Основные методологические принципы, конкретные методы и формы проведения финансовой политики

Важным этапом осуществления финансовой политики в государстве является выбор форм и методов ее реализации. Реализация финансовой политики политическими силами, которые находятся у власти, являются достаточно сложным процессом, который нуждается в отработке полной стратегии и тактики в использовании финансов при управлении экономическими и социальными процессами в государстве.
При имеющейся практике для оценки успеваемости проведения финансовой политики в государстве используют, как правило. два показателя — уровень дефицита бюджета и стабильность национальной денежной единицы. Однако это интегральные показатели, на каждого из которых влияет большое количество факторов, которые могут составлять самостоятельные направления финансовой политики.
Да, уровень дефицита бюджета находится в прямой зависимости от проведения бюджетной и налоговой политики. Реализация бюджетной политики, которая бы способствовала сокращению дефицита бюджета и тим* самим недопущению инфляции требует в первую очередь приведение расходов бюджета в соответствие с имеющимися доходами.

Важным этапом осуществления финансовой политики в государстве является выбор форм и методов ее реализации. Реализация финансовой политики политическими силами, которые находятся у власти, являются достаточно сложным процессом, который нуждается в отработке полной стратегии и тактики в использовании финансов при управлении экономическими и социальными процессами в государстве.
При имеющейся практике для оценки успеваемости проведения финансовой политики в государстве используют, как правило. два показателя — уровень дефицита бюджета и стабильность национальной денежной единицы. Однако это интегральные показатели, на каждого из которых влияет большое количество факторов, которые могут составлять самостоятельные направления финансовой политики.
Да, уровень дефицита бюджета находится в прямой зависимости от проведения бюджетной и налоговой политики. Реализация бюджетной политики, которая бы способствовала сокращению дефицита бюджета и тим* самим недопущению инфляции требует в первую очередь приведение расходов бюджета в соответствие с имеющимися доходами.
Доходы бюджета могут сокращаться как в результате объективных, так и субъективных причин, однако государство не всегда своими действиями приводит в соответствие расходную часть бюджета с имеющимися доходами. В результате возникает дефицит, который может покрываться внутренними, или внешними заимствованиями, а в случае их отсутствия — дополнительной эмиссией денег.
Внешние и внутренние заимствования временно уменьшают финансовые неурядицы в государстве, однако они потенциально способствуют увеличению дефицита бюджета в дальнейшем, когда наступает срок возвращения заимствований и выплаты процентов за ними. Но в том случае, если внутренние и внешние заимствования использованы на финансирование капитальных вложений или высокоэффективных экономических программ, то их инфляционное влияние будет несколько нейтрализованный, поскольку полученный эффект частично перекроет будущие расходы, направленные на возвращение долгов и выплату процентов за ними. Если же заимствования использованы на финансирование текущих расходов, то это лишь отсроченная инфляция.
Покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии денег является непосредственным содействием инфляции, что с экономической точки зрения является дополнительным налогом из юридических и физических лиц. Бюджетная политика тесно связана с налоговой. Это два бока одного и того же явления — финансовой политики. Если же рассматривать лишь расходную часть бюджета относительно употребления определенных мероприятий для ее осуществления, то можно утверждать, что это область бюджетной политики, но расходы нельзя рассматривать отдельно от доходов. Вопрос доходов — это вопрос налоговой политики, и их также следует рассматривать в связи с расходами.
Учитывая это конкретные формы и методы реализации бюджетной и налоговой политики предусматривают:
нахождение и использование научно обоснованной величины перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему в соответствии с уровнем экономического развития государства, использования методов государственной регуляции экономического и социального развития;
усовершенствование бюджетного процесса, внедрения его, четкой регламентации на стадиях разработки проекта бюджета, его выполнения и контроля, за расходованием средств, создания научно обоснованной системы прогнозирования показателей бюджета, постепенный переход к среднесрочному и перспективному финансовому и бюджетному планированию;
сокращение объема отдельных видов дотаций и субсидий, которые предоставляются из бюджета, с одновременным усилением социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
постоянное осуществление финансового контроля за деятельностью государственных предприятий, организаций и учреждений, с целью предотвращения бесхозяйственности и мотовства, эффективное использование бюджетных средств и государственного имущества;
совершенствование межбюджетных отношений, обеспечения их стабильности, усиления заинтересованности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в увеличении собственных доходов и своевременном производстве налогов;
достижение стабильности налоговой системы и ее упрощения, снижения налоговой нагрузки. - справедливый подход ко всем налогоплательщикам, отмены численных льгот, что негативно отражается на формировании стоимостных показателей в экономике государства;
при налогообложении юридических лиц необходимо постепенно уменьшать начисление на фонд оплаты труда, которые влияют на уровень цен, их структуру, конкурентоспособность украинских товаров. Относительно налогообложения физических лиц, то необходимо уменьшать налоговую нагрузку на граждан из сравнительно низкими доходами.
Важное значение для осуществления финансовой политики и оздоровления финансового положения в государстве имеет развитие финансовой инфраструктуры, в первую очередь внедрения медицинского ее социального страхования, расширения страхования жилья, транспортных средств, имущественной ответственности. Это и мероприятия по эмиссии ценных бумаг, их размещения, среди населения дадут возможность мобилизировать свободные средства для финансирования инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости.
Исключение из обращения свободных наличных средств будет способствовать также стабильности денежной единицы, что, как отмечаюсь выше, являюсь одним из важных показателей финансовой политики. Этому должна способствовать также капитализация банков путем привлечения ими дополнительного акционерного капитала, капитализации своей прибыли, реорганизации банков, через слияние или присоединение, внедрение жесткого контроля, за регуляцией ликвидности коммерческих банков; разрабатывание стратегии обеспечения стабильной работы больших банков на основе реализации программ увеличения их капитала и реструктуризации активов; усовершенствование механизма привлечения средств иностранных инвесторов к банковской системе страны.
Направлением реализации финансовой политики, направленной на достижение финансовой стабильности, является последующее расширение безналичных форм расчетов коммерческих банков с физическими лицами в торговой, бытовой, и других сферах обслуживания населения благодаря созданию системы электронных пластиковых карточек, перевода доходов граждан, на вклады и расчетные счета в учреждениях банков, проведения расчетов, чеками, перечисление средств из банковских счетов населения за приобретенные им товары, полученные услуги, коммунальные платежи и тому подобное.
Важной составляющей финансовой политики в государстве является осуществление мероприятий по успешному функционированию фондового рынка, который способствует обращению и рациональному размещению финансовых ресурсов, создает условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма. Для последующего развития и эффективного функционирования фондового рынка важного значения приобретает приоритетное развитие корпоративных ценных бумаг, перестройка инфраструктуры фондового рынка, в том числе создание надежной централизованной системы — национального депозитария.
Учитывая это важно создать единственную систему управления государственным долгом для обеспечения уменьшения стоимости обслуживания правительственных заимствований. Составляющими финансовой политики является содействие рациональному расходованию ресурсов, максимальному использованию возможностей, для эффективного промышленного и аграрного развития, определению структурных приоритетов, формированию экономических условий, для динамического развития отечественного производства и национального капитала.



Наши рекомендации