Основные термины и понятия

Орган исполнительной влас­ти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью госу­дарственного аппарата, имеет свою компетенцию, структуру, территори­альный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном зако­ном или иным нормативным правовым актом, использует определенные мето­ды и формы в работе, наделена правом выступать от имени и по поручению государства, а также призвана в порядке исполнительной и распоряди­тельной деятельности осуществлять повседневное оперативное руководство и организацию в хозяйственной, социально-культурной и административ­но-политический сфере, заниматься межотраслевым управлением.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1.Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях и принци­пах деятельности.

2.Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие: а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; б) его структуру; в) его линейную и функциональную подчиненность.

3.Компетенциикак совокупности властных полномочий

. Правительство Российской Федерации является органом общей компетенции, осуществляю­щим исполнительную власть в России. Оно обеспечивает согласованную де­ятельность всей системы исполнительной власти, организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет госу­дарственное регулирование в социально-экономической сфере; обеспечива­ет единство исполнительной власти в России, формирует федеральные це­левые программы и обеспечивает их реализацию; использует права законо­дательной инициативы.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасностью.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

2 Студенты, которые пропустили эту лекцию, готовят реферативное сообщение на 4-5 минут по следующим темам:

1. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти

2. Федеральные территориальные органы исполнительной власти.

3. . Взаимодействие органов исполнительной власти разных уровней.

3. Практические занятия (очная форма обучения)

Время - 4 часа

Место проведения - учебная аудитория

3.1 В начале практических занятий, прежде чем приступить к разрешению ситуативных заданий и решению задач, студенты по вызову преподавателя в течение 30-35 минут отвечают по следующим вопросам темы №4 :

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

2. Система органов исполнительной власти, принципы ее построения.

3. Взаимодействие органов исполнительной власти разных уровней.

4. Роль Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

5. Система органов исполнительной власти субъектов Федерации

3.3. Рекомендации по подготовке этих вопросову

При подготовке первого вопроса необходимо, в первую очередь, добиться четкого знания (желательно наизусть) определение органа исполнительной власти как части государственного аппарата, а также его понятия и основных признаков, административно-правового статуса, который состоит из трех блоков и который определен в Положениях об органе исполнительной власти, утвержденных Указами Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Подготовку второго вопроса необходимо начинать с ознакомления с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года «О системе органов исполнительной власти». При этом, необходимо иметь в виду, что возглавляет систему органов исполнительной власти федеральное Правительства Российской Федерации.

При подготовке третьего вопроса необходимо четко представлять систему органов исполнительной власти на всех уровнях; как на федеральном, так и на региональном, по вертикале и по горизонтали. Кроме того, при взаимодействии органов исполнительной власти разных уровней необходимо учитывать, в первую очередь, федеральные территориальные органы исполнительной власти, а также полномочные представитель административных округов.

При подготовке четвертого вопроса необходимо четко представлять, что Президент Российской Федерации занимает особое правое положение в структуре государственной власти Российской Федерации. Для этого необходимо проштудировать четвертую главу Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент яв­ляется главой государства, реализуя одновременно значительные полномо­чия главы исполнительной власти государства, что дает основания некоторым ученым ошибочно ставить его во главе исполнительной власти.

При подготовке пятого вопроса необходимо уяснить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты Федерации в первое десятилетие самостоятельно определяли структуру и систему органов исполнительной власти. В результате их самодеятельности структура органов исполнительной власти некоторых субъектов Федерации мало соответствовала

4.1. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию необходимо внимательно изучить рекомендованные правовые акты, касающиеся адмиистративно-правового статуса Правительства Российской Федерации, регламентирующие создание и организацию деятельности, систему и структуру органов исполнительной власти, их административно-правовой статус. При этом следует обратить внимание на принципы ее осуществления, усвоить понятия:.

Наши рекомендации