Особенности судебной системы в федерациях
Специфика в организации судов возникает в связи с федеративной структурой государства. Судебные системы в различных федерациях различаются в зависимости от уровня самостоятельности членов федерации, распределения компетенции между ними и центром, от соотношения федерального права и правовых норм, принимаемых в государственных образованиях, формирующих федерацию.
В одной из старейших федераций, какой является США, основная масса законов принимается в штатах. На этой основе складывается дуалистическая структура судебной системы (американская модель) – это трехзвенная судебная система, в которую входят федеральные суды и относительно самостоятельные судебные системы штатов.
Федеральная судебная система состоит из трех ступеней, действует на территории всех Соединенных Штатов и охватывает 90 окружных судов штатов, 4 окружных суда на федеральных территориях и 13 апелляционных судов. Еще имеется вершина всех федеральных судов – Верховный суд США.
Каждый штат США, кроме того, обладает собственной судебной системой. Большинство штатов имеют также трехзвенную систему, построенную по названному принципу: окружной суд, апелляционный суд и верховный суд. Но есть и некоторые отклонения от этой классической системы. В ряде штатов имеются особенности, например, местные суды или суды справедливости (штат Калифорния), и эти местные суды дополняют систему самым низким судом низшего уровня. В некоторых штатах сохранились традиционные судебные системы, основанные еще в колониальные времена. Например, в штатах Колорадо и Массачусетс есть совершенно нетипичная система, включающая 7 уровней.
Суды штатов рассматривают судебные дела, не включенные законодателями в компетенцию федеральной судебной системы. Однако в Америке бывают споры между юристами о том, куда обращаться, в федеральный суд или суд штата, потому что некоторые дела могут быть рассмотрены или тем или другим судом.
Примером централизованной судебной системы (германская модель) в условиях федеративного государства может служить судоустройство ФРГ.
Главное в немецкой системе то, что нет разделения полномочий между судами земель и федеральными судами. Суды земельные входят в систему всех судов в Германии, то есть включаются в систему общефедеральных судов. Все суды Германии объединяются системой централизованного обжалования. Инстанциями служат суды, начиная с самого низшего уровня в земле, и вершиной является федеральный суд.
Структура судов подчинена принципам их специализации по характеру рассматриваемых дел (общей подсудности, трудовые, административные, финансовые, социальные). Количество судебных звеньев в ФРГ в разных судебных системах различное. Например, административные суды, трудовые суды и социальные суды – имеют три ступени, а система общей юстиции (уголовных и гражданских дел) – четыре уровня.
Инстанции | Суды общей юрисдикции | Административные суды | Финансовые суды | Трудовые суды | Социальные суды |
Высшая инстанция | Федеральная судебная палата | Федеральный административный суд | Федеральная финансовая палата | Федеральный трудовой суд | Федеральный социальный суд |
Высший земельный суд | - | - | - | - | |
Земельные суды | Земельные административные суды | - // - | Земельный суд по трудовым делам | - // - | |
Участковые суды | Административные суды | - // - | Суд по трудовым делам | - // - |
Модели судебных систем.
В зависимости от структуры судебной власти, способов занятия должности судьи, форм работы, состава и др. в литературе выделяют различные модели судебных систем:
- англосаксонская (предусматривает единую систему судов во главе с верховным судом);
- романо-германская, континентальная (отсутствует единая система судов, характерна полисистемность);
- социалистическая (характерна выборность всех судей и народных заседателей непосредственно избирателями, представительными органами или (народных заседателей) трудовыми коллективами;
- мусульманская (имеет персонифицированный характер, т.е. мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд);
- общинная (суды племенных вождей, старейшин).
В литературе приводится и другая классификация:
- Единая система общих судов (Швеция, Япония, Нидерланды и др.). Она не исключает существование отдельных специализированных судебных органов, о которых было сказано выше (например, ювенальные суды, налоговые, патентные и др.). В принципе, эту систему иначе можно назвать англосаксонской.
- Особая система судов в федерациях (см. выше).
- Существование наряду с системой общих судов самостоятельных специализированных систем судов (например, Германия имеет пять автономных судебных систем: общие суды, административные, финансовые, трудовые, социальные; кроме того, действует также Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель). Наиболее значимой из судебных систем, существующих наряду с общей судебной системой, является система административных судов, которую часто называют «административная юстиция». Такая система аналогична континентальной судебной системе.
М.Ф. Чудаков указывает на судебные системы с судами универсальной юрисдикции и системы специализированных судов. Иногда их именуют судебными системами с внутренней и внешней специализацией.
Судебные системы, включающие суды универсальной юрисдикции (или внутренней специализации) предполагают, что суд одного типа (обычно – общей компетенции ) рассматривает споры, возникающие по всем отраслям права. То есть, к примеру, суды имеют какое-то общее название (скажем, народные), но внутри таких судов есть специализация или внутренние специальные подразделения, скажем, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по семейным делам, коллегия по административным делам, коллегия по трудовым делам и т.д. Такие суды могут рассматривать любые дела, в том числе и вопрос о конституционности норм права. Например, в США любой суд может рассматривать конституционность любых норм права, в том числе и законов.
Судебные системы с внешней специализацией включают специализированные суды. В этом случае формируются самостоятельные подсистемы судов, которые имеют свою иерархию. Отдельно строится система общих судов, отдельно административных, отдельно существуют военные суды, трудовые, налоговые, финансовые и т.д. Эти системы имеют низовые звенья и заканчиваются вышестоящими судами определенного профиля. Такой вариант предусматривается Основным законом ФРГ. Такие системы существуют также во Франции, в ряде республик бывшего СССР (Армения, Молдова) и др.
Рассмотрим подробнее суды общей юрисдикции и специальные (специализированные) суды.
Система общих судов.
Общие суды или суды общей компетенции – это самый распространенный тип судов. Это суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Судьями в этих судах являются профессиональные юристы.
Но для многих стран присуще вовлечение в судебную работу непрофессиональных судей – обычных граждан (общественников), которые образуют специальные коллегии – суды присяжных. Такие суды должны оценивать события и принимать решения по уголовным делам – виновен или невиновен, а профессиональный судья будет назначать меру наказания. Суды присяжных применяются также и по гражданским делам. Там они решают проблему, было ли событие, о котором идет спор, или не было. Скажем, если ответчик оспаривает утверждения истца, то дело присяжных – установить, кто прав.
Общие суды делятся на две большие группы: суды, построенные и действующие по англосаксонской модели, и суды, работающие по континентальной модели правосудия.
Для англосаксонской модели характерен ряд специфических признаков. К числу этих признаков следует отнести, во-первых, применение общего права. То есть использование судебных прецедентов и признание суда в качестве источника права.
Во-вторых, для англосаксонской модели характерна выработка процессуальных норм судом. То есть не только материальное право создается судами, но и процессуальные нормы рассмотрения дел.
В-третьих, для этой системы характерна апелляционная форма пересмотра дел (обжалование) и состязательность процесса, во время которого государство не выступает в качестве обвинителя, а любое дело рассматривается, как борьба сторон. Судья в этом процессе – нейтральный субъект, он выслушивает стороны и принимает решение, не вмешиваясь в прения, в борьбу сторон. И хотя бы это было рассмотрение уголовного дела по обвинению преступника, и обвинение поддерживает прокурор, судья, хотя он и является государственным служащим, не помогает прокурору, не пытается добыть дополнительные доказательства в пользу государства. Он оценивает доказательства, представленные только в судебном процессе. Если судья не может доказать обвинение, то судья не возвращает дела на доследование, а объявляет обвиняемого оправданным. Для англосаксонской системы характерно регулярное привлечение присяжных заседателей (хотя достаточно небольшое, если брать в процентном отношении) и практика не назначения, а избрания судей, особенно низших уровней.
Континентальная модель, образцом которой является германская судебная система, предполагает высокоразвитую законодательную базу, которая определяет систему и структуру судов, и подробно фиксирует процессуальные формы работы. Законы по этой модели описывают и закрепляют практически все сферы деятельности судов. Эта модель не признает судебного прецедента. Она использует, кроме апелляционной формы, кассационную форму обжалования, а также и надзорную или ревизионную форму обжалования судебных решений. Для этой системы характерна активная роль судьи в процессе и в отличие от англосаксонской системы преимущественное назначение судей.
В литературе последних лет справедливо отмечается, что наблюдается тенденция сближения обеих систем. Для англосаксонской системы становится все более характерно активное законодательное регулирование процессуальных форм работы судов, расширение базы материального права, а страны континентальной системы стали применять решения судей для восполнения пробелов законодательства. Роль прецедентов стала признаваться. То есть, расширение правотворческих полномочий судов стало характерно и для континентальной судебной системы.
Естественно, если сравнить эти характеристики, становится очевидным, что для советской и постсоветской системы характерна именно континентально-германская модель правосудия.
Следует отметить, что кроме суда присяжных, граждане (непрофессиональные юристы) привлекаются также к отправлению правосудия в других формах. Это привлечение обычных людей в качестве выборных непрофессиональных судей. Они могут называться народными заседателями, судебными заседателями, ассизами, шеффенами, народными судьями и т.д. Привлечение таких людей в судебный процесс дает возможность непредвзятого, хотя и непрофессионального взгляда. Эти люди приглашаются для оценки происшедшего с точки зрения простого человека, для того, чтобы при необходимости повлиять на судью в выборе меры наказания, чтобы помочь судье допросить потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, чтобы внести в процесс больше реальной жизни. Потому что профессионал, судья, который занимается своим делом изо дня в день, может потерять нормальную человеческую чувствительность и получить профессиональную деформацию. Поэтому вовлечение обычных граждан в процесс делает судебное заседание более объективным и живым. Такие формы привлечения граждан применяются в Венгрии, Болгарии, но не только в странах бывшего социализма, а также в Италии, Германии, Чехии. Понятие «шеффен» – обозначение непрофессионального судьи в Германии, а «ассизы» – термин французский. Такие непрофессиональные судьи или заседатели пользуются в судебном процессе равными правами с судьей-профессионалом и принимают решения, в необходимых случаях голосуя за тот или иной вариант наказания или (что более важно) по поводу оправдания или осуждения виновного лица. Иногда таких непрофессиональных судей именуют присяжными, хотя это не присяжные.
Специальные суды.
Специальными судами чаще всего называют суды, рассматривающие споры и конфликты юридического характера, которые выходят за рамки уголовного или гражданского законодательства.
Наиболее распространенными среди специальных судов являются суды административной юстиции. Данная категория судов рассматривает жалобы на решения государственных органов, но не высших государственных органов, а среднего и низшего звена. Это довольно распространенная система судов. Особенно они характерны для ряда европейских стран. Так, например, административные суды существуют в Германии, Италии, Франции, Польше, Болгарии и др. Административные суды своими решениями могут отменить акты органов государственной администрации и издать судебные решения, которые обязывают должностных лиц совершить какие-то необходимые действия. Административные суды могут также устанавливать юридические факты. Главная суть работы административных судов – это проверка законности решений органов государственной администрации (органов государственного управления), их соответствия конституции и законам.
Следующей разновидностью специализированных судов можно назвать суды по трудовым спорам, или, как их называют в Германии, суды трудовой юрисдикции. Данная категория судов рассматривает споры между работниками и работодателями. Эти споры могут быть по поводу коллективных и тарифных договоров, по поводу вопросов участия работников в делах предприятия, по поводу увольнения, сокращения числа работников и т.д. Данные суды также имеют несколько звеньев в своей вертикали. Они могут быть районного (низового) уровня, регионального, а вершина этих судов может заканчиваться Верховным судом по трудовым делам.
Часто в системе специализированных судов выделяется финансовая юрисдикция, финансовые суды, или налоговые суды. В таких судах оспариваются решения органов налоговой инспекции, которые могут устанавливать повышенные, с точки зрения плательщика, налоги либо через эти суды могут предъявляться претензии за не уплаченные вовремя налоги и т.д. Споры между физическими и юридическими лицами, которые являются субъектами уплаты налога и органами, которые взыскивают эти налоги, рассматривают органы финансовой юрисдикции или налоговые финансовые суды. В некоторых странах финансовые суды могут рассматривать также претензии таможенных органов. В других странах есть специальные суды по рассмотрению споров между лицами и таможней. Финансовые суды чаще всего не имеют трехзвенной структуры, а состоят обычно из двух звеньев: первичный уровень и верхний (т.е. орган для обжалования).
В ряде стран существует категория судов, которые относятся к социальной юрисдикции. Эти суды занимаются проблемами и спорами, связанными с социальным обеспечением лиц. Это споры по поводу назначения пенсии, споры ветеранов, инвалидов, престарелых. Там же могут рассматриваться споры страховых врачей. Это отдельная сфера административной юрисдикции. В странах, где таких специальных судов нет, такие вопросы чаще всего рассматривают административные суды. Суды подобного рода также, как правило, имеют двухзвенную систему.
В некоторых странах выделяется достаточно своеобразная группа судов – патентные суды. Они рассматривают споры между изобретателями и государственными органами, которые должны регистрировать патенты и изобретения, а также споры между изобретателями и авторами между собой по поводу первенства продуктов их творчества. У патентных судов много работы, потому что эта сфера деятельности, интеллектуальная собственность, на Западе приносит немалые деньги и хорошо защищается.
Из специальных судов, которые известны гражданам бывшего СССР, можно назвать только военные суды. Как известно, такие суды именуются в большинстве стран СНГ военными трибуналами. Такого же типа суды есть и в большинстве зарубежных стран. Они, как правило, тоже состоят из двух инстанций и действуют на основе специального законодательства. Есть специальные уголовно-процессуальные кодексы или разделы этих кодексов, а также главы уголовных кодексов, касающиеся преступлений, совершенных военнослужащими. Естественно, в судах для военнослужащих профессиональные судьи также, как правило, это представители армии, военной юстиции.
Отдельную группу специальных судов составляют дисциплинарные суды и суды чести. Такого рода суды рассматривают споры и принимают меры воздействия к государственным служащим, к чиновникам и судьям, которые занимаются рассмотрением всех других дел (к судьям, которые работают в судах общей компетенции). Суды такого рода могут налагать взыскания на чиновников, судей и иных государственных служащих. Как правило, это касается служебных проступков и это не уголовное преследование. Высшей мерой воздействия, которая может быть применена таким судом, может быть увольнение со службы либо лишение права на пенсию, отставку и т.п., в отличие от военных судов, которые могут применять и реальные меры уголовного наказания.
К числу специальных судов могут быть отнесены и конституционные суды.
Негосударственные суды.
Строго говоря, негосударственные суды находятся вне рамок конституционного регулирования. Следует отметить, что в большинстве стран мира существуют не только органы государственной юстиции, но и органы, осуществляющие судебные полномочия на общественных началах, т.е. бесплатно. На Востоке, в странах Средней Азии это суды аксакалов.
К числу негосударственных судов можно отнести и более серьезную категорию судов – это третейские суды, скажем, при торговых палатах. Они могут рассматривать претензии коммерческих организаций друг к другу, если обе стороны – истец и ответчик – согласны, чтобы их дело рассмотрел юрист, которому они доверяют, и в стенах такого учреждения, как торговая палата.
К категории негосударственных судебных органов относятся и религиозные суды.
Называют в качестве негосударственных судебных органов судебные органы, действующие на основе обычного права в мусульманских странах. Это обычное право называется адат. В основном такие суды действуют в Африке и в некоторых странах СНГ (Казахстан и Кыргызстан).
Особая группа – это шариатские или мусульманские суды, которые действуют в странах, где господствующей или официальной религией является ислам (Ливия, Иордания, Марокко, Алжир, Египет и т.д.). Юрисдикция этих судов распространяется на очень широкий круг дел, т.е. эти суды наделены универсальной юрисдикцией.
К числу полугосударственных, полуобщественных судебных органов можно отнести мировые суды, потому что в ряде стран мировой судья может даже не быть юристом. Это просто уважаемый человек, который рассматривает не очень значительные конфликты и проблемы. В некоторых странах, например, мировые судьи даже работают на общественных началах. Иногда это отставные судьи, пенсионеры. В некоторых странах это профессиональные судьи, но их решения не являются частью государственной системы правосудия, потому что к ним можно обращаться, если обе стороны согласны на это. Больше всего такие суды похожи на третейские суды, хотя в разных странах бывает по-разному. В некоторых странах это вполне обязательный суд, который рассматривает малозначительные дела[3].