Системы формирования и смены политических элит
Системы формирования и смены политических элит. В мировой политической практике сложились две основные системы формирования политических элит: антрепнерская (предпринимательская) и система гильдий (корпоративная). Антрепнерскую систему характеризуют: скрытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций в обществе; высокая конкурентность отбора и др. Систему гильдий характеризуют: отбор претендентов на более высокие должности, медленный, постепенный путь продвижения по службе; небольшой, относительно закрытый круг электората; закреплению и воспроизводству существующего типа политической элиты. Социальные системы формирования и смены политических элит оказывают значительное влияние на качественный состав и результативность деятельности политических элит.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.
Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования л.п. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.
В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.
Виды:
традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).
Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.
33. ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ЛИБЕРАЛИЗМ.
ЛИБЕРАЛИЗМ происходит от латинского “liberalis” и буквально означает «свободный».В широкое научное употребление он был введен французскими просветителями в начале 19 столетия.
В числе либеральной теории выступали: Д. Локк, А. Смит, И. Бентам(Англия),Ш.Л. Монтескье, Б. Констант, Ф. Гизо (Франция), И. Кант, В. Гумбольт (Германия), Т. Джеферсон, Д. Медисон (США).
В идеологии либерализма одно из центральных мест занимает положение о неограниченных возможностях человеческого разума, способного не только осмыслить политические процессы, но и предложить новые модели национального переустройства общества.
Важным условием полной реализации творческих возможностей человека выступает индивидуальная свобода. Либералы провозгласили ряд идей, норм и принципов демократической организации политической жизни: о политических правах и свободах, о равенстве всех перед законом, о свободных выборах, о принципах политического плюрализма. В качестве универсально значимых средств общественного прогресса назывались: частная собственность, свободное предпринимательство, конкуренция. Роль государства они сводили лишь к функциям надзора, охраны общественного порядка и защите страны от внешней опастности.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ представляли Д. Кейнс, Р. Даль, Дж. Гелбрейт. В центре внимания неолибералов оказалась проблема роли государства в экономической и социальной жизни. Важнейщей функцией государства является социальная защита граждан, защита предпринимательства, рынка от монополии.
34. ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА:
КОНСЕРВАТИЗМ
КОНСЕРВАТИЗМ происходит от латинского «conservo»,что означает «охраняю, сохраняю».В широкое обращение он вошел после выхода журнала «Консерватор» под редакцией Ф.Шатобриана. Основатели: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бондаль, Н. Данилевский, К. Леонтьев,В. Соловьев. Консерватизм трактуется как социально-политическое движение, ориентирующееся на сохранение и укрепление сложившихся форм
экономической, социальной и политической жизни, традиционных ценностей. Либералы признавали ограниченность человеческого разума в осознании смысла и цели социального прогресса, определения в нем места и роли человека. Либералы делают ставку на развитие бизнеса, частного предпринимательства и выступают за сильную и эффективную государственную власть, за развитие системы социального обеспечения. Принудительное утверждение социального равенства приводит к искажению естественного хода общественного развития, принижает талантливых людей и возвышает посредственных.
35. ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА: