Современные политические теории
Основными направлениями политической мысли в ХХ веке являются — постбихевиорализм, постпозитивизм, неолиберализм, неоконсерватизм.
Бихевиорализм был построен на анализе политических систем общества через функции и дисфункции, изучении потребностей в приспособлении системы к окружающей среде.Системный подход рассматривает политическую сферу как динамичную систему, но он ориентирован на стойкость системы, ее равновесие и не учитывает конфликтность.
Постпозитивизма— научными становятся только те положения, которые подтверждаются на практике. Все остальное —научные теории, не имеют ценности.
Неолиберализм - внимание сосредоточил на проблемах усиления роли государства в общественной жизни, создания так называемого «социального государства» для предотвращения конфликтов, помощи нуждающимся посредством социальной защищенности, путем создания «плюралистической демократии». В частности, Фридрих Август Хайек (1899 —1994 г.г.) утверждал, что уничтожением экономической свободы рушится цивилизация. Он придавал большое значение рынку, конкуренции, предпринимательству, науке и технике, новым технологиям и считал, что централизованное управление экономикой не несет материального изобилия. Неолибералисты выступали за свободу и полное развитие индивидуума, но при этом и за активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферы.
Неоконсерватизм - по сравнению с классическим консерватизмом, неоконсерватизм претерпел некоторые изменения. Эволюция неоконсерватизма выразилась в том, что он стал выступать за свободу рынка и конкуренции, за нормализацию экологии, элитарную демократию, благочестие. Неоконскерваторы соблюдали дарвиновскую этику, проповедуя, что слабые пусть разоряются, и главное — не борьба, а гармония.
Политическая власть и политические режимы, их типология.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Основные черты политической власти
1. Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
· первичные — крупные социальные группы со своими интересами
· вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
2. закрепление в законах полномочий субъекта правления
3. чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
4. принцип (функционального) разделения власти
5. легитимность власти
· легальность (законное основание для власти)
· легитимность (поддержка власти обществом)
Функции
· управленческая
· интегрирующая (интеграция общественных интересов)
· мотивационная
· мобилизационная
· контролирующая (обеспечение правопорядка)
· культурная
Методы
· принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
· применение силы
· убеждение (посредством пропаганды и др.)
· манипулирование информацией
· побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
· применение авторитета
ТИПЫ
Традиционная власть
Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.
Положительные черты:
· меньше затрат на управление
· чувство общности среди людей
· устойчивость перед внешними потрясениями
Отрицательные черты
· слабая восприимчивость к новому
· неповоротливость государственного аппарата
· постепенное накопление внутренних противоречий
· возможна экономическая стагнация
Экономическая власть
Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д
Харизматическая власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.
Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.
Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.
Механизмы передачи харизматической власти:
1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.
Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.
· преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
· недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность
Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Демократический режим
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах
Авторитарный режим
Основная статья: Авторитаризм
Авторитаризм— характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Существует два определения авторитаризма:
социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:
· Военно-бюрократический режим
· Корпоративный авторитаризм
· Дототалитарный авторитаризм
· Постколониальный авторитаризм
· Расовая, или этническая, квазидемократия
· Султанистский режим
Деспотический режим
Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм— это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
· тотальный государственный контроль над обществом;
· всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
· система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
· политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
· господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
· идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
· унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
· ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
· ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.