Понятие среды политики и его методологический смысл. Внесоциальная и социальная среда политики
Среда политики – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на взаимодействие субъектов политики в политическом процессе. На политический процесс оказывает воздействие не только 1) социальная среда (социальные факторы, то есть совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений), но и целый ряд других условий – 2) внесоциальные факторы (многообразие природного окружения, географических особенностей, распределения естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.п.). Эти условия влияют на формирование типа личности, типа политической культуры, типа политического лидерства. Первым понятие «социальной среды» сформулировал Дэвид Истон в 50-е гг. Именно он разделил её на социальную и внесоциальную.
Социальная среда политики воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.
Методологический смысл данного понятия заключается в том, что среда политики – явление не статическое. Осуществляя политические действия и принимая политические решения, необходимо учитывать и социальную среду, и состояние внесоциальной среды политики. Среда политики содержит в себе корни человеческих мотиваций и настроений в настоящее время в данном обществе. Данное понятие, таким образом, облегчают понимание и объяснение процессов, происходящих в социальных отношениях.
Французский социолог Пьер Бурдье предложил методологию генетического структурализма, основанную на признании относительности противопоставления объективных и субъективных факторов человеческой деятельности. Бурдье сформулировал принцип двойного структурирования(объективного и субъективного одновременно) социальной реальности. Объективное — это условия жизни людей, их социальный статус и траектория, субъективное — осознанные и бессознательные действия людей. Субъективное является внутренним, а объективное — внешним стимулом практической деятельности людей.
Социальное пространство, по Бурдье, представляет собой ансамбль разного типа полей, в том числе политических, религиозных, экономических, этнических, которые живут по собственным законам. Таким образом, Бурдье трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в него и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов равно, как и к их взаимодействию.
Категория поля обозначает специфическую систему объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или кооперации. Бурдье называет поля «автономными универсумами», своего рода «игровыми площадками», на каждой из которых игры ведутся по своим особым правилам. Ставка игры – общая для всех полей – претензия на навязывание легитимного видения социального мира, принципов восприятия, оценивания, выражения и деления социального мира. Агенты, действующие в поле, наделены постоянными диспозициями, усвоенными за время нахождения в нём. Однако позиции агентов должны рассматриваться только во взаимных отношениях. Принцип относительности – важнейший для понимания теории полей и всей концепции Пьера Бурдье. Агенты определяются через занимаемые ими в поле позиции, отличающиеся друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, специфической властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять. Поля прежде всего специфичны, в них происходят игры с призами и ставками совершенно различной природы. С другой стороны, поля гомологичны, т. е. структурно подобны: в каждом поле происходит борьба за обладание специфической формой капитала между доминирующими и подчиненными группами (классами).
Таким образом, формирование понятия “поля” обусловлено тем, что совокупность всех социальных отношений не есть нечто однородное – оно обладает определённой структурой.
Поле политики у Бурдье – не что-то статичное, неизменное, объективно нам данное и не зависящее от нас, – это то, что постоянно формируется и воспроизводится с помощью политической практики, это и условие, и результат практики. Социолог рассматривает поле политики как рынок, в котором существует производство, спрос и предложение. Это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в неё втянутыми, производится политическая продукция – политические партии, программы, мнения, позиции, концепции, события и комментарии. При рассмотрении политического поля в логике спроса и предложения, обычные граждане предстают в положении потребителя. Риск ошибиться и выбрать некачественный “товар” тем больше, чем дальше человек находится от места производства.
Становление государственной монополии на легитимное физическое и символическое насилие приводит к образованию поля политики – пространства борьбы за монопольное обладание выгодами, связанными с этой монополией. Борьба политических сил в рамках анализируемого поля – нормальный процесс в демократическом обществе. В центре внимания политиков и политических группировок - электорат. Отсюда цель борьбы в политическом поле - борьба за голоса избирателей - мобилизация активного электората и привлечение пассивного. Для достижения успеха в этой борьбе противостоящие друг другу стороны используют различные методы воздействия на тех, за кем остаётся право окончательного выбора.
Пьер Бурдье отмечает такую особенность политического поля как обладание высокой степенью рефракции, то есть способностью переформулировать любую социальную или экономическую проблему в специфически политических терминах. Так, поле политики сплошь и рядом подчиняет логику и проблематику социологических исследований политической логике, и ставит, таким образом, социальные науки себе на службу.