Основные проблемы реформирования представительной системы КНР

1. Особенности формирования и функционирования представительной системы КНР.Действующая конституция КНР (ст.2) декларирует принадлежность всей власти в стране народу, осуществляющему эту власть через систему представительных органов – Всекитайское собрании народных представителей и местные собрания народных представителей.

Существующие формы народного представительства законодательно оформились с принятием в сентябре 1954 г. первой Конституции КНР. Все последовавшие за ней Конституции неизменно закрепляли сложившуюся в начале 50-х годов ХХ в. представительную систему, но по-разному определяли сферу компетенции органов государства. Эта система сложилась впервые в истории Китая в освобожденных районах и опорных базах в ходе революционных войн. До образования КНР она превратилась в систему избиравшихся населением народно-политических советов, впоследствии замененных делегируемыми конференциями представителей всех социальных групп китайского общества.

Принятая в сентябре 1954 г. Общая программа НПКСК в качестве местных органов государственной власти провозгласила собрания народных представителей, однако Закон о представительные органы власти был принят только в 1953 г. До этого фактически созывались невыборные конференции представителей всех слоев народа.

Конституция 1954 г. впервые законодательно закрепила создание современной представительной системы в Китае. Органы государственной власти строились, согласно Конституции 1954 г., на основе демократического централизма, коллективного руководства, участия народа в управлении государственными делами. Все депутаты СНП в отличие от назначаемых соответствующими организациями представителей в конференциях всех социальных групп китайского общества стали избираться либо непосредственно населением, либо нижестоящими СНП.

После принятия Конституции 1954 г. постепенно правовая система страны была приведена в соответствие с её содержанием, сформированы органы государственной власти, управления, суда и прокуратуры, приняты законодательные акты, обеспечивающие исполнение конституционных установлений. Но уже с начала 50-х гг. закрепленная первой Конституцией представительная система подверглась серьезной трансформации. Прежде всего, решения представительных органов государственной власти стали отменяться решениями органов КПК. Так, в обход ВСНП, в нарушение Конституции КНР на заседании узкого руководящего органа партии – Политбюро ЦК КПК – было принято решение об образовании «народных коммун», соединивших функции органов государственной власти, управления и функций хозяйственных органов. В нарушение принятых конституционных норм ликвидировалось низовое (волостное) звено государственной власти и управления.

С началом «коммунизации» - образования народных коммун по всей стране – снижалась роль представительных органов государственной власти. Так, в 1958-1964 гг. не проводились выборы в местные СНП. В 1961 г. не созывалось на сессию и ВСНП. «Культурная революция» завершила деформацию представительной системы, закончив полным её сломом. Фактически отменялась деятельность и Конституции 1954 г. Конституция 1975 г. закрепила идею непрерывного обострения «классовой борьбы» на протяжении всего периода социализма. Вполне понятно, что в условиях перманентных потрясений представительная система не могла функционировать нормально. Неслучайно, поэтому в конституции 1975 г. полномочия ВСНП были изложены всего в одной статье (ст. 17). И хотя местным органом государственной власти и управления отводилось отдельный раздел, функции местных представительных органов регламентировались крайне суммарно. Конституция констатировала, что вместо них постоянно действует «революционные комитеты», руководящие в данном районе «социалистической революцией» и поддерживающие «революционный порядок».

В принятой вскоре после «культурной революции» Конституция КНР 1978 г. положение о полномочиях представительных органах государственной власти были изложены близко к тексту Конституции 1954 г. Однако новая Конституция закрепляла курс «культурной революции» на «неуклонное продолжение революции при диктатуре пролетариата», т.е. заранее санкционировала нестабильное политическое развитие китайского общества. А значит, конституционно определенный статус представительных органов также воздвигался на шаткой основе «революционных» потрясений.

Конституция 1982 г. полностью устранила атрибутику «культурной революции» и политико-правовые преграды для превращения представительных органов государственной власти в политическую основу КНР. В докладе о проект Конституции говорилось, что рациональное распределение полномочий государственных органов позволит избежать чрезмерной централизации власти, создаст условия для эффективного ведения различных государственных дел.

2. Основные проблемы реформирования представительной системы КНР.Принятие Конституции 1982 г., как указывалось выше было вызвано необходимостью проведения широкого круга реформ социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности китайского общества. Модернизирующаяся политическая система, прежде всего представительная, была призвана обеспечить устойчивость системы власти, не допустить прошлых политических эксцессов, приведших к разрушению конституционно оформленной госструктуры. Для более успешного проведения реформы представительной системы важное значение имело принятие наряду с Конституцией 1982 г. трех законодательных актов конституционного характера – Закона о выборах в ВСНП и местные СНП различных ступеней (от 1 июля 1979 г. с изменениями, внесенными 2 декабря 1986 г.), Закона об организации ВСНП (от 10 декабря 1982 г.), Закона об организации местных СНП и местных народных правительств различных ступеней (от 1 июля 1979 г. с изменениями, внесенными 2 декабря 1986 г.).

Реализация указанных законодательных актов на начальном этапе реформы системы представительных органов оказалась малоэффективной. Это было связано в первую очередь со значительным искажением функций представительной системы, её роли в общественно-политической жизни китайского общества в предшествующие периоды, которые предстояло искоренить. Эти искажения сводились к следующему:

1. Местные СНП были превращены в «рабочие органы партийных комитетов КПК», взявшими на себя часть важных функций органов народного представительства.

2. Народные депутаты были отстраненны от обсуждения и принятия многих политических решений. И даже установленные законом полномочия ВСНП не могли быть на деле реализованы. Решения по важным вопросам принимались не представительными органами.

3. Предоставленное СНП право контроля за деятельностью других органов, назначение должностных лиц носило формальный характер и фактически не выполнялось.

4. Значительно была затруднена реализации права местных СНП на нормотворческую деятельностьв пределах своей компетенции.

5. Согласно конституции КНР, депутаты ВСНП обладают личной неприкосновенностью: они не могут быть арестованы, или привлечены к уголовной ответственности без разрешения президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями – без разрешения Постоянного комитета ВСНП. Они не привлекаются к юридической ответственности за свои выступления и голосования на сессиях ВСНП. В соответствии с Законом об организации местных СНП и местных народных правительств различных ступеней, депутаты местных СНП, начиная с уездного уровня и выше, не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без согласия президиума СНП данной ступени, а период между сессиями собрания – без согласия ПК СНП.

Но как отмечают китайские исследователи, депутатский иммунитет фактически не был гарантирован, а сами депутаты могли подвергаться различным видам мести. Подобным же образом не было гарантировано и депутатское право свободных выступлений и высказываний на сессиях ВСНП. В Законе об организации местных собраний о таком праве вовсе не упоминается. В реальной действительности депутаты подчас подвергались преследованиям за критические высказывания. Против депутатов использовались такие методы как тайные проверки работы, административный нажим, отказ в опубликовании полного текста речи депутата, различные виды мести. Поэтому китайские ученые предлагали точно сформулировать в Законе, что выступление и голосование на сессиях ВСНП не должны быть объектом преследования и мести в каких-либо формах. За подобные действия предлагалось назначать строгие санкции.

6. Слабым звеном в деятельности СНП являлось недостаточно полное выражение их депутатами воли избирателей, т.е. народа, поскольку между депутатами и избирателями не было необходимых контактов, особенно в тех случаях, когда депутаты избирались не непосредственно народом, а депутатами нижестоящих СНП.

В китайском обществе в 80-е гг. ХХ в. активно обсуждался вопрос об основных направлениях и содержании реформы представительной системы КНР. Китайские ученые расходились во мнениях относительно определения путей укрепления и совершенствования представительной системы. Одни из них видели выход в урегулировании отношений между партийными и государственными органами. Другие – в самосовершенствовании самих представительных органов. Большинство ученых склонялись к решению вопроса путем развития властных полномочий СНП, повышения их политической роли, совершенствования избирательной системы, модификации самого характера их деятельности, организационного укрепления, улучшения работы депутатского корпуса.

При обсуждении вопросов совершенствования избирательной системымногие китайские исследователи высказывались за упразднение непрямых выборов, при которых нижестоящие СНП избирают вышестоящие. На состоявшейся в Сиане (ноябрь 1986 г.) конференции по вопросам теории реформы политической системы ученые в ходе дискуссии пришли к убеждению, что депутаты всех СНП должны избираться путем прямых выборов, поскольку косвенные ведут к неизбежному отрыву депутатов от своих избирателей. К тому же затрудняется поддержание прямых связей депутатов с избирателями и становится невозможным осуществление контроля последних за депутатами.

В ходе преобразования представительной системы правомерно ставился вопрос о совершенствовании депутатской деятельности. Рассматривалась задача повышения общекультурного и политического уровня депутатского корпуса, приобретения депутатами способности к активному участию в политическом процессе, в принятии ответственных государственных решений. Выполнение этих предварительных условий позволило бы повысить роль народных депутатов в решении государственных дел.

В указанной связи ставились вопросы об установлении цензовых требований для избрания депутатов, в частности касающихся уровня политической подготовки, высокого чувства ответственности за свою деятельность, умения руководствоваться интересами народа, смело отстаивать свои позиции и активно действовать. От депутатов требовалось обладание высокими моральными качествами, организаторскими способностями, данными для публичной деятельности. Следует отметить, что ряд китайских ученых не соглашались с цензовыми ограничениями для депутатской работы, полагая, что они не соответствуют духу демократии.

Таким образом, одним из основных содержаний реформы политической системы должна была стать реформа представительной системы. При этом большинство китайских политологов сходилось во мнении о том, что начинать нужно с избирательной системы.

Избирательное законодательство КНР в качестве важнейшего принципа избирательного права называет принцип всеобщности. Так, Конституция и Закон о выборах предусматривают, что все граждане КНР, достигшие 18-ти лет, независимо от национальности, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости имеют право избирать и быть избранными (ст. 34 Конституции). Вместе с тем, законодательство предусматривает серьезные изъятия из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных прав, как части политических прав по приговору суда как дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов, а также «в необходимых случаях» и для преступных элементов. Лишение избирательных прав устанавливается на срок от 1 до 5 лет.

Важнейшим демократическим принципом является принцип равного избирательного права. В КНР этот принцип имеет определенную специфику: с одной стороны, каждый избиратель имеет один голос (ст. 4 Закона о выборах), с другой – имеет неравное представительство городского и сельского населения, военнослужащих и национальных меньшинств. Так, при формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. При формировании ВСНП один избиратель от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения.

Для избирательной системы КНР также характерным является и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, что связано с традиционно особою ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти. Лица достигшие 18-летнего возраста военнослужащие, штатные и внештатные рабочие и служащие в армии, члены семей военнослужащих имеют право избирать и быть избранными от армии. Выборы от НОАК в ВСНП – трехступенчатые, в местные СНП – двухступенчатые. Роты и низовые единицы на собраниях представителей военнослужащих избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих. Собрания представителей военнослужащих полков и соответствующих единиц избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих и депутатов в СНП различных ступеней. Представители военнослужащих штабов, больших военных округов, родов войск Государственного комитета обороны военных академий избирают депутатов ВСНП.

Характерной особенностью формирования представительных органов власти в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь представительные органы, образуемые в административно-территориальных единицах низового уровня (волости, национальные волости, поселки) и уездного уровня (уезды, автономные округа, автономные уезды, городские районы). Вышестоящие СНП, а также ВСНП избираются соответствующими нижестоящими представительными органами. Таким образом, имеет место сочетание прямых и непрямых (многостепенных) выборов, когда депутаты нижестоящих СНП избирают депутатов вышестоящих представительных органов. Такой способ формирования представительных органов объясняется, прежде всего, низким уровнем политической культуры населения, сложностями в обеспечении связей и контактов между различными частями страны из-за неразвитости инфраструктуры. Голосование является тайным, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей.

Избиратели, как правило, голосуют лично, однако если избиратель неграмотен или по какой-либо причине физически не в состоянии лично принять участие в выборах, он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него.

Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и по производственному принципу. Право выдвижения кандидатов имею политические партии, а также группы избирателей (более 10 человек). При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах – от 1/3 до 1/2, а при многостепенных выборах – от 1/5 до 1/2.

Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших в голосовании. При этом если в бюллетень внесено больше установленного числа подлежащих избранию депутатов, то он считается недействительным. Выборы депутатов СНП считаются также действительными при участии в голосовании более половины всех избирателей данного избирательного округа (при прямых выборах). Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП, избранным считается кандидат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП.

Избирательные комиссии осуществляют работу по организации и проведению выборов, при этом руководство проведением выборов возлагается на постоянные комитеты СНП соответствующих ступеней и ПК ВСНП. Избирательные комиссии или президиум СНП определяют правильность выборов и обнародуют их результаты.

Избранный депутат наделяется мандатом, специальными полномочиями и ответственностью. В КНР важнейшим принципом, определяющим статус депутатов СНП различных ступеней, является принцип его императивного мандата, подразумевающий право избирателей давать депутатам обязательные наказы и досрочно отзывать депутатов, если они этих наказов не выполняют или не надлежащим образом осуществляют свои полномочия. В соответствии со ст. 40 Закона о выборах отзыв депутатов, избранных прямыми выборами, производится путем прямого голосования избирателей соответствующего избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных путем многостепенных выборов, производится большинством голосов депутатов СНП, избравшего данного депутата, а в период между сессиями данного СНП – большинством голосов членов его Постоянного комитета.

Таким образом, избирательная система КНР имеет ряд специфических особенностей, при этом следует учитывать, что на практике в ходе конкретных избирательных кампаний нарушались основные и принципиальные её положения. Поэтому в период реформы политической системы страны, особое внимание было уделено именно модернизации избирательной системы.

Началом реформы избирательной системы должно было стать совершенствование способа выдвижения кандидатов. С 1979 г., со времени принятия Закона о выборах в ВСНП и местные СНП, заменившего Закон о выборах, принятый в 1953 г., проводились мероприятия по демократизации избирательной практики. Так, существенно уменьшилось административно-приказное установление квот при проведении выборов. Поставлен заслон на пути административного назначения депутатов или прекращено их принудительное избрание. Для разрешения подобных вопросов потребовалось активное регулирование отношений между партийными, государственными органами, с одной стороны, а избирателями – с другой. Изживалась практика, при которой односторонне акцентировалась роль партийных и государственных органов в выдвижении кандидатов (они выдвигали их «по большому списку» в порядке реализации своих привилегий), а избиратели лишались всяких привилегий и выдвигали кандидатуры по «малому списку».

Раньше кандидаты, выдвинутые политическими партиями и общественными организациями, и кандидаты, предложенные группами избирателей, оказывались в неравноправном положении. Чтобы гарантировать избрание первых их без обсуждения вносили в официальные списки кандидатов в депутаты. Помимо этого действовала жесткая квота по социальному, национальному, половому, профессиональному признакам. Теперь для включения в официальный список кандидатов в депутаты требуется заручиться согласием большинства избирателей.

Например, при проведении выборов в уездные и районные СНП г. Пекина в 1986 г. предстояло избрать 4875 депутатов. Политическими партиями и общественными организациями было выдвинуто 712 кандидатов (12%), получивших согласие избирателей. Из них 43 кандидата (6%) не набрали нужного числа голосов. Не были избраны, главным образом, ответственные работники аппарата районного и уездного уровней. Если раньше, в 1979-1986 гг., кандидат от политической партии или общественной организации не избирался, это рассматривалось как промах в работе по проведению избирательной кампании. С 1987 г. стали проводиться выборы на альтернативной основе и поражение кандидатов от политических партий и общественных организаций становится теперь нередким явлением.

Таким образом, при проведении прямых выборов главным должно было стать выдвижение кандидатов избирателями. Кандидаты, выдвинутые совместно избирателями, должны составлять абсолютное большинство кандидатов в депутаты. Только в этом случае кандидатский корпус мог действительно обладать широкой представительностью.

Модификации подлежал и способ представления кандидатов избирателям.В ходе реформы, прежде всего, решался вопрос, кто представляет избирателям данные о кандидатах в ходе обсуждений и «демократических консультаций». В итоге утвердилась практика, согласно которой кандидатуры представляются выдвинувшей их организацией, отдельным лицом или избирательной комиссией. В качестве альтернативных вариантов стали организовываться непосредственные встречи кандидатов с избирателями, либо вопрос решался путем анкетного вопроса, или путем проведения беседы кандидата с избирателями. Со дня опубликования списков до дня голосования кандидаты в своих избирательных округах и по группам избирателей встречаются с ними и отвечают на вопросы. Выступления кандидатов в депутаты теперь фиксировали и доводились до избирателей, с тем, чтобы последние имели возможность осуществлять выбор кандидатур по своей собственной воле. Альтернативные выборы позволили усилить связи и взаимозависимость между избирателями и депутатами.

В тоже время, несмотря на проведение реформы представительной системы, местные партийные органы и их руководители изыскивали средства для того, чтобы не допустить выдвижения избирателями или депутатами нижестоящих СНП своих кандидатов. Если же таковые все-таки выдвигались, парткомы добивались, чтобы данные о таких кандидатах сообщались в избирательные комиссии или президиумы СНП неполно. В ряде случаев такие данные вообще не передавались, альтернативные кандидаты отводились волевым порядком, а выборы проводились на безальтернативной основе.

По Конституции КНР и Закону о выборах правом руководства проведением выборов пользуются президиумы сессий СНП, постоянные комитеты СНП и руководимые ими избирательные комиссии. Однако по сложившейся ранее практике секретари парткомов лично прибывали на место для руководства проведения выборов, а затем произвольно объявляли о действительности или недействительности результатов выборов, при этом соответствующие партийные органы либо утверждали итоги выборов в СНП, либо признавали их недействительными и объявляли о проведении повторных выборов.

Из сказанного напрашивается очевидный вывод, только при разделении функций партийных и государственных органовизбиратели или депутаты СНП смогут избирать своих народных депутатов, СНП действительно станут органами представительства народа.

Для того, чтобы повысить интерес к выборам в ходе реформы избирательной системы было предложено использовать разнообразные формы ознакомления избирателей с биографическими данными кандидатов в депутаты. На этапе обсуждения кандидатур избиратели обязательно встречаются с кандидатами в депутаты на собраниях групп избирателей. После утверждения официальных списков кандидатов организуются их встречи с избирателями. Для того чтобы прямые контакты избирателей с кандидатами в депутаты становили широко распространенной практикой необходимо создание благоприятных условий. Прежде всего, следует добиваться сокращения числа предварительно выдвигаемых депутатов до разумных пределов. Опыт свидетельствует о том, что, если число кандидатов, вносимых в официальные списки на 1/3 или в 2 раза больше числа подлежащих избранию, такое соотношение благоприятно для установления разнообразных прямых форм контактов избирателей с депутатами.

Требует изменения и порядок разделения на избирательные участки. В большинстве случаев такая разбивка ведется по территориальному признаку, что способствует участию жителей в избирательных кампаниях и обеспечению связей органов по проведению выборов с избирателями. Однако во многие избирательные участки входит большое число разнородных единиц, поэтому связи между избирателями неустойчивы, что отрицательно сказывается на процессе выдвижения кандидатов в депутаты и ведет к «слепому» голосованию избирателей, не знающих своих кандидатов. При разбивке участков по территориальному признаку социальный состав избирателей носит довольно разнородный характер, что затрудняет обеспечение пропорционального представительства всех слоев населения.

Периодически ставиться вопрос о повышении представительства женщин в органах государственной власти. Китайские ученые предлагают даже установить обязательный минимум для женского представительства.

Необходимым стало и уменьшение общей численности депутатского корпусаи повышение требований к личным качествам депутатов. Закон о выборах в редакции 1982 г. установил максимальный предел для состава ВСНП 3,5 тыс. депутатов. Тот же закон в редакции 1986 г. снизил этот потолок до 3 тыс. В ВСНП седьмого созыва (1988-1992 гг.) было избрано 2970 депутатов. В 1987 г. ПК СНП провинциального уровня приняли решение о сокращении численности депутатов собраний уездного звена на 1/5 и волостного - на 1/3. Снижение численности депутатского корпуса соответствует мероприятиям по улучшению его качественного состава и совершенствованию форм деятельности.

В ходе реформы представительной системы был поставлен вопрос о расширении сферы проведения прямых выборов в органы государственной власти. Прямые выборы предоставляют возможность для большинства населения раз в несколько лет активно участвовать в политической жизни страны, обсуждать важные вопросы. В ходе избирательной кампании граждане могут получить полное представление о работе органов государственной власти данного созыва, прямые выборы объективно способствуют расширению сферы народного (общественного) контроля за деятельностью государственного аппарата. Применение процедуры прямых выборов в КНР с конца 80-х гг. увеличило число избирателей, выдвигающих свои кандидатуры в депутаты органов государственной власти, более многообразными стали формы и способы информирования избирателей о кандидатах в депутаты, в условиях современного Китая зародился такой атрибут буржуазной демократии, как предвыборная борьба.

В процессе реформирования представительной системы КНР решается вопрос: какого рода мандат от избирателей получает депутат. Этот вопрос касается отношений между избирателями и депутатами. Известно, что в китайском конституционном праве выделяется три вида мандатов: императивный, свободный, и консолидирующий. По мнению китайских ученых, депутат, получивший императивный мандат, должен представлять интересы и волю определенного округа или группы избирателей, а не может быть обязательно представителем всех избирателей страны. Это значит, что депутат должен полностью подчиняться интересам и воле избирателей и осуществлять свои полномочия под их контролем. Если депутат пренебрег интересами и волей избирательного округа или избирателей, последние правомочны отозвать его в установленном законом порядке.

В случае получения свободного мандата депутат не связан обязательствами, накладываемыми императивным мандатом, и правомочен с учетом интересов и воли избирателей независимо и творчески реализовывать свои права. Третий тип отношений депутата с избирателями представлен консолидированным мандатом. Его обладатель является не представителем определенного избирательного округа или группы избирателей, а консолидированным представителем интересов и воли избирателей. Депутат не отвечает за свои действия непосредственно перед избирателями, ответственность перед народом несет не отдельный депутат, а состоящий из депутатов представительный орган государственной власти.

Исходя из того, что согласно Конституции КНР, депутаты обязаны поддерживать тесную связь с избирателями, подконтрольны избравшим их органам или избирателями и последние имеют право в установленном порядке отзывать избранных ими депутатов, депутатские полномочия должны восприниматься как императивные.

В тоже время в Конституции КНР нет специального положения о наказах избирателей. На практике депутат слабо связан с избирателями, редко посещает избирательные единицы в своем избирательном округе, лишь спорадически отчитывается перед избирателями о своей работе. Ни в конституции, ни в Законе о выборах не зафиксирована обязанность депутата отчитываться перед избирателями. Не существует ни механизма такой связи, ни системы контроля избирателей над своими депутатами. Таким образом, ответственность депутата перед избирателями требует определенной правовой регламентации. Китайские юристы предлагают создать такой механизм, при действии которого депутат будет регулярно отчитываться перед избирателями один раз в полгода, собирать их предложения и передавать их в органы государственной власти, ежегодно организовывать собрания избирателей для обсуждения материалов сессий представительного органа власти, что позволит избирателям контролировать деятельность депутата.

В ходе проведения реформы представительной системы ставился вопрос и о совершенствовании организации и форм деятельности представительной системы КНР. В русле решения данной проблемы разрабатывался механизм совершенствования правотворческой деятельности ВСНП.Китайские политологи высказывают мнение о том, что многих ошибок в законодательной работе можно было бы избежать, если бы она проводилась в различных рабочих комиссиях представительных органов, состоящих из специалистов. Развитие представительной системы в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в. привело к увеличению числа специальных комиссий ВСНП с 6 до 8. К 2006 г. число таких комиссий было увеличено до девяти: Комитет по делам национальностей, Комитет по законодательству, Комитет по внутренним делам и юстиции, Комитет по финансам и экономике, Комитет по образованию, здравоохранению, науке и культуре, Комитет по международным делам, Комитет по делам китайцев, проживающих за границей, Комитет по охране окружающей среды и ресурсов, Комитет по сельскому хозяйству и делам деревни.

Однако и этого количества комитетов мало по сравнению с зарубежными государствами. В малочисленности специальных комиссий китайские юристы усматривают одну из причин отставания законодательной работы от потребностей экономической реформы и курса на открытие Китая для внешнего мира. Поэтому предлагалось увеличить число специальных комиссий ВСНП по крайней мере до 20, в частности, создать комиссии по строительству, ценам, финансам, жилищную, экологическую и др.

Развитие законодательной функции представительных органов связано и с децентрализацией государственной власти.СНП провинциального уровня и их постоянные комитеты получили право местного законодательствования, которое распространено и на крупные города – промышленные центры и центры провинций. Предлагалось ещё более расширить практику местного законотворчества, распространив его и на уездный уровень.

Литература:

1. Бергер Я. Политическая реформа и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР (к итогам первой сессии ВСНП 10-го созыва) // ПДВ 2003. № 3. С. 96-107.

2. Гудошников Л.М. и др. Китай после «культурной революции» М., 1979. 358 с.

3. Гудошников Л.М., Асланова Р.М. Политическая система КНР (структура основных институтов власти). М., ЭИ. № 1. 1996.

4. Егоров К.А. КНР: политическая система и политическая динамика. М., 1993. 206 с.

5. Егоров К.А. Представительная система КНР: история и современность. М., 1998. 240 с.

6. КНР в 2006 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2007. 516 с.

Наши рекомендации