Специфика административно-управленческих решений
\. Они обязательны, императивны, ибо несут не только правонаделение, но и принуждение.
2. Они опираются на правовые акты, что дает возможность субъектам управления легитимным образом прибегать к различным инструментам воздействия на исполнителей.
3. Они связаны с использованием бюджетных средств (средств налогоплательщиков) и соответственно чреваты невосполнимыми социальными издержками, социальными катаклизмами.
4. Поскольку подобное привилегированное положение субъектов управления может провоцировать злоупотребления, правовыми нормами закрепляются их полномочия, касающиеся принятия управленческих решений, — своего рода ограничители, устанавливающие меру должного поведения, радиус возможных действий.
5. Они часто характеризуются невозможностью четко и бесспорно определить цель, скажем, в форме прибыли или иного количественно го изменения, как это делается в коммерческих организациях. Поэтому процесс принятия решений страдает известной неопределенностью. Причина этого не только в специфике собственно государственной службы, но и в необходимости учета политических соображений, поскольку при принятии решений возникает потребность в удовлетворении противоречивых или в лучшем случае несовпадающих интересов
различных заинтересованных участников этого процесса.
6. На характер управленческих решений влияет также специфика государственных организаций, выражающаяся в высокой значимости иерархических отношений. В этих условиях решения детерминированы не только правовыми нормами, но и безусловной обязательностью исполнения директивных предписаний вышестоящих органов. Подобная
целенаправленность административной деятельности обусловливает немалые ограничения в сфере работы с управленческими решениями, в их числе — уменьшение потенциального числа разрабатываемых альтернатив.
Административное управление, или исполнительное решение, — это чаще всего односторонний юридический акт, издание которого не требует согласия адресата с органом административного управления или иным юридическим лицом, выполняющим административные функции, оно вносит изменения в существующий юридический порядок путем наложения каких-либо обязательств на граждан или пре доставления им каких-либо прав. Впрочем, исполнительное решение может быть «по умолчанию», т. е. отсутствие реакции властей в течение определенного промежутка времени на то или иное событие, запросы граждан. ^
, 7. Правоустановленные и служебно-иерархические ограничения сужают свободу действий служащих, но никоим образом не уничтожают ее. В любой государственной иерархии служащие вовсе не марионетки, они сохраняют значительную свободу при принятии и исполнении решений, имеют собственные профессиональные и ценностные ориентации, этику поведения. Почти у каждого должностного лица любого уровня организационной иерархии всегда остается некоторое свободное пространство для собственного выбора, хотя базовые ценности, учитываемые при принятии решений, должны быть отнесены за счет формального иерархического механизма контроля.
8. Административно-управленческое решение государственного органа — продукт коллективного труда, а любая деятельность в организации преломляется через призму человеческого поведения, проявляю щегося в неформальных связях, для которых характерны своя система отношений иерархии и своя система информации. Поэтому модификация управленческих решений напрямую связана с управленческой культурой организации.
9. Иерархичность структуры государственного органа дает основания для различения двух типов решений реальных и формальных. В организационной иерархии всякое решение должно приниматься в том подразделении, где аккумулированы наибольшие массивы необходимой для этого информации. «Реальные» решения разрабатываются
на низших ступенях организационной иерархии, ближе всего стоящих к объекту управления и более других знающих проблемную ситуацию, и они на высших уровнях организации трансформируются в «формальные», т. е. утверждаются без сколько-нибудь серьезного анализа их сути. Различия между «реальными» и «формальными» решениями тем
заметнее и значительнее, чем больше уровней в иерархии и чем больше удаленность друг от друга массивов информации, сосредоточенных на соответствующих уровнях.
10. Следует отметить и другое дисфункциональное следствие иерархической структуры государственных органов, заключающееся в преувеличенной значимости должности в ущерб профессионализму, простирающейся столь далеко, что руководитель отождествляется со всей организацией. Неадекватное иррациональное восприятие должности может исказить процесс принятия управленческих решений (и отношений), когда соображения государственной целесообразности и правомерности решений стоят далеко не на первом месте. Проявляется склонность с позиции собственных, корпоративных интересов интерпретировать получаемые сверху и подлежащие исполнению ре шения, используя при этом противоречия, зачастую встречающиеся в нормативных актах.
11. Возвращаясь к упоминавшемуся выше утверждению, отметим: управленческие решения, как правило, безальтернативны, во всяком случае их не принято оценивать с позиции возможных последствий. Причина этого по большей части заключена в том очевидном факте, что правовая норма образует их непременную составляющую. Предполагается, что возможные потенциальные последствия альтернатив были учтены полномочными субъектами в процессе разработки используемых нормативных документов. Но такой подход не может казаться безупречным. Верно, что правовая норма, будучи обязательным элементом управленческого решения, сокращает число возможных альтернатив — сокращает, но не исключает возможность выбора. На практике такую возможность необходимо учесть, использовать, исходить из того, что правовая норма, задающая рамки решения, не исключает возможность разработки нескольких вариантов решения одной и той же проблемы, способов ее реализации. И отсюда еще раз уместно подчеркнуть роль субъективного начала в процессе принятия решений в рамках правовых норм, творческого следования не только (не столько) букве, но духу закона.