Монархическая форма правления

Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и пере­дающее свой государственный пост и особый почетный титул по наслед­ству и пожизненно (король, император, султан и др.). Правда, в ряде стран (Малайзия, ОАЭ) из этого правила есть исключения, которые будут рассмотрены ниже.
Число монархий в мире довольно велико: если считать в их числе членов британского Содружества, в которых британский монарх пред­ставлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны — Великобрита­ния, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке), десятков тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Ту­валу в Океании).
Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме. После второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и неко­торых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). В развитых странах (Великобритания, Испания, Япония и др.) монархия фактически не влияет на политический режим в стране, поло­жение в монархии Великобритании мало чем отличается от ситуации в соседней республике — Франции. Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает разви­тие демократии.
Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура). Поэтому при изучении конституционного права не ограничивают­ся констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды:
абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них харак­теризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы госу­дарства ограничена, хотя и в разной степени.

15 Законодательная власть — это ветвь государственной власти, кото­рая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролиру­ет бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обще­ствах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появи­лось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». До­словным переводом этого термина является «говорить, разговари­вать».

Первый парламент в Западной Европе — это Кортесы Кастилии, а в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый пар­ламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того вре­мени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу госу­дарственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневе­ковой реакции за национальную независимость и торжество справед­ливости и демократии.

Парламент — высший представительный и законодательный орган государства. Представительный — это означает, что в составе парла­мента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законода­тельный, что основная задача парламента — разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объек­тивные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед го­сударством.

Современный парламент — это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состо­ит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представи­тельства относится к наиболее существенным элементам демократи­ческого механизма власти.

На процессы формирования парламента оказывают огромное влия­ние многие факторы:

• соотношение политических и социальных сил в обществе,

• уровень правовой культуры,

• традиции,

• зарубежный опыт,

• различные субъективные факторы.

Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законода­тельный орган Республики Беларусь называется Парламентом — На­циональным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Структура парламента

Одним из важнейших вопросов государственного устройства являет­ся вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расо­вому принципу — палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970-х гг. в союз­ной скупщине Югославии число палат доходило до шести.

Структура парламента, как правило, зависит от формы государст­венного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом ниж­ней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.

Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов че­ловек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государст­венного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государст­венный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия пар­ламентов значительно меньше.

Основными элементами внутренней организации парламентов явля­ются:

• руководящие органы;

• парламентские комиссии (комитеты);

• парламентские объединения депутатов.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных стра­нах — спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как бес­партийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблю­датели).

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. По­стоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача — оценка и разработка законопроек­тов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комите­ты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парла­ментские структуры прекращают свою деятельность.

Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осу­ществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из прин­ципа старшинства, председателем палаты.

Члены парламента (парламентарии) называются они в разных стра­нах по-разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.

Правовой статус парламентариев большинства стран мира опреде­ляется конституциями государств и специальными законами, регла­ментом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария — представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии — другая равноценная должность. Довольно распростра­ненной является практика, когда депутаты после выхода на заслужен­ный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депута­та определяется Конституцией.

Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:

• право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматрива­ются на заседаниях парламента и ее органов, в состав которых они входят;

• выбирать и быть избранным в парламентские органы,

• предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты зако­нов, постановлений, других актов, поправки к ним;

• обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,

• выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голо­сования, давать справки и т. д.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначениеисполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

§ органы исполнительной власти;

§ государственные служащие;

§ юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Наши рекомендации