Сущность и истоки политического лидерства.

1. Проблема лидерства в истории современной политической мысли.

Современная политическая жизнь вызывает повышенный интерес к проблеме лидерства, в том числе политического. Оптимальное функционирование общества, развитие демократии, осознанный выбор линии поведения и действий требуют пристального внимания к тем, кому сегодня доверено принимать решения от имени масс. Выявление механизма формирования политического лидерства важно с точки зрения разработки легитимной процедуры продвижения личности к лидирующему положению в структуре власти и возможности управления этим, процессом, утверждения оптимальных вариантов взаимодействия лидеров со своими сторонниками, приверженцами и оппонентами.

Исследование лидерства является предметом изучения: многих наук. Так, психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера, социология рассматривает лидерство с точки зрения социальной структуры, социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителя в зависимости от характера группы или организации. Лидерство в политологии, и прежде всего политическое, рассматривается как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп и институтов в сфере политики.

Политическое лидерство в условиях социальной трансформации - это новая проблема, которая требует дальнейшей разработки и всеобщего внимания исследователей разных направлений.

2. Сущность и основные типы политического лидерства.

.Политическое лидерство - один из важнейших видов социального лидерства, связанный с управлением государственными и общественными процессами. Это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, где действуют свои правила и принципы жёсткой конкуренции. Наиболее зримо и непосредственно этот вид лидерства проявляется в политической сфере функционирования общества. Именно последнее определяет специфику, масштабы и институциональные формы функционирования политического лидерства.

Одну из первых классификаций политических лидеров предложил М. Вебер.

Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология М.Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие авторитет, т.е. “вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей”. М.Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. К нему относятся режимы королевской власти.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл “господство в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”.




Политические элиты.

1. Понятие политической элиты, типологии и специфические черты.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контр-элиту); открытую, рекрутируемую из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство).

По объему властных полномочий ПЭ делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения (президент, монарх, премьер-министр, лидеры ведущих партий - всего до нескольких сот человек), среднюю - из выборных должностных лиц (парламентариев, сенаторов, губернаторов, мэров, лидеров политических партий), и административную (бюрократическую) - высший слой госслужащих, занимающих руководящие должности в органах госуправления.

По уровню компетенции - на национальную, региональную, местную.

2. Основные теории элит.

Идеи элитизма возникли еще в глубокой древности. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Макиавелли, Ницше и некоторые другие. Собственно «классическая» теория элит возникла в конце XIX - начале XX века благодаря трудам Парето, Моска и Михельса.

Общим дляклассических теорий элит(Парето, Моска, Михельс) является следующее:

- любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей

- элита обладает особыми качествами, внутренне сплочена

- массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность

Для современных теорий демократического элитизма (Даль, Липсет) характерно следующее:

- элиты необходимы как гарант высокого качественного состава руководителей

- элиты, в отличие от радикально настроенных масс, являются поборниками либерально-демократических ценностей

В рамках ценностных теорий (Ортега-и-Гассет) утверждается следующее:

- элита - наиболее ценный элемент социальной системы

- элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии

- элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета

Концепции плюрализма элит ( Рисмен, Келлер) являются наиболее распространенными в современной политической мысли. В их основе лежат следующие положения:

- элита неоднородна и ни одна из ее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни

- в современном обществе власть рассредоточена между различными группами элит

- конкуренция между элитами делает возможным контроль за ними со стороны граждан

Своего рода идейным антиподом теории плюрализма элит выступают различные леволиберальные теории элиты, в частности теория властвующей элиты ( Миллс):

основная функция элиты - обеспечение собственного господства

- рекрутирование элиты осуществляется исключительно из собственной среды;

- реально проконтролировать элиту со стороны демократических институтов невозможно.

Как видно, практически все рассмотренные теории элит не вписываются в основной постулат демократии о том, что правительство контролируется народом. Для демократии первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной и полезной для обществ политической элиты.


Наши рекомендации