Система гос. управления в начале XV-XVI вв

1. Во главе – Великий князь Московский (ВКМ). Его функции: законодательная, военная, административная (назначение и контроль над всеми должностными лицами), дипломатическая (представление интересов государства на международной арене). Считается, что он не был единовластным государем, потому что его функции ограничены. Формально он решения принимать не мог, должен был согласовать с аристократией.

Боярская Дума(БД) – впервые упоминается под 1517 г. – собрание представителей высшей аристократии, выполняла консультативную (совещательную) функцию.

ВКМ и БД – высшие органы гос. управления (высшие гос. учреждения).

2. Центральные органы гос. управления: Дворец ( во главе с дворецким (Д), хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя) и Казна (во главе с казначеем (К), решал фин. вопросы, являлся рабочим аппаратом ВКМ).

Особую роль играл Государев Двор (ГД) – особый соц. институт, на который опирался ВКМ и из состава которого совершал назначения (это был не орган гос. управления, а соц. институт!!!).

Принцип местничества, с одной стороны, - это размещение родовой аристократии по соц. иерархической лестнице с учетом знатности рода и службы предков, а с другой стороны – это принцип замещения вакантных должностей на военную и гражданскую службу с учётом знатности рода и службы предков. Местничество было отменено в 1682 г. 16 апреля Федором Романовым. Он приказал их сжечь и сказал: «Всем быть без мест».

3. Местное самоуправление: территория делилась на уезды, уезды делились на волости (один или несколько населенных пунктов, которые принадлежат либо одному лицу (вотчиннику), либо управляется вотчинником). Уездом управлял наместник (Н), а волостью - волостель (В). Их назначал ВКМ. Они осуществляли:

· хоз.-админ. функции: контроль за земельными границами, поземельными сделками (купля-продажа), торговлей, сбором пошлин с торговых мест, поддержанием общ. порядка.

· Судебные функции: суд по гражданским и кголовным делам, взимая пошлины.

Военно-дисциплинарные (только Н): оборона уездаЮ строительство укреплений (крепостей, дорог). По поручению ВКМ Н. мог открывать и закрывать военные действия, вести переговоры. Система местного самоуправления (СМС) функционировала на основе «принципа кормления»: весь аппарат местного самоуправления содержался за счет местного населения. Кормление состояло из: 1. обязательного натурального корма (3 раза в год) – зимой на Рождество, весной на Пасху и осенью на Петров день население обязано было обеспечить продуктами. Продукты хранили в «летниках»; 2. из части пошлин, которую Н. и В. могли оставить себе.

Система гос. управления в начале XV-XVI вв - student2.ru Система гос. управления в начале XV-XVI вв - student2.ru

Низший уровень: уровень крестьянского самоуправления на уровне общины. Выбирали старосту, сотского (от каждых 100 дворов) и десятского. Распределение налогов на всю общину. Роспись налогов, сбор налогов, осуществление судебных функций. Кроме этого, староста входил в волостную администрацию.

14. «Формирование ИР»

На рубеже 50-х гг. вокруг молодого царя формируется его ближайшее окружение. В него входили: метрополит Макарий, духовник царя монах Сильвестр (автор Домостроя), незнатный костромской дворянин Алексей Адашев, друг детства царя, публицист Андрей Курбский (впервые употребил термин ИР). Политика ИР тесно перекликается с идеями И.П.

Реформы (50-е гг., 7 направлений):

1.начало деятельности Земских Соборов (ЗС, сословно-представителый орган) – 1549 г.

2.Судебник 1550 г.

3.Попытка ограничения церковного землевладения – «Стоглавый собор», 1551 г. (секурялизация церковных земель).

4.военная реформа.

5.реформа центральных органов управления.

6.завершение реформы местного самоуправления.

7.финансовая (налоговая и торговая) реформа.

1.27 февраля 1549 г. царь созывает первое совещание. Присутствовали: верхи духовенства, боярство, служилые люди. Царь подверг жесткой критике бояр за злоупотребление в период Боярского правления. Бояре ответили, что больше таких злоупотреблений не будет. Царь простил бояр. В этот же день второе совещание. Присутствовали: дети боярские, местное дворянство, служилые люди (преобладают), боярство, духовенство. Царь стал каяться в том, в чем обвинял бояр. Стал просить прощения. Это собрание получило название «соборопримирение».

Термин «ЗС» был введен славянофилами в сер. XIX в. ЗС – это сословный, законосовещательный (спорно!), в XVI-XVII вв. действовавший при русских царях орган. Рассматривал важные вопросы внутренней и внешней политики.

Формирование:

· Царь мог назначить любого подданого;

· В работе могли принимать участие все представители упр. аппарата;

· Верхи духовенства и БД;

· Выборные от торговых и ремесленных слоев.

Постоянными участниками были:

1.Освещенный собор (верхи духовенства);

2.БД в полном составе;

3.Представители ГД – аристократия;

4.Выборные от крестьян-общинников;

5.Выборные от торговых и ремесленных слоев.

ЗС существовал: 27.02.1549 – 1653 (1681/2) гг. Такое расхождение в конечной дате связано с тем, что в полном составе ЗС последний раз собрался в 1653 г. (по просьбе Украины, был рассмотрен вопрос о вхождении Украины в состав России). После этого в полном составе ЗС никогда не собирался.

2. Судебник 1550 г. Основу составил судебник Ивана III (2/3 статей). Всего было 99 статей. Статьи условно можно разделить на:

1. вопросы зем. владений (купля, продажа и т.д.);

2. вопросы взаимоотношений феодалов с крестьянами [ увеличился размер пожилого (плата за проживание, использование с/х инвентаря)];

3. вопросы гос. управления, вопросы местного и центр. самоуправления.

Судебник сыграл важную роль в дальшейшем укреплении русского гос-ва,создал условия для совершенствования системы гос. управления. Действовал до 1649 г. (Соборное уложение)

3. Взаимоотношение церкви и гос-ва. Стогавый собор (1551 г.). Состоял (капитан очевидность=)) из 100 глав. Перед его окрытием Иван IV составил вопросник и послал митрополиту Макарию. Можно выделить 3 группы вопросов: 1 и 2 группы – внутренняя организация церкви (исполнение церковных обрядов, роль церкви в воспитании населения). 3 группа – взаимоотношение церкви и гос-ва. Ответы на эти вопросы были записаны в «Стоглаве». Иван IV попросил передать часть церковных земель гос-ву. Церковный собор отверг передачу земель гос-ву. 11 мая 1551 г. – заключение компромисса:

o все земли, отошедшие церкви любым путем в 1533-1547 гг., церковь должна была вернуть гос-ву;

o церковь не могла приобретать новые земли без добра царя;

o эти указы ликвидировали большую часть податных привилегий церкви. Церковь становилась налогоплательщиком;

церкви запрещалось основывать в городах «белые слободы», образовывать свои подконтрольные земли.

4. военная реформа. Её проводили в течение 50-х гг. и она включала целый комплекс мер, кот. преобразовал русскую армию.

1.в начале 50-х гг. Иван IV издает указ, согласно кот. отменялось местничество и местнический счет на время боевых действий;

2.создание стрелецкого войска – начало формирования постоянной армии, которое завершилось при Петре I. В стрельцы набирались посадские люди (горожане). Они получали жалованье, одежду, кот. выделяла их из остального населения. Им предоставлялись льготы при занятии ремесленным производством. Они объединялись в полки (500 человек) под началом полковника. Были вооружены огнестрельным оружием. Из них набирался стрелецкий полк (личная охрана царя, гос. учреждений). Они стали основой русской армии.

3.Введение «Уложения о службе»(1555-1556) связывает в единую систему 3 принципа, кот. определяли суть и характер военной службы:

1. величина зем. надела (поместья);

2. кол-во ратников, кот. должен был выставить служилый человек в зависимости от поместья;

3. величина ден. надела. Со 100 четвертей (1 четверть = 0,6 га) служилый человек должен был выставить ратника на коне, в доспехах, с оружием. Это позволяло гос-ву иметь многочисленную армию. За каждого непоставленного ратника штраф, за сверх поставленного – компенсация, равная штрафу. Во время похода служилый человек получает выплату, также равную штрафу. Т.о русская армия состояла из постоянных стрельцов и дворянского ополчения.

4. введение в 1555 г. прообраза будущих военных уставов, кот. получил название «Приговор сторожевой службы». Он определял тактику, внутренний распорядок службы, характер караульной службы.

Итог: создана достаточно боеспособная армия.

5. Приказы или реформа системы центрального гос. управления. В середине 50-х гг. на основе Казны, Дворца и БД завершается процесс оформления органов гос. управления – приказов. Выражение «быть в приказе» означало выполнять отдельное поручение Великого князя. Приказ – это орган гос. управления в XVI-XVII вв., кот. ведал одной или несколькими отраслями гос. управления. В первую очередь сформировались общегосударственные или отраслевые: посольский (внешняя политика), разбойный приказ, 3 военных приказа: стрелецкий. Разрядный (следило за тем, чтобы выполнялось «Уложение о службе») и поместный (наделение служилых людей поместьем). Приказы были важным шагом на пути совершенствования гос. управления. Однако эта система имела существенные недостатки, кот. не были преодолены: существовала многоступенчатость (3 ступени: отраслевые, территориальные (территории, кот. присоединились к России) и приказы, функции кот. ограничивались какой-то территорией или выполнением определенных функций – местные приказы), кот. усложняла их работу. Функции, численность, состав, характер, взаимодействия этих приказов нигде не были установлены.

6. завершение реформы местного управления. Указы 1555-1556 гг. завершают реформу посредством создания выборных сословных институтов местного правления. Цель: улучшить посредством создания системы: 1. губные старосты; 2. земские старосты (от крестьян-общинников); 3. городовые приказщики (от служилых людей). Списки утверждались в отраслевых приказах. Функции: военные, судебные, административные. Отриц. моменты: 1. реформа планировалась как общегосударственная (отмена кормления); 2. для компенсации кормления был введен налог «кормленный откуп»; 3. в тех землях, где отменялось намест. правление, оно скоро восстановилось.

7. финансовая реформа. 1. вводилась новая единица налогообложения - «большая соха» или «соха». Величина по земельной единице зависела от соц. статуса налогоплательщика. Для черносошника – 500 четвертей, для монастырей – 600, для служилых – 800. 2. таможенная реформа: любой купец, чтобы продать свой товар, обязан был платить «рублевую пошлину» (1 рубль, капитан очевидность=)).

Итоги реформ:

1.реформы несомненно способствовали укреплению гос-ва, улучшению управления, заложили основу новой системы управления.

2.укрепили: самодержавную власть царя (?), положение местного дворянства, т.е. служилых людей (?), позиции аристократии (?).

Наши рекомендации