Сущность и характерные особенности политического лидерства.
В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом.
Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок.
Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу.
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д.
Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет.
Различают индивидуальное лидерство и коллективное (элита и массы). Индивидуальное политическое лидерство в национальном масштабе представляет собой:
1. Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и чиновников).
2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).
3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его "пирамидой"),
По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером.
В традиционной ситуации лидерство основано на вере в святость традиций, в законность существующего порядка, в его "разумность".
Социальная сущность кризисной ситуации состоит прежде всего в том, что перестают действовать функциональные общественные структуры, появляются люди, которые стремятся их дестабилизировать, заменить новыми. В условиях особо резкого развития ситуации может появиться харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, сверхъестественные способности лидера.
Со стабилизацией социальной системы часто приходит бюрократическое лидерство. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур.
Понимание роли, качества личности лидера преломляется в стиле деятельности. Стиль – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и психологический характер деятельности (решительность, инициативность или наоборот). Стиль политической работы – это прежде всего особенности общения с людьми. Противоположностями являются стиль демократический и стиль авторитарный.
Авторитарный стиль требует монопольной власти, командования всем и вся административными методами. Его главное орудие – "железная требовательность", угроза наказания.
Демократический стиль – это децентрализация полномочий, максимальное участие "масс" в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества.
12.Типология проблемы лидерства изуч-сяразл-ми науками. Политология иссл-ет природу, механизмы функц-ния, влиян-я на общ-во, а также разрабат-ет методы и прак-кие рекомендации по их отбору в эффек-му использ-ю. Лидер-во –объек-ая соц-я Потреб-ть людей в организ-и своей деят-сти. Лидер-во есть везде, где имеется власть и организация. Лидер — ключевая фигура власти, способная воздействова-на все Общ-во, организ-ю или группу в целях интеграции их совместной деят-ти, направ-й на удов-е интересов дан сообщества. На развит-е пред-й о лидерстве заметное влиян оказала концепция Ф.Ницше (1844 — 1900). Он доказ-л, что только великие личности как высшие предст-ли чел-ва (сверх-человеки) творят историю. Фр. Соц-г Г. Тард трактовал лидера как героя, вождя, царящего над неразумной толпой. Все достиж-я цивилизации-рез-т деят-ти великих лидеров. Г. Лебон утверждал, что великие лидеры •- это еще и великие психологи, хорошо понимающие душу толпы, ее инстинкты.Подобные взгляды развил дальше австрийск. психолог 3. Фрейд . Люди испытывают тягу к полит-м лидерам точно так же, как они нуждаются в мудром отце. Природу, феномен полит-го лидер-ва пытаются объяснить многие теории. Старейшей из них явл. теория черт. Суть дан. концеп. Сост. в объяснении природы лидерства выдающимися кач-и личности.Амер-й соц-г Э. Богардус перечисл десятки кач-в, кот. должен обл-ть лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, спос-ть привлекать к себе внимание, умение нравиться людям. Ситуационная концепция. Суть ее сост. в том, что лидерские кач-ва должны быть у чел-а до того, как он добился полож-я.Обычно мы считаем, что людьми руководят люди, а на самом деле — обстоят-ва — утверждают сторонники этой концепции. Теория определяющей роли последователей. По этой теор лидера создают последователи. Он явл-ся выразителем их интересов.Здесь лидер -- инструмент данной группы, отражает ее интересы, проявляет повыш-е вниман-е к нуждам и чувствам своих сторонников. Психолог-е концепции опред-т лидера как сов-сть необх-ых психол-их кач-в У многих людей обладание руков-ми позициями выполняет субъективно-компенсаторские функ-и, позволяет подавлять или преодолевать различ-го рода комплексы, чувство неполноц-ти. Какие же ф-ции выполн полит-й лидер?Лидер устан-ет полит-й диагноз общ-ва,предполаг-й оценку ситуации, позвол увидеть перспективы его развития; опред. цели, сплач-т массы, обеспеч. соц-е и нац-е согласие, олицетворяет ед-во народа; защ-т массы от беззакония, осущ-т коммуникацию власти и масс, предотвращая тем самым отчуждение граждан от полит-го рук-ва. Различия в содержании понятий «полит.лидер» и «полит.рук-ль». Власть полит-го лидера осн. на личном авторитете, влиянии, опирается на поддержку общ-ва или некот. соц-х групп. Рук-ль получает властные полномочия в рез-те назначения или выборов на ту или иную должность. Если лидер - продукт «естеств-го отбора», то рук-ль –созн-го подбора. типология лидерства(Вебер)поспособам легитимации Вебер делит лидеров на традиц-е (вожди, монархи), рацион-легальные (признанные лидерами на осн. установ-х процедур и правил) и харизм-е (революц-е рук-ли, выдающ-ся полководцы и гос-е деятели). Полит-е лидеры различаются также по: отн-ю к власти (активисты, компет-е наблюд-ли, компет-е критики, пассивные, аполитичные); полит-му поведению (реакционеры, консерваторы, радикалы правые и левые, центристы, экстремисты, конформисты); осн-м способам деят-ти (тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические); у-ню контроля за властью (правящие и оппозиц-е); масштабу деят-ти (общенац-е и регион-е), хар-ру руко-ва (формальные и неформ-е) . Интересная типология лидер-ва предложена амер-м исслед-м Маргарет Херманн. Она различает лидеров по подходам к ситуациям на «знаменосцев», «торговцев», «марионеток», «пожарников», «служителей». Лидер-«знаменосец» -выс. общ. престиж. Это лидер-харизматик, лидер-идеолог-опред. цели и указ. Направл-е деят-ти своим сподвижникам, увлекает их за собой. Для лидера-«торговца» св-на в 1очередь спос-ть привлек-но преподнести свои идеи, заставить «купить» их, убедить людей в их преимущ., вовлекая массы в осущ. задуманного. Это лидер-прагматик. Лидер-«кукла» («марионетка») выступ. служителем, выраз-м интересов своих приверж-в, им рук-т и придают ему силу его сторонники. Лидер-«по-жарник» демонстр-т умение дейст-ть в усл. кризисов, способн. разреш. особо сложные, актуальные проблемы. Лидер-«слу-житель» действует во имя интересов своих приверж-в, избирателей, явл-ся «боговдохновленной» личностью. В реальн.жизни в чист. Виде встреч.редко.
13. Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчинённых кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, исторических традиций.