Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.

Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.

Политология, как следует из самого названия, — это наука о политике. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”. С научной точки зрения можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов.

Структура, функции и уровни политики.

Многообразие подходов и определения политики: субстанциональное определение (ориентирование на раскрытие первооснов политики – политика есть действие, направленное на власть, ее обретение и удержание, последующее использование.
Телеологические основы – коллективная природа деятельности крупных соцгрупп и сознательный целенаправленный характер деятельности – политика есть деятельность по эффективному достижению коллективных целей
Антропологический подход – источник политики находится в природе человека (политического существа, поэтому коллективного «животное-общественное»), ибо не может не взаимодействовать с другими людьми, а политика – как высший подход.
Стратификационный подход – политика это соперничество общественных групп за реализацию своих интересов с помощью власти.
Этический – политика – деятельность направленная на достижение общего блага.
ПОЛИТИКА – целенаправленная деятельность соцгрупп и индивидов по артикуляции своих коллективных интересов в выработке обязательных для всего общества решений, осуществляющееся с помощью гос. Власти.
Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования:
- Макроуровень, (власть в целом в государстве, организация политической системы в рамках центра и на местах)
-Микроуровень (отдельные организации, партии, профсоюзы, фирмы)
-Мегауровень (международные организации)
Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество:
— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы— разработка целей всего общества и мобилизация ресурсов на ихосуществление; —обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; — предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — эффективное взаимодействие между участниками социума,-- Поддержание классового/социального государства, -- защита прав человека, -- привлечение граждан к управлению общественными делами.

Понятие, структура и функции политической системы

Полит. система – совокупность институтов и ОО, полит. отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Схема Истона: требования, поддержка=>[ПС]=>решения, действия (и по кругу конверсией).
Ф-ии ПС на входе: политическая социализация (приобщ. Гр. К политике), рекрутирование в политструктуры, артикуляция интересов (выдвижение требований и превращение их в цели и задачи), агрегирование (согласование требований, превращение в четкую позицию), полит. коммуникация. Ф-ии на выходе: законотворчество, применение и контроль за вып. Законов.

Типология полит. систем

По типу общества: традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии. По характеру взаимодействия с соц. средой: открытые и закрытые. По полит. культурам и их выражениям в формах организации власти: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, частично индустриальная, тоталитарная.

Можно дать характеристику по полит. режимам – авторитарный, демократический и тоталитарный (характер и способы взаимного отношения власти, общества и личности).

Монархия

Монархия – власть одного лица сосредоточена полностью или частично, передается по наследству (1/3 стран)
Абсолютная – ничем не ограниченная власть монарха (СА, Оман, Катар)
Конституционная => дуалистическая (монарх в исполнительной власти, частично законодат.) (Кувейт, Иордания)
парламентская монархия (монарх есть представительная должность (Швеция, ВБ, Япония).
Выборная монархия (ОАЭ), Теократическая монархия (Византия).

Республика

Источник власти есть народное большинство, высшие органы власти избираются народом.
Парламентская республика (правительство формирует парламент, премьер по полномочиям фактический руководитель страны, и президент либо отсуствует, либо ограниченные или представительские полномочия)
(ФРГ, Италия, Швейцария), президентская – значительная роль президента в системе госорганов власти, формирует правительство (США), полупрезидентская (смешаненая) – правительство формируется президентом с согласия парламента, т.е. принцип двойной ответственности через парламент и президента (Беларусь, Украина)

Институты гос. Власти РБ

Глава государства – президент координатор гос. Органов, гарант выполнения законодательства, обеспечивает стабильность, преемственность, посредник между гос.органами (на 5 лет бессрочно голосованием народа. Может быть не моложе 35 лет, имеет избир. Право, проживающий в РБ 10 лет, выдвигается при 100 тысячах подписей). Выборы назначаются нижней палатой, избран если половина принявших участие граждан проголосует. Назначает референдумы, выборы, 6 членов ЦИК, назначает правительство, снимает с должности, назначает премьера, подписывает законы, отменяет акты правительства, решение местных органов, главнокомандующий.
Парламент – две палаты. Совет Республики: косвенные выборы, по 8 от АТД + 8 от президента, 30 лет и проживание 5 лет., Нацсобрание: 110 депутатов при тайном голосовании, 21 год. Депутат может быть членом правительства, но сенатором никак. Полномочия парламента – 4 года. 2 сессии в год (2 октября не менее 80 дней, 2 апреля не менее 0 дней). Совресп принимает или отклоняет проекты законов об изменении конституции, иные законы.
Правительство: премьер министр, заместители и министры. Назн. Президентом с согласия паралы представителей. Руководит системой органов госуправления и исп. Власти. Разрабатывает направления внешней и внутренней политики и реалзиует, проект республиканского бюджета и отчет об исполнении, обеспечение прав, нац. Безопасности, борьба с преступностью, исполн. Конституции, законов.
Суды: подчинение законам, Конституционный суд – конституционность НПА, 12 судей с ученой степенью, президентом и Совреспом. Хозяйственные, общие суды.
Местное самоуправление: Совдепы (сессии 1 раз в квартал, комиссии). Сельское, поселковые, городские районные советы. Городские областные и районные. Областные совдепы. Минск обладает двумя последними. 4 года.

Избирсистема РБ. Референдум

Правовая основа выборов – раздел третий конституции, избирательный кодекс. Выборы осуществляются свободным, равным, всеобщим, тайным голосованием граждан, достигших 18 лет. Право выдвижения кандидатов обладают общ. Объединения, трудовые коллективы и граждане в соответствии с законом.
Кол-во подписей: низшая палата – 1000 подписей. Областной и Минский совет – 150, районый и городской – 75.
Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Четыре референдума: 17 марта 1991 – сохранение СССР, 1995 – статус русского языка, флаг, герб, экономическая интеграция, 1996 – изменение конституции, 2004 – статья 81.

Идеологии основные

Либерализм: (Лукреций, Демокрит, Гоббс, Смит) – свобода личности с уважением основополагающих прав человека, защита частных владений и собственности. Отстаивает критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответвенности граждан, плюрализм, конституционализм, веротерпимость.
Неолиберализм – ориентация на полит. активность, предприимчивость, свободу от предрассудков, традиционное отношение к морали и частному делу человека.
Консерватизм: Прежняя система управления (Берк, Местор). Появился на фоне «успехов» либерализма после французской революции). Преемственность перед инновациями первична, естественно сложившийся порядок вещей, иерархичность сообщества, моральные принципы классические в отношении семьи, религии.
Неоконсерватизм продолжил консерватизм на фоне расширения влияния кейнсианских идей, также отстаивает традиционные ценности общества.
Социализм: Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Маркс, Энгельс. Общество всеобщего изобилия – коммунизм. Положил начало социал-демократии. Создание социально-справедливого общества, уравнение возможностей человека, общественные блага на благо обществу, всеобщее образование и медицина, диктатура пролетариата.
Социал-демократия: Социальный и межгосударственный мир, справедливое общество с принципами свободы и солидарности, отказ от классовой борьбы, принцип народовластия, социальной защиты, поощрение рабочего самоуправления.
Фашизм: Муссолини. Крайний национализм, безграничная воля государства и элитарность правителей, прославляла войну и экспансию.
Национал-социализм. Гитлер. Построение идеологии на приоритете мифического народа – арийцев, и немецкой нации на фоне шовинизма.
Национальные идеологии: евроцентризм для Европы, Беларусь, Россия, бывшая Югославия, Северная Корея.

Типология политкультуры

Приходская (патриархальная) – общность, не выходящая за локальный район (похеру на все что можно в политике, неразборчивость в политике, лишь бы не зацепили их), подданическая (сильная ориентация народа на полит. систему и результат действия властей – участие плебса в обеспечении функционирования сложившейся системы, стабильность в избрании того же самого руководства, как будто подданные), патрицианская (активистская) – граждане проявляют позицию, участвуют в полит. жизни страны, влияют на политику государства.
Цивилизационный фактор: Западная, Восточная и Восточно-Европейская. Открытая, закрытая политкультура, Этатистская или рыночная, Официальная или реальная.

Политмодернизация

Политмодернизация – изменение чего-либо соответственно требованиям современности, переход от традиционной политсистемы к современной. Употребляются главным образом к странам, которые не перешли от традиционного к индустриальному обществу. Приобрела развитие теория в эпоху деколонизации. Различают первичную (эпоха промышленной революции, разрушение традиционализма, провозглашение равных прав) и вторичную(на основе социокультурных контактов с уже существующими центрами индустриальой культуры) модернизацию. Переход связывают с демократизацией системы. Два подхода к описанию: либеральный(влияние населения на власть) и консервативный (централизация институтов и обеспечение порядка).
Сушность: преобразование элементов полит. системы в рамках сохранения ее основ, перестройка функций.

Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.

Политология, как следует из самого названия, — это наука о политике. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”. С научной точки зрения можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов.

Наши рекомендации