Монархия или монархическая форма правления
Монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему должность монарха в порядке престолонаследия.
Монарх назначает высших чиновников по управлению регионами или функциональными службами, которые в свою очередь назначают более мелких руководителей. Сам же монарх в нормальном режиме правления решает вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти.
По отношению к государству, монарх выступает как его глава, руководитель, представитель народа, «отец нации», который сплачивает своих подданных. Он персонифицирует государство. Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно это не означает, что он ведёт абсолютно все дела в государстве. Однако власть монарха верховна и суверенна (независима), что позволяет ему, при распределении полномочий и сфер управления между различными государственными органами, взять на рассмотрение любой вопрос, если он сочтёт его достойным внимания.
В настоящее время монархическая форма правления существует во многих странах (свыше тридцати). Например, в Европе насчитывается 11 монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Содружество Наций (Канада, Австралия, Ямайка, Новая Зеландия и др.). Доминионы собственных монархов не имеют (иногда даже называются парламентскими республиками, например Гренада, Барбадос, Белиз и др.). В доминионах таким монархом выступает английская королева, которая формально и является главой государства. Реальные же функции главы государства в них осуществляет генерал-губернатор, который назначается английской королевой по представлению правительства доминиона из числа жителей последнего.
Исторически первой формой монархии явилась абсолютная монархия (самодержавие). В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и в Объединённых Арабских эмиратах. Для данной формы правления характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Государственное устройство России до 1905 года характеризовалось именно этими признаками.
Дуалистическая (ограниченная) монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами. Дуалистическая монархия специфична главным образом для отсталых стран, где существуют сильные пережитки феодализма. Она неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления - либо в конституционную монархию, либо в республику. Дуалистическая монархия в настоящее время имеет место в Иордании, Кувейте, Марокко.
В её основе лежит политическое соглашение, компромисс между дряхлеющим феодализмом и развивающейся, крепнущей буржуазией, сосуществование двух типов политических учреждений - феодальной монархии и буржуазного парламента, делящих между собой государственную власть. В сфере исполнительной власти монарх юридически и фактически независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью. Монарх назначает правительство, ответственное перед ним, однако деятельность этого правительства уже может подвергаться осуждению и критике в парламенте. Парламент как представительное учреждение приобретает контрольные функции, выступает в роли законосовещательного органа, с которым монарх уже вынужден считаться. Государственное устройство России после 1905 года характеризовалось именно этими признаками.[7,с.20-21.]
Большинство современных монархий конституционные (парламентарные). Власть монарха в них ограничена во всех ключевых сферах государственной власти. За монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но только по представлению партийных фракций, располагающих большинством в парламенте. Правительство считается правительством монарха, но формируется парламентским путём и ответственно только перед парламентом. В случае выражения парламентом вотума недоверия, последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы. Все исходящие от монарха государственные акты приобретают юридическую силу только после визирования соответствующим министром. В развитых странах монархи не играют сколько-нибудь существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом, а в ряде стран являются чисто символической фигурой, наделённой лишь церемониальными полномочиями (яркий пример - император Японии). [7, с. 21-22]