Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
После окончания Первой мировой войныв Германии появилсянацизмв качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. Так, уже в 1921 году складываются организационные основы фашистской партии – Национал-социалистической рабочей партии, основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главными целями создания партии становятся: распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти. В 1923 году в Баварии нацисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть, но провал путча заставляет нацистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.
Политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории». Так же, как в Италии фашизм, в Германии нацизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящихся на первые месяцы 1933 года, когда Гитлер был официально назначен рейхсканлером Германии.
Февральский 1933 года декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Следующий «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию. Неслыханные репрессии обрушились, прежде всего, на германских коммунистов: депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама компартия была запрещена (март 1933 г.), ее пресса закрыта.
В ночь на 28 февраля 1933 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага какповод для гонений на компартию. Находившийся в Германии болгарский коммунист Георгий Димитров и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага. Димитров с необыкновенным мужеством разоблачил преступление фашистов. Знаменитый Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, вынужденно закончился оправданием Димитрова. Однако в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 года, тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря, погибли в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнст Тельман, руководитель КПГ, которого гитлеровцы убили незадолго до конца войны.
Вскоре преследованию подвергли и социал-демократическую партию: нацисты преподали ей практический урок легальности и конституционности. С июля 1933 года право на легальное существование получила только нацистская партия, которая стала частью правительственной машины.Установиласьоднопартийная правительственная система. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы этой партии имели правительственные функции. Решения съездов партии обладали силой закона.
Партия имела особое устройство: члены ее должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых назначали сверху. В непосредственном подчинении партийного центра находились «штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС). Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция – гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.
Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная власть – в особе «фюрера». Уже закон 24 марта 1933 года разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, издавать акты, которые «уклоняются от Конституции». А августовский закон 1934 года упразднял должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда – в демагогических и внешнеполитических целях – гитлеровцы проводили «народные опросы», но при этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».
В Германии с 1933 года были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли и, соответственно, земельные ландтаги упраздняли «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Германия по существу превратилась в унитарное государство.
Таким образом, формально не отмененная Веймарская Конституция в начале 30-х годов прекратила свое действие.
Тесная и непосредственная связь существовала в «третьем рейхе» между партией, государством, монополиями – экономическими гигантами типа «Фарбениндустри», «Крупп». Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты – общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
Социальные низы, ожидавшие от нацизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили. Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10–12 часов, тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 году всего только 70% от зарплаты 1933 года. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, выросли с 8,6 млн. марок в 1933 году до 27 млн. в 1940 году.
Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием «большой войны», в которой «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное пространство». С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к войне: односторонне, при попустительстве США, Англии и Франции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.
4. Возникновение фашистского государства в Японии
Японский фашизм возник и развивался в специфической форме военно-монархической диктатуры. Причины этого явления объяснялись тем, что экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности – с другой.
Конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем японского рабочего и крестьянина, соглашавшихся на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. 4 млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Поэтому крестьяне устремлялись в города. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности, и внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, проведению которой противились помещики. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий и внешних рынков. Отсюда – выдвижение на первый план военной силы и заведомо агрессивная внешняя политика.
Либеральные реформы в Японии осуществлялись непоследовательно и робко. Например, к 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право: при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты требовался крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если кандидат не набирал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.
В Японии также осуществлялась беспрецедентная борьба с рабочим движением. Укажем, например, на закон «Об охране общественного спокойствия» 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших целью «уничтожение частной собственности и изменение политического строя». В 1928 году японское правительство запрещает все организации «левого» толка. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии. В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «Закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции».
Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год, а остальные девять месяцев правительство, пользуясь правом издавать указы с силой закона, по сути, законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата депутатов не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство посредством императорского указа могло в любой момент распустить эту палату.
Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, руководимая генералами и объединявшая «молодое офицерство», вообще требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Партия хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором. В 1932 году «молодое офицерство» учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.
Последовательное усиление роли японских военных в определении политики страны, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины наиболее крупным, агрессивным монополиям, жаждавшим войны вовне и сохранения жестких форм эксплуатации внутри страны. В 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР – первый раз у озера Ханка, а второй – у озера Хасан (каждый раз с огромным уроном для себя). Разрабатывая план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги «нового порядка», «избранной расы» и «исторической миссии», Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы «великая нация» получила «великую территорию».
Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом Второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги (в особенности генералитет) выдвинули премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности. Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциацию помощи трону» – своеобразную государственно-политическую партию, финансируемую правительством и им же руководимую. Органами Ассоциации на местах стали так называемые «соседские общины». По существу это был средневековый институт, при котором каждая община объединяла 10–12 семей. Несколько общин составляли «ассоциацию улицы», поселка и т. д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить обо всем замеченном. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой и точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.
Непременным элементом «новой политической структуры» сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». В политическом же плане японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены парламентаназначались правительством или избирались по особым спискам, составленным правительством.
Между тем в отличие от своих европейских аналогов военно-монархический фашизм в Японии характеризовался следующим:
а) если в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, то в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;
б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархию. Разница, однако, состоит в том, что итальянский король не играл никакой роли в период диктатуры Муссолини, тогда как японский император, напротив, не только не утратил своей абсолютной власти и влияния, но и значительно укрепил их.
в) в стране Восходящего Солнца не было установлено подлинной однопартийной диктатуры.«Ассоциацию помощи трону» трудно причислить к военно-политическим структурам: она довольно слабо сотрудничала с японским генералитетом. Самороспуск же политических партий не может быть приравнен к их легальному запрету.