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обыч­но засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, так как эта способность прису­ща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.

65. Высшая двигательная координация.Это «поощри­тельный», дополнительный пункт за умелое владение каран­дашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных

линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на ха­рактер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка каранда­шом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подти­рание аннулируют очко за этот пункт.

66. Направление линий и форма: контур головы (каче­ство линий в рисовании форм).Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма дости­гается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть до­статочно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.

67. Качество линий в рисовании форм: контур тулови­ща.То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание на то, что примитивные формы (па­лочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцевидной формы.

68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги.Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушения формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах со­единения с телом. И руки и ноги должны быть изображены двумерными.

69. Качество линий в рисовании форм: черты лица.Черты лица должны быть полностью симметричными. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.

Профиль: контур глаза должен быть правильным и рас­положен в передней части головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.

70. -«Эскизная» техника.Линии, образованные хорошо регулируемыми штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встре­чается в работах некоторых старших детей и почти не встре­чается у детей младше 11— 12 лет.

71. Особая прорисовка деталей.С помощью особых ли­ний или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.

72. Движение рук.Фигура должны выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в брюки» или руки в карманах не засчи-тываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.

73. Движение ног1.Свобода в движениях и в коленях, и бедрах фигуры.

За соответствие рисунка каждому из назначенных крите­риев начисляется 1 балл. В результате масштабной апроба­ции теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выра­ботаны достаточно давно и на выборке американских испы­туемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, по­лученных сегодня на отечественном материале, с этими таб­лицами недостаточно. Ниже приводятся лишь основные ре­ферентные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф — Харриса взяты соотношения бал­лов и «нормального» TQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использова-

1 Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателя­ми геста. При анализе конкретной материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные ин­терпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.

ние предложенного материала в силу указанных причин до­пустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ ~ 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуаль­ной сферы ребенка с целью выявления возможного отстава­ния в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на ос­нове лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопутимо.

В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно соответствует коли­чество баллов, равное 7. (70% — 1 балл.)

4 года - 100% - 10 баллов; 70% - 3 балла.

5 лет - 100% - 16 баллов; 70% - 6 баллов.

6 лет - 100% - 18 - 19 баллов; 70% - 7 баллов.

7 лет - 100% -22-23 балла; 70% - 9 баллов.

8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов.

9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.

10 лет - 100% - 34 - 35 баллов; 70% - 14 - 15 баллов.

11 лет - 100% -36-38 баллов; 70% - 15 - 16 баллов.

12 лет - 100% - 39 - 41 балл; 70% - 18 баллов.

13 лет - 100% - 42 - 43 балла; 70% - 21 балл.

14 - 15 лет - 100% - 44 - 46 баллов; 70% - 24 балла.

5 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

5. 1. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского

психолога -практика

Применение практическим психологом проектилных ме­тодов в работе с детьми имеет особое значение, поскольку данная группа исследовательских техник обладает, помимо диагностических, целым рядом возможностей. Проективные

методы обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с ребенком, делают его общение с психологом непринужденнее, обладают психокоррекционным эффектом, что делает их при­менение в работе с трудными детьми более предпочтительным.

Детские психологи-практики широко применяют проектив­ные методы разных типов (апперцептивные, рисуночные, игро­вые и др.) в своей работе, однако зачастую это применение основывается на интуиции исследователя, а не на нормативных данных исследования детей разного возраста. Для оснащения детской практической психологии экспериментально обоснован­ными методиками необходимы исследования, определяющие нормативные показатели для детей разного возраста. Настоя­щая работа восполняет недостаток подобных исследований.

В детской практической психологии, особенно в работе с младшими подростками, достаточно типичной задачей являет­ся выяснение того, чем вызваны отклонения в поведении ре­бенка — естественными возрастными трудностями или фор­мирующейся аномалией личности. Важно определить, может ли практик оказать ребенку помощь своими силами, или на­ряду с этим нужна консультация других специалистов, напри­мер, детского психиатра. Для решения этой задачи требуются методики исследования личности, обладающие дифференци­ально-диагностическим возможностями.

Интервью «Волшебный мир».

Первую часть диагностического комплекса можно отнес­ти к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое жи­вотное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девоч­кой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие

значимые для него моменты. В этом заключается психоте­рапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяс­нения являются основой для содержательной интерпрета­ции результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ре­бенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, по­скольку это может внести напряженность в общение, выз­вать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для пере­хода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда лю­бят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

/.

— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, кото­рая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? По­чему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь пред­ставь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помо­щью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

2.

— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвра­щаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.

3.

— Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу.

— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4.

— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополни­тельные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

5.

— Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

— Чуть не забыли о тебе!

6.

а. — Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7.

— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

— Спасибо, ты — настоящий волшебник!

— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

8.

а. — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превра­титься? Почему?

— Ты можешь превратиться в любое животное.

9.

а, — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. ■— А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду назы­вать тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или Кет, и почему.

10. а) Кошка,

б) лев,

в) маленький козленок, олененок,

г) змея,

д) орел,

е) мышь,

ж) обезьяна,

з) тигр, и)заяц, к) собака,

л) птичка(например,синица).

— Ты отлично справился с заданием.

— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким,"какой ты есть.

11.

а. — Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. — А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в. — А почему... (2-й не выбранный вариант)?

12.

— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кон­чается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

13.

— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Поче­му? А'фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14. а, 6, в?

— А почему а, б, в?

— Отлично. А подумай:

15.

а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Поче­му?

в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базирует­ся на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», посколь­ку в них дети говорят о своих потребностях, значимых пере­живаниях. Другой основой интерпретации является содержа­тельный анализ ответов, который позволяет углубить представ­ление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситу­ации. Невербальные проявления также дают много информа­ции для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, инте­ресные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположе­ния, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следуе<

Наши рекомендации