Организация управления в области культуры
1. В Основах законодательства РФ о культуре определения культуры нет, но есть много других терминов: культурная деятельность культурные блага, культурные ценности, творческая деятельность и др.
Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженный в определённых формах; накопленный человеком опыт.
Культура – сфера исполнительной власти (управленческая сфера), сфера духовной жизни общества (музыка, литература, живопись, архитектура).
2. Органы:
а) Федеральный уровень:
- Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
- Федеральное архивное агентство
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
б) Уровень субъектов РФ
- Республики могут создавать свои Министерства культуры
- НСО: Департамент культуры НСО
в) Местный уровень
- Свои подразделения в структуре Администрации
- Культурные учреждения (театры, кинотеатры, галереи и т.д.)
3. Правовая база:
а) Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1
б) Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124-1
в) ФЗ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ
г) ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ
д) Указы Президента РФ
Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» от 12 ноября 1993 года N 1904.
е) Акты Правительства РФ
Постановление Правительства РФ «О премиях Правительства РФ в области культуры» от 19 января 2005 г. N 29.
ж) Ведомственные акты
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день работникам центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ» от 15 ноября 2004 г. N 88.
Вопрос 46. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации.
Государственное регулирование печати — это прежде всего государственная организация и руководство книжным делом, которое представляет собой одну из важнейших сфер социально-культурной деятельности, связанной с редакционно-издательской подготовкой рукописей литературных произведений (художественных, научных, учебных и других) с последующим их полиграфическим воспроизведением в виде книг, журналов, альбомов и иных литературных форм, а также с организацией и осуществлением целесообразного и эффективного книгораспространения.
Под издательской деятельностью понимается подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изданий любого вида. Субъектами издательской деятельности выступают издательства, имеющие статус предприятия как хозяйствующего субъекта, участвующего в производственном процессе по изготовлению и выпуску книжной и иной печатной продукции. А внутри издательств как предприятий, выпускающих рукописную печатную продукцию, действуют редакции, которые осуществляют редактирование рукописи литературного произведения, ее корректуру, изготовление оригиналов-макетов и другие редакционно-издательские работы. Субъектами издательской деятельности могут выступать и структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений (редакционно-издательские отделы, центры, группы и др.), осуществляющие издательскую деятельность. Издательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная частная предпринимательская деятельность.
Учредитель издательства утверждает его устав и представляет документы для государственной регистрации издательства как предприятия, ведущего самостоятельную хозяйственную деятельность. В Уставе издательства определяются его программные цели и задачи, правовой статус (организационно-правовая форма), условия реорганизации и ликвидации. Учредителями издательств и редакций могут выступать различные федеральные и субъектов РФ органы исполнительной власти (вплоть до Администрации Президента РФ и Правительства РФ), органы местного самоуправления различных муниципальных образований, общественные объединения и другие юридические и физические лица.
Субъектами полиграфической деятельности, под которой понимается набор, подготовка печатных форм (включая изготовление печатей и штампов), печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида, выступают полиграфические предприятия любых организационно-правовых форм. Это могут быть государственные, муниципальные и частные типографии, крупные федеральные и субъектов РФ государственные унитарные полиграфические предприятия, государственные издательско-полиграфические комплексы. Многие издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли с середины 90-х годов были приватизированы путем преобразования их в акционерные общества открытого типа.
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в области печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования, регулирования производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в этих областях деятельности, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах, выступает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, действующее на основе утвержденного постановлением Правительства РФ Положения о нем.
Организациями в системе средств массовой информации, под которой согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (с изм. от 5 августа 2000 г.) понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, телевидеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, являются издательства и редакции средств массовой информации, организации теле-, радиовещания, информационные агентства, организации по распространению периодических печатных изданий.
Закон «О средствах массовой информации», провозглашая свободу массовой информации и недопустимость цензуры, то есть требования от редакции СМИ предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов со стороны каких бы то ни было органов и должностных лиц (ст. 1, 3), устанавливает в то же время недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4).