Способы урегулирования межэтнических конфликтов
Этнические конфликты, возникшие и существующие в современном геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных исторических явлений. Все они имеют аналоги как в прошлой, так и в современной истории, что позволяет прогнозировать их развитие, предполагать возможные результаты и последствия. Несмотря на то что каждый этнический конфликт в чем-то своеобразен, природа каждого из них в общем едина, и потому сложились отработанные формы и способы их урегулирования. Конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать масштабы конфликта, форму его протекания, геополитическое положение территории развития и распространения, силы и ресурсы конфликтующих сторон и т.д. От этих факторов зависят возможности и способы урегулирования конфликта. При этом технология урегулирования этнических конфликтов предполагает определенный алгоритм деятельности в этом направлении. В соответствии с этим алгоритмом должны быть проанализированы причины конфликта, его историография, субъекты конфликта, позиции и отношения сторон, цели и установки деятельности.
В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторои заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
В о - в т о р ы х, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.
И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон, обеспечивать разумный баланс интересов в их взаимоотношениях.
Последняя предпосылка урегулирования фактически отсутствует во всех действующих конфликтах этнического характера, поскольку сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, в которых конфликтующие стороны в известном смысле могут рассматриваться как равные.
Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом конкретном конфликте участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы все конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу и окончательно переводит его в латентное состояние. При этом не существует никаких гарантий, что последующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.
В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий ни одной из сторон. Такое решение проблемы означает практически консервацию этнического конфликта, который может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, конфликты шотландских и квебекских сепаратистов, не сопровождающиеся насильственными действиями. Нейтрализация этнического конфликта на практике встречается достаточно часто. Поскольку такой вариант решения проблемы устраняет угрозу массового насилия, распада государства с полиэтичным населением или масштабных миграций беженцев, то такой способ урегулирования конфликта можно считать успешным и эффективным.
Как показывает историческая практика разрешения этнических конфликтов, особенно сложным является урегулирование этнотерриториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, да и в нынешнем политическом устройстве мира сохраняется много несправедливых явлений. Не трудно представить себе последствия всех этих этнических конфликтов со стремлением устранить их из общественной жизни. В решении этой проблемы нет никаких гарантий, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены, ведь у каждой из конфликтующих сторон существуют свои представления о справедливости.
В урегулировании этнотерриториальных конфликтов свою эффективность доказал метод альтернативы. Его суть заключается в выборе какого-то одного варианта решения проблемы из нескольких предлагаемых. Например, «обмен территории на мир», экономическая или территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. При применении этого метода изменяется территория за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, а также изменяется этнический состав населения территорий за счет беженцев и вынужденных переселенцев. На практике этот метод применялся в Боснии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.
Весьма эффективным методом ослабления и урегулирования этнических конфликтов является метод переговоров. Многократное использование этого метода для прекращения этнических конфликтов позволило выработать определенную технологию его использования. Для достижения успеха в этом случае необходимо придать процессу переговоров прагматический характер, для чего нужно разделить предмет переговоров на ряд последовательных этапов. Практический опыт показывает, что обычно стороны быстро достигают договоренностей по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых устанавливается перемирие или временное согласие. После этого стороны переходят к решению актуальных социальных и экономических вопросов. И наконец, политические вопросы, как наиболее трудные, обсуждаются и решаются в последнюю очередь. Если становится очевидно, что в данный момент решить политические вопросы не представляется возможным, то тогда используется тактика «отложенных решений».
Весьма важным моментом переговорного процесса является организационная сторона, в соответствии с которой переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась учитывать не только свои собственные позиции, но и взаимные интересы партнеров. Только в таком случае можно будет найти удовлетворительные варианты решения проблемы не только для себя, но и для другой стороны. При этом важно каждую договоренность закреплять документально.
Технология применения этого метода предполагает привлечение к переговорам посредников, которые помогают достичь быстрого согласия сторон. Посредники, как правило, выполняют роль арбитров, уравнителей баланса интересов, миротворцев. При этом в переговорном процессе могут участвовать как официальные представители сторон, международных организаций, так и неофициальные представители народной дипломатии.
Практика нейтрализации и урегулирования этнических конфликтов показывает, что использование отмеченных способов позволяет получить три варианта их разрешения. Первый из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако при таком варианте основные причины остаются неразрешенными, они только консервируются на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное.
Вторым вариантом разрешения этнического конфликта может быть взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой вариант завершения конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, и в результате ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения конфликта имеет высокую вероятность последующей актуализации конфликта,
И наконец, т р е т и й способ разрешения конфликта предполагает его завершение взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является наиболее эффективной и реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание.
Урегулирование и разрешение межэтнических конфликтов является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтничного сообщества. Конфликтные этнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.