Условные препятствия к Б
Препятствия, запрещающие Б. между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей.
1. Близкое кровное родство между женихом и невестой - в результате такого Б. происходит преступное кровосмешение. Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родства, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племянником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от данного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам. Боковыми родственными линиями, представляющими собой соединение 2 прямых линий, связаны лица, происходящие не друг от друга, как прямые родственники, а от одного общего родоначальника, напр. племянник и дядя, двоюродные и троюродные братья.
Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и сестер связывает родство в 6-й степени, двоюродную бабушку с внуком - родство в 4-й, троюродного дядю с племянницей - родство в 7-й степени. Кровное родство братьев и сестер и соответственно их потомков между собой при происхождении от общей матери, но разных отцов (единоутробные братья и сестры) или общего отца, но разных матерей (единокровные) исчисляется точно так же, как и родство между братьями и сестрами, имеющими одних и тех же мать и отца. Следов., единоутробные брат и сестра состоят во 2-й степени кровного родства, а их дети между собой - в 4-й степени родства, как если бы их родители были полными братом и сестрой.
Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к Б. у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает Б. до 3-й степени кровного бокового родства (Лев 18. 7-17, 20, 17). У римлян Б. между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, исключались безусловно. Запрещались и Б. между родственниками по боковым линиям, к-рые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (напр., дядя и племянница, двоюродная тетя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру.
В христ. Церкви Б. между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, запрещаются в любых степенях, не допускаются и Б. между лицами, связанными близким боковым родством. 19-е Апостольское прав. гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире». Значит, Б. между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать Б. между двоюродным братом и сестрой (Трул. 54).
В «Эклоге» императоров Льва Исавра и Константина Копронима содержится запрещение Б. между троюродными братом и сестрой, т. е. находящимися в 6-й степени бокового родства. К-польский Собор 1166 г., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать Б. между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства.
В России эти позднейшие греч. нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 янв. 1810 г. Святейший Синод издал указ, согласно к-рому безусловно запрещались и подлежали расторжению Б., заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени прямого и бокового кровного родства. Б. между боковыми родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.
Подобная практика сохраняется в Церкви до наст. времени. Б. между кровными родственниками до 4-й степени включительно безусловно недопустимы и никаким образом не могут быть санкционированы Церковью. Б. между лицами, связанными 5, 6 или 7-й степенями кровного родства, может быть дозволен епископом, а заключенный без епископского благословения, хотя и признается предосудительным и навлекающим прещения на вступивших в него и на священника, повенчавшего этих лиц, однако не подлежит расторжению и т. о. признается действительным.
Наравне с законным кровным родством препятствия к Б. возникают и из родства физического, возникшего вслед. рождения от незаконного сожительства в тех же самых степенях.
В католич. Церкви до IV Латеранского Собора (1215) существовал запрет на Б. до 7-й степени кровного родства. Папа Иннокентий III на этом Соборе ограничил препятствия к Б. 4-й степенью как законного, так и незаконного кровного родства. Ныне препятствия к Б. при незаконном родстве в католич. брачном праве ограничиваются 4-й степенью бокового родства, а также прямым родством во всех степенях (CIC 1091). Ввиду широкого применения диспенсаций (освобождения от соблюдения церковного закона в отдельных случаях) непреодолимым препятствием для Б. остается только законное и незаконное прямое родство и боковое во 2-й степени, т. е. между родными, единокровными или единоутробными законными или незаконными братом и сестрой.
Протестант. церкви запрещают Б. лишь между законными или незаконными прямыми родственниками, а при боковом родстве - только во 2-й степени, безразлично, законного или незаконного родства.
2. Отношения свойства. Они возникают из сближения 2 родов через Б. их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять, деверь и невестка. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Теща и зять состоят, т. о., в 1-й степени свойства, равно как мачеха и пасынок, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в 6-й степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трехродное свойство, т. е. когда через два Б. соединяются 3 рода. Напр., между конкретным лицом муж. пола и женой его шурина - 2-я степень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) - 1-я степень трехродного свойства.
Трулльский Собор запретил Б. между лицами, состоящими не только в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свойства: «Аще кто совокупляется в общение брака со своею двоюродною сестрою, или аще отец и сын с материю и дщерью, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимий, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества» (Трул. 54).
В Х в. при К-польском Патриархе Сисинии II синодальным актом были запрещены Б. между лицами, состоящими в 6-й степени свойства. Указанный акт вошел в 51-ю гл. «Кормчей книги». И. С. Бердников отмечал по этому поводу, что на запрещение или дозволение Б. в отдельных степенях свойства (6-й и 7-й) имела влияние не только сравнительная величина степени, но и забота о том, чтобы в случае дозволения Б. не последовало смешения родственных имен и отношений, т. е. чтобы старшие родственники не оказались вслед. Б. на месте младших. «Так напр., если бы дядя и племянник захотели вступить в брак - первый с теткой, а последний с ее племянницей, то, несмотря на то, что они в шестой степени свойства, брак им дозволялся, потому что и после брака дядя остался бы дядей, племянник - племянником... Если бы в этом случае дядя женился не на тетке, а на племяннице, то после этого племяннику нельзя было бы жениться на тетке его жены, хотя степень родства оставалась бы та же самая, потому что чрез этот брак... дядя по родству кровному сделался бы племянником своего племянника по свойству» (Бердников. С. 338).
По указу Святейшего Синода от 19 янв. 1810 г. безусловный запрет Б. между двухродными свойственниками распространяется лишь до 4-й степени включительно (в соответствии с Трул. 54).
Что касается трехродного свойства, то вплоть до XIV в. запрещались Б. лишь в 1-й степени трехродного свойства, и только в 2 случаях: между отчимом и женой пасынка; между мачехой и мужем падчерицы. Но «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря уже содержит запрещение браков между лицами, состоящими в 3-й степени трехродного свойства. В России указами Святейшего Синода от 21 апр. 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены Б. между лицами, состоящими в 1-й степени трехродного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до 4-й) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие Б. «по уважительным причинам».
Кроме свойства в собственном смысле церковное право знает еще т. н. фиктивное свойство. Оно возникает между родственниками обрученных лиц. Поскольку Церковь приравнивает обручение к Б., то и фиктивное свойство служило препятствием к Б. между лицами, состоящими в тех же степенях, что и при действительном свойстве. После издания Святейшим Синодом указа 1775 г., согласно к-рому обручение стало совершаться одновременно с венчанием, в России практически не существует препятствия к Б. из-за фиктивного свойства.
В отношениях фиктивного свойства состоят также родственники разведенных супругов. Визант. право ограничивало препятствия к Б., вытекающие из подобного фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались Б. между одним из разведенных супругов и детьми др. супруга от нового Б.
В католич. Церкви до IV Латеранского Собора существовал запрет на Б. до 7-й степени двухродного свойства. Папа Иннокентий III на этом Соборе ограничил препятствия 4-й степенью законного и 2-й степенью незаконного двухродного свойства. По действующему законодательству католич. Церкви свойство по прямой линии делает Б. недействительным в любом колене (CIC 1092). Протестант. церкви запрещают Б. между мачехой и пасынком и его потомками, между отчимом и падчерицей и ее потомками, а также между зятем и тещей, свекром и невесткой, независимо от того, законна или незаконна связь, устанавливающая эти отношения.
3. Духовное родство. Оно возникает вслед. восприятия новокрещеного от купели Крещения. После того как установилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, имп. Юстиниан запретил Б. между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м прав. запретили Б. между восприемниками и родителями воспринятых. В «Василиках» запрещение Б. между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3-ю степень: воспринявший кого-либо от Св. Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением К-польского Синода, имевшим место при Патриархе Николае III Грамматике (1084-1111), наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к Б. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в 1-й степени - мать крестника и восприемник или отец крестницы и восприемница.
Однако в указе Святейшего Синода РПЦ от 19 янв. 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к Б. лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Между тем, по законам греч. Церквей, не только «духовные брат и сестра», т. е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но и их потомки до 7-й степени духовного родства не могут вступать в Б.
В католич. Церкви лат. обряда препятствие духовного родства к Б. отменено, в католич. Церквах вост. обряда оно остается в силе (Юркович. С. 502).
4. Гражданское родство, возникающее через усыновление. В Риме и Византии усыновленный не мог вступать в Б. с ближними родственниками усыновителей. Но этот запрет был действителен только до гражданской эмансипации усыновленного или удочеренной. При имп. Льве Мудром введена была церковная форма усыновления. Лев Мудрый постановил, чтобы усыновленные через церковный обряд не вступали в Б. с кровными детьми усыновителя и после прекращения усыновления в связи со смертью последнего. Впосл. в Византии установилась практика запрещать Б. в родстве по усыновлению до 7-й степени.
Католич. Церковь запрещает Б. между усыновителями и усыновленными и их потомками навсегда (CIC 1094), а также между усыновленными и родными детьми усыновителей до тех пор, пока действует усыновление.
В России усыновление производилось в гражданском, а не в церковном порядке и поэтому формально не считалось препятствием к Б. Но, как отмечал А. С. Павлов, «отсюда поспешно было бы заключать о совершенном несуществовании такого препятствия. Уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя. В этом объеме родство по усыновлению признается безусловным препятствием к браку в законодательстве всех христианских народов» (Павлов. С. 358).
5. Отсутствие взаимного согласия вступающих в Б. Взаимное согласие жениха и невесты является непременным условием законности и действительности Б. В чинопоследование таинства Б. внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в Б. свободно и непринужденно. Поэтому Б., заключенные по принуждению, признаются недействительными, от кого бы такое принуждение ни исходило, хотя бы и от родителей. Гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в Б. против их желания. В «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§ 123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в Б., должен остановить венчание и выяснить ситуацию. Свод законов Российской империи содержит положение, согласно к-рому Б., заключенный с применением насилия над одним из брачующихся, следует признать незаконным и подлежащим расторжению. Препятствием к Б. считается не только физическое, но и нравственное принуждение, напр. угрозы, шантаж. Совр. гражданское законодательство рассматривает принуждение к Б. аналогичным образом.
6. Отсутствие согласия на Б. со стороны родителей жениха или невесты. В 38-м прав. свт. Василия Великого сказано: «Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание. Впрочем, оне не тотчас допускаются к приобщению, но запрещаются на три лета». На основании этого правила К-польский Синод в 1038 г. признал недействительным Б. дочери, заключившей его без согласия отца. В России эта норма применялась с различными ограничениями. Рус. законы ограждали детей от произвола родителей в вопросах о Б. По церковному уставу св. блгв. кн. Ярослава Мудрого, родители, виновные в принуждении детей к Б. или в насильственном удержании от Б., подвергались суду (ДРКУ. С. 88.).
В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в Б. со стороны жениха и невесты. Однако дети правосл. родителей не могут вступать в Б. своевольно, без согласия родителей. Так предусматривается серьезное и рассудительное отношение к Б., ибо родители, имея больший жизненный опыт и полученный от Бога дар ответственности за детей, стоят на страже их благополучия. Б. не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу к-рых зачастую в их семейную жизнь входят человеческие и моральные беспорядки. Относительно необходимости родительского благословения на Б. митр. Московский свт. Филарет говорил, что известны случаи, когда родительская власть оказывалась неблагоприятной для Б., но иногда ослабление этой власти вредно: «Общий закон, запрещающий брак без согласия родителей, пусть остается неприкосновенным. Но... если совершеннолетние дети просят епископа о разрешении им вступить в брак, на который родители не соглашаются по причинам незаконным... то епархиальный архиерей чрез способное духовное лицо увещевает родителей, чтобы они прекратили свое сопротивление браку детей, а в случае безуспешности сего увещания разрешает брак без требования согласия родителей» (Филарет Московский, свт. С. 479).
В определенных случаях дозволяется не испрашивать согласия родителей на вступление в Б. Так, в синодальный период в России не требовалось согласия на Б. родителей, оставшихся в расколе, если их дети, желающие вступить в Б., перешли в Православие.
В наст. время ввиду радикально изменившегося правопорядка, когда совершеннолетние дети юридически освобождены от родительской зависимости, в т. ч. и при вступлении в гражданский Б., священник, чтобы венчать лиц, состоящих в гражданском Б., не имеет необходимости осведомляться о согласии родителей на такой Б.
7. Важное условие для признания действительности Б.- единство религии. Оно необходимо требовалось рим. брачным правом. Лишь единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим 16. 5; Флм 1. 2). Ап. Павел учил: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6. 14). Древние христ. писатели и отцы Церкви, напр. сщмч. Киприан Карфагенский (Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III 62), находили, что эти слова апостола имеют отношение и к Б. между верными и неверными. Поэтому Церковь призывает своих чад вступать в Б. «только в Господе» (1 Кор 7. 39), т. е. с единоверцами - христианами. Тертуллиан называл брачную связь с язычниками блудом и считал справедливым отлучать христиан, вступивших в Б. с язычниками, от церковного общения (Tertull. Ad uxor. II 3).
Древняя Церковь запрещала и Б. православных с еретиками: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (Лаодик. 10). Эта норма повторена и в Трул. 72: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен».
В России в досинодальную эпоху строго запрещались Б. православных не только с нехристианами, но и с инославными. Однако указом Святейшего Синода от 23 июня 1721 г. было разрешено совершение Б. находившихся в Сибири швед. пленников с правосл. невестами. В синодальном послании от 18 авг. 1721 г. это решение получило подробное библейское и богословское обоснование. С тех пор на основании этих документов в России стали дозволяться Б. православных с католиками, протестантами, армянами-григорианами. Такие Б. могли быть повенчаны только в правосл. храме правосл. священником. Согласно Уставу духовной консистории (ст. 27), в этом случае вступающие в Б. берут на себя обязательство давать детям правосл. воспитание.
Особое положение в отношении смешанных браков действовало в юридически автономном Великом княжестве Финляндском. Б. православных с лютеранами, если оба были подданными Великого княжества, венчались в церквах обоих вероисповеданий, а дети крестились и воспитывались в исповедании отца. На проживавших в Финляндии лиц российского подданства распространялись общеимперские законы относительно Б. Временно аналогичный порядок действовал также в Царстве Польском и в остзейских губерниях. Окончательно правила о смешанных Б. были закреплены во 2-й редакции Устава духовных консисторий (1883).
Смешанные Б., чаще всего с протестантами, совершались и особами, принадлежавшими к имп. династии. Причем предварительное присоединение к правосл. Церкви было обязательным лишь для невест наследников Российского престола.
Иное положение действовало в Российской империи относительно Б. православных со старообрядцами, официально именовавшимися раскольниками до 1905 г. Таковые Б. не могли совершаться в правосл. храме правосл. священником. Этот запрет не распространялся на Б. с единоверцами. Б., повенчанные в старообрядческих церквах, даже если один из супругов принадлежал к правосл. Церкви, не признавались имеющими достоинство церковного Б., но при условии записи в особые метрические книги, ведение к-рых возлагалось на полицию, они получали юридическое значение. Имп. указом от 17 апр. 1905 г. старообрядцы и сектанты, исповедующие веру в Богосыновство Господа Иисуса Христа, были уравнены относительно возможности вступления в Б. с лицами правосл. исповедания, с инославными признанных законом вероисповеданий.
Б. православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху. Российским гражданским законодательством запрещались Б. с нехристианами российским подданным католич. вероисповедания. При этом российским подданным протестант. исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками.
Однако канонический запрет Б. с нехристианами не распространяется на те случаи, когда к правосл. Церкви присоединяется один из супругов, притом что др. остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м прав., повторяя мысль ап. Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7. 12-14), не требуют расторжения Б., заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о мужи верне» (1 Кор 7. 14).
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» содержат следующее положение относительно смешанных Б.: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (Х 2).
8. Российское брачное право не знало препятствий к Б., вытекающих из принадлежности желающих вступить в Б. к разным сословиям. Правда, в 1702 г. крестьянам, жившим на церковных землях, было запрещено вступать в Б. с кабальными или крепостными крестьянами, чтобы они сами на основании общих законов, касавшихся крепостных, не переходили вслед. подобных Б. в крепостное состояние. Этот запрет утратил силу сам собой в результате секуляризации церковных владений, проведенной в 1764 г. Во 2-й пол. ХVIII в. запрещалось вступать в Б. с крепостными воспитанниками воспитательных домов.
Имп. Александр III Александрович запретил всем членам Императорского дома заключать неравнородные, морганатические, Б., т. е. вступать в Б. с лицами, не принадлежащими к владетельным домам.
Одни из рассмотренных препятствий к Б. носят абсолютный характер, а др.- условный. Как писал еп. Далматинский Никодим (Милаш), при условной незаконности Б. он может быть впосл. признан законным, если препятствия к Б. были такие, к-рые можно устранить без нарушения основы Б. Это бывает: 1) когда Б. заключен раньше установленного законом возраста; 2) когда во время заключения Б. один из супругов был не способен к исполнению супружеских обязанностей, а затем излечился от недуга; 3) когда при заключении Б. один из супругов в умственном отношении был болен, затем выздоровел и в полном сознании изъявил согласие на Б.; 4) когда при заключении Б. в отношении одного лица были употреблены насилие, угроза или обман, но после это лицо заявило о своем добровольном согласии на Б.; 5) когда родители не дали своего согласия на Б., а потом согласились; 6) когда венчание было совершено без оглашения, но впосл. было получено дозволение; 7) когда Б. был заключен между крещеным и некрещеным, к-рый потом принял Крещение (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 627-628). Право на признание законности таких Б. принадлежит той церковной власти, к компетенции к-рой относится решение брачных дел.
В наст. время церковный Б. лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает таинство Б. только после того, как будет оформлен гражданский Б. в органах записи актов гражданского состояния (загс). Многие из канонических препятствий к заключению Б. являются препятствиями для Б. и с т. зр. гражданских законов: отсутствие взаимного согласия, слабоумие, несовершеннолетие, наличие близкого кровного родства. Что же касается тех канонических препятствий, к-рые в гражданском законодательстве не признаются таковыми, то при выявлении их священник может полагаться лишь на признание самих вступающих в Б. или заинтересованных лиц. На проведение дознания, предусмотренного церковным законодательством синодальной эпохи, священник не уполномочен.
Учение Церкви о нерасторжимости христианского брака. Условия, при которых возможно расторжение брака.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».
Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность».
Из этих слов видно, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».
Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.
Православное отношение к законному гражданскому браку.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о том, что Русская Православная Церковь с уважением относится к браку, заключенному в органах ЗАГС.
Чин совершения Таинства Брака второбрачных.