Понятие, признаки, сущность и соц.назначение права
Право- система общеобязат.формально определен. Соц.установленных гос-ом правил поведения, обеспечен. мерами гос.принуждения и направленных на урегулирование обществ.отношений.
Признаки:
1)нормативность(право представл.собой систему норм, наиболее общих, типичных моделей поводения)
2) общеобязательность( распростран. свое действие на всю тер-ию страны, на все её население)
3)формализованность (документальная фиксация правовых норм в определ.источниках по определ.процедуре)
4) определенность(правовые нормы отличает особый юр.язык, особая юр.техника)
5)системность(право представляет собой целостную систему норм)
6)гос.природа( гос-во и право неразрывно связаны, взаимообуславливают друг друга. Правовые нормы всегда устанавлив. или санкционир. гос-ом.
Сущность права:
Выделяют 2 стороны сущности права:
-общесоциальная( право выражает общую волю всего населения или значительной части)
-узкосоциальн. в том числе и классовая( выражает волю какой-то соц.группы или класса)
В сущности право любого гос-ва выражена как общесоц. и узкосоц. стороны в определен. соотношении.
Соц.назначение права:
Состоит в упорядоч.обществ.отношений с целью осуществл. существ.и развития общ-ва.
Это достигается путем: а)регулированием; б)охраной обществ.отношений.
11. Принципы права: понятие, признаки, виды.
Принципы права- основные идеи, выражающие сущность права как специфич.соц.регулятора, а именно гос-го регулятора обществ.отношений.
Принципы делятся:
1)общеправовые; 2)межотраслевые; 3)отраслевые.
Общеправовые принципы носят объект. хар-р, они более стабильны, чем конкретные нормы права, они представл. собой стержень всей системы права, именно они должны детализироваться в нормах права.
Виды:
-принцип юр.равенства перед законом и судом
-принцип гуманизма(Юр.признание чел-ка как высшую ценность.Благо чел-ка рассмат. как критерий оценки обществ.отношений)
-принцип демократизма(Участие граждан в принятии норм права по средствам институтов и представительной демократии. Доступность качеств. Юр.помощи.
-принцип соц.свободы.(предоставление максим.свободы субъектов в их жизнедеятельн.)
-принцип взаимной ответственности личности и гос-ва.
-принцип законности.(неукоснительное соблюдение требований закона всеми субъектами права)
Отраслевые принципы действуют в конкретной отрасли права.
Принцип равенства прав супругов в семейном праве.
Межотраслевые действуют в родственных отраслях
Принцип состязательности, принцип гласности, принцип открытости процесса.
Действуют в гражд.-процес.,арбитраж.-процес., уголовно-процес. Праве.
Все эти принципы взаимосвязаны, взаимодействуют.
12. Функции права: понятие, виды.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1. общесоциальные; 2. специально-юридические.
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1. политическая функция –правовое регулирование между субъектами политической власти;
2. экономическая функция –юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3. культурно-историческая функция –собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4. функция социального контроля –исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1. регулятивная функция –осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2. охранительная функция –охрана положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав
3. карательная функция –назначении наказания за совершенные правонарушения.
4. восстановительная функция –восстановление нарушенного права либо положения и другие.
13. Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой.
Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.
Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.
Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
14. нормы права: понятие, признаки, виды.
Норма права – это базовый элемент или элементарная частица.
- это общеобязат. формально определ. правило поведения, установленное и обеспеч. гос-ом, направл. на регулирование обществ.отношений.
Признаки:
-представительно-обязывающий хар-р.
(представл.не только одним субъектам права, но и возник. на другие субъекты обязан-ти)
+признаки права
Виды:
*роль в механизме правового регулирования
-общерегулятивные(опред. основу правового регулирования)
а)общезакрепительные( основа гос.строя: формы собствен-ти, федерат.устройство гос-ва)
б)дифинитивные(опред. понятия, кот.использ. в данном законе)
в)нормы-принципы
-конкретно-регулятивные(устанавл. конкретные правила поведения)
*специфика правового регулирования
-материальные; -процесуальные
*отраслевая принадлежность
-констит.-правовые; -гражд.-правовые.; -семейно-правовые.
* метод правового регулирования
-императивные; -диспозитивные; - поощрительные;- рекомендательные.
*по кругу лиц
-общие(касаются всех граждан, органов и организаций)
-специальные(( распростр. на опред. круг лиц); -нормы, касающие конкрет.субъекта.
*юр.сила: -законы; -подзаконные акты; -международно-правовые акты.
*сфера действия
-общие(тер-ия всей страны); -местные(часть тер-ии) –локальные; -исключительные.
15. Структура и способы изложения норм права.
Любая норма права- это микросистема, обладает сложной внутр.структурой.
Структура нормы права- упорядоч единство необходимых элементов, обеспеч. её функц-ую самостоятельность.
Элементы:
1. гипотеза- устанавлив. условия её действия, указывая на конкретные жизнен. обстоятельства, необход. для реализации норм: время, место, субъективный состав.
а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы;
б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы;
в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий.
2. Диспозиция-содержит модель поведения, содержит права и обязанности, возникающие у субъектов при наличии указанных в гипотезе юр.фактов.
Виды диспозиций:
а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;
б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий;
По форме выражения (или характеру правового предписания) есть диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
3. санкция- предусматривает юр.последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть негативные(мера наказания) и положительные(мера поощрения). Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции- немыслима, без санкции- бессильна.
Сущ-ет 3 вида соотношения нормы права и статьи норм. акта.
1. прямой способ- норма права непосредственно излагается в статье нормат.акта.
2. отсылочный способ- статья норм.акта не излагает всей нормы права, дает отсылку на др.статью этого же норматив.акта.
3-отсылка не к конкретной статье данного или др.нормат.акта, а к определ. сов-ти нормат. актов, к законодательству в целом.
16. Формы( источники) права: понятие, виды.
Понятие источник права используется в 3 основных значениях:
1) в материальном смысле- это обществ. отношения, кот. нуждаются в правовом регулировании.
2) в идеологическом- правосознание субъектов права.
Господствующая правовая идеология:
-правовой индивидуализм; -правовой корпоративизм
3) формально-юридический смысл- форма внешнего выражения норм права.
Понятие форма права и источник права в форм.-юрид. смысле тождественны: эти понятия нам показ. каким образом гос-во объективирует или фиксирует нормы права и в каком виде они доводятся до сознания членов общ-ва.
Форма права- это форма внеш. выражения или закрепления норм права.
4 основных формы права:
1) нормат. акт- принятый уполномоченным субъектом правотворчества, официальный, правовой документ, устанавл. изменяющей или отменяющей нормой права.
2) правовой обычай- санкционированное и обеспечив. гос-ом исторически сложившиеся правило поведения,регулирующее обществ. отношения и приводящее к опред. правовым последствиям.
Пр.: ст.5 ГК РФ
3) юридич. прецидент – судебное или административное решение, которому гос-во придает общеобязательное значение.
4) нормативный договор-это соглашение с участием уполномоченных гос. органов, содержащее правовые нормы.
17. Норм.-правовой акт: понятие, признаки, виды.
Нормативно-правовой акт- это принятый уполномоченным субъектом правотворчества, официальный, правовой документ, устанавл. изменяющей или отменяющей нормой права.
Виды:
1. законы
2. подзаконные акты.
Закон- нормат. акт, принятый в особом порядке либо законодательным органом, либо референдумом. Обладает высшей юр.силой. Регулирует наиболее важные обществ. отношения.
Классификация законов.
*по юр.силе.
-конституция; - федерально-констит. законы; -законы субъектов федерации
-федеральные законы- акты текущего законодательства, направл. на урегулирование различных сторон соц-эконом, политич. и духовной жизни общ-ва.
Принимаются представительными органами. Распространяют своё действие только на тер-ии данного субъекта.
Подзаконные акты- изданные на основе исполнения законов нормат. акты, содержащие нормы права.
Виды:
*по юр.силе
-указы распоряжения президента РФ; - постановление решения правительства РФ; -приказы инструкции положения министерств; -нормативные акты муниципальных органов; -локальные нормативные акты
18. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени обусловлено вступлением норм. акта в силу и утратой юр. силы.
Нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено в самом норм. акте.
Действие по кругу лиц. Норм. акт действует в отношении всех лиц, находящ. на территории этого действия если иное не установлено в нормативном акте.
Иногда действие норм. акта распространяется на опред. категорию лиц, выделенным по определ. признаку: профессиональный, возрастной, должностной, по состоянию здоровья.
1. понятие, признаки, сущность и соц.назначение гос-ва.
Гос-во- полит. организация общ-ва, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющаяся по средствам гос.механизма управления обществом, осуществляющая суверенную, публичную власть, придающая праву общий, обязательный хар-р, гарантирующие права, свободы граждан, законность и правопорядок.
- организация полит.власти, содействующая преимущественному осуществлению в конкретных интересах в пределах опред.тер-ии.
Признаки:
-территор.организация населения;-государствен.суверенитет;
-издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;
-Наличие налогов и займов;
-располагает правоохранительными органами;
-располагает вооруженными силами и органами безопасности;
-тесная органическая связь государства с правом.
Сущность –это то, что опред. цели, задачи, дея-ть гос-ва.
2 подхода:
1) классовый- защита интересов господствующего класса
2) обще-социальный- реализация интересов всего населения, учитывается большинство.
Соц.назначение: Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров. Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов. В-третьих, государство применяет легализованное и легитимное насилие. Легализованность означает соответствие мер принуждения закону. Право выступает способом, средством легализации принуждения. Легитимность насилия — социологическая категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением.
2. функции государства.
Функции государства – основные направления деятельности государства.
Внутренние:
· · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
· · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
· · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
· · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние:
· Обеспечение национальной безопасности
· Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
· Развитие взаимовыгодного сотрудничества
· Участие в решении глобальных проблем
Формы выполнения функций:
· Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
· Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).
5. форма государста
-устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Элементы:
-форма правления; -форма гос.устройства;-полит.режим.
6. форма правления.
-Способ организации верховной государственной власти
1. Монархия
· абсолютная (Саудовская Аравия);
· дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
· парламентская (Великобритания)
В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.)
2. Республика
· президентская (США);
· полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия);
· парламентская (ФРГ).
7.форма гос.устройства
-Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.
1. унитарная
- однонациональная (Франция),
- многонациональная (Китай);
2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований)
- территориальная (США),
- национальная (Россия);
3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария).
8. Политический режим.
-Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
1. демократический- характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
2. недемократический
-авторитарный- характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
-тоталитарный- отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма..
В реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти.
3. Механизм государства.
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.
Органы, исполняющие внутр.функции:
· органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура);
· органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др);
· учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации.
Органы, исполняющие внеш.функции:
- министерство иностранных дел;-вооруженные силы;- разведка;
-органы межгосударственных отношений;-органы иновещания.
Элементы госаппарата: -служащие;
- государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;
-государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);
-материальные средства.
В аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы государственного принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура, исправительные учреждения), вооруженные силы.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
· принцип представительства;
· принцип разделения властей;
· принцип демократизма;
· принцип законности;
· принцип гласности;
· принцип профессионализма и компетентности;
· принцип федерализма.
20. Юридическая техника: понятие, виды.
Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.
Виды:
Юридическую технику можно классифицировать:
а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств:
1) законодательная (правотворческая)
2) техника индивидуальных актов.
б) по содержанию приемов и средств.
1) средства и приемы юридического выражения воли законодателя (или воли субъекта индивидуального акта)
2) средства и приемы словесно-документального изложения содержания акта.
19. Правотворчество.
Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.
В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.
Правотворчество включает деятельность по:
· изданию новых нормативно-правовых актов;· их совершенствованию, изменению, переработке;
· отмене действующих нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевой характер.· Объективно-исторический характер.
Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве.
принципы правотворчества:
Принцип демократизма. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.
Принцип актуальности и своевременности. . Правотворчество должно быть оперативным
Принцип научности правотворческого процесса. Правотворчество - специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических.
Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Виды правотворчества.
Народное правотворчество осуществляется путём референдума
Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства.
Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы.