Методы проведения региональной политики
Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).
При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.
Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Методы косвенного регулирования регионального развития включают:
· создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;
· привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;
· компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
· предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;
· установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;
· применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.
13. Система органов государственной власти субъекта РФ: основные функции и полномочия.
Система органов государственной власти субъекта РФ (ФЗ №184):
- Законодательный (представительный) орган власти
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
- Иные органы государственной власти субъекта РФ
Конституцией (Уставом) субъекта РФ может бытьустановлена должность высшего должностного лица субъекта РФ
Субъекты РФ самостоятельно определяют состав и структуру органов власти (признак государственности), которая утверждается соответствующим представительным органом. Органы государственной власти субъектов РФ функционируют согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ. Правовую основу их деятельности составляют также (вместе с ФЗ №184) конституция или Устав (Основной Закон) субъекта Федерации, закон о представительном органе власти, закон об органе исполнительной власти, законы, регламентирующие избирательный процесс.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.
Основные полномочия:
- принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
- осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
- заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
- устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
- осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
- и т.д.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
В зависимости от исторических, этнических и прочих традиций и особенностей название органа исполнительной власти в РФ варьируется: правительство, администрация и др.
Полномочия:
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
- осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
- разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Администрация региона - единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках административно-территориальной единицы (субъекта Федерации: области, края, города). Администрация региона возглавляет систему органов управления соответствующего уровня.
Система органов исполнительной власти региона как правило, состоит из 4 основных элементов:
- аппарата главы исполнительной власти (заместитель главы администрации, управление делами и др.);
- отраслевых и территориальных подразделений региональной администрации (управлений, комитетов, отделов, департаментов, территориальных управлений и др.). Из них выделим отраслевые органы, в основном охватывающие социально-экономическую сферу (образование, культура, спорт, туризм и т. д.), которые находятся в двойном подчинении, однако федеральное вмешательство в этом случае часто сводится к минимуму;
- территориальных управлений региональной администрации;
- территориальных структур федеральных органов власти (силовые организации, прежде всего МВД).
Руководители субъектов федерации
Наиболее распространенным институтом, определяющим статус руководителя субъекта Федерации, является институт губернаторства (губернатура). Статус губернатораприравнивается к положению главы администрации региона. Город Москва возглавляется мэром.Республики в составе РФ возглавляют президенты, главы республик и председатели правительства.
Сферу полномочий высшего должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации составляют меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод личности; обеспечение безопасности, разработка и исполнение бюджета региона, управление и распоряжение собственностью субъекта Федерации в соответствии с законодательством, право указания органу местного самоуправления на несоответствие изданных им законодательных актов федеральному и региональному законодательству, заключение договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, который не может изменять конституционный статус субъекта Федерации и призван конкретизировать предметы совместного ведения с учетом социально-экономических и географических особенностей региона, а также должен быть направлен на социально-экономическое выравнивание различий между территориями.
Для сведения:
Устав Ленинградской областиот 27 октября 1994 года №6-оз определил следующую структуру органов власти Ленинградской области:
- Губернатор Ленинградской области
- Законодательное Собрание Ленинградской области
- Администрация Ленинградской области
- Правительство Ленинградской области
В состав Законодательного собрания Ленинградской области входят пятьдесят депутатов. Срок полномочий депутатов Законодательного собрания Ленинградской области – пять лет.
Председатель Законодательного собрания Ленинградской области - Бебенин Сергей Михайлович
Заместители председателя Законодательного собрания Ленинградской области:
- Белоус Алексей Брониславович
- Густов Вадим Анатольевич
- Куликова Галина Васильевна
- Олейник Юрий Иванович
После выборов депутатов 5-го созыва в декабре 2011 года в Законодательном собрании были сформированы 4 фракции в соответствии с прошедшими в парламент политическими партиями:
- «Единая Россия»
- «Справедливая Россия»
- КПРФ
- ЛДПР
Основные полномочия ЗАКС ЛО
- осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ленинградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Ленинградской области;
- принимает Устав Ленинградской области и поправки к нему;
- обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
- осуществляет контроль за соблюдением и исполнением областных законов;
- утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Ленинградской области;
- утверждает программы социально-экономического развития Ленинградской области, представленные Губернатором Ленинградской области, изменения и дополнения к ним;
- устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Ленинградской области, а также порядок их взимания;
- по представлению Губернатора Ленинградской области: устанавливает областным законом систему органов исполнительной власти Ленинградской области, а также вносит изменения в областной закон о системе органов исполнительной власти Ленинградской области;
- оформляет решение о недоверии (доверии) Губернатору Ленинградской области;
- утверждает соглашение об изменении границ Ленинградской области с другими субъектами Российской Федерации;
- утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Ленинградской области и отчеты об их исполнении и другие.
Администрация Ленинградской областипредставляет собой единую систему органов исполнительной власти Ленинградской области, включающую:
- Правительство Ленинградской области
- отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области
Глава 7 Устава Ленинградской области посвящена Администрации Ленинградской области
Структура Правительства Ленинградской области включает следующих членов Правительства Ленинградской области:
- Губернатор Ленинградской области (Председатель Правительства Ленинградской области);
- первый вице-губернатор Ленинградской области;
- вице-губернаторы Ленинградской области;
- иные лица, введенные в состав Правительства Ленинградской области Губернатором Ленинградской области.