Государство, его признаки
Государство – важнейший институт политической системы общества. Отличительной чертой государства является суверенность (верховная власть, независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, которые должны выполнять все члены общества, и осуществлять правосудие.
Любое государство характеризуется целым рядом признаком. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.
К ним относятся следующие признаки:
- наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;
- государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;
- территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
- налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.
Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.):
1. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.
2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.
Среди внутренних функций государства необходимо выделить следующие:
-функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
-функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;
-экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);
-социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.);
-экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
-идеологическая функция (пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).
Такой набор функций государства – свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестаёт быть актуальным. Государство уменьшает своё присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учёт и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.
К внешним функциям относятся:
- защита общества, государства от внешней угрозы (строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);
- функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях и т.д.).
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
В последней трети двадцатого века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которое в совокупности характеризуют его как государство правовое. В социально – политической жизни это означает верховенство права в обществе во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие6 его принципы, в частности подчинения закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан.
Формы правления
Истории известны различные типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Формы правления или политические режимы:
- Монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.
- Демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.
- Олигархия – власть немногих.
- Охлократия – власть толпы.
- Аристократия – власть высших слоёв общества.
- Тирания – единоличная власть, основанная на насилии.
- Республика – выборная власть.
По форме правления мы сегодня выделяем монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую); республику (президентскую, парламентскую, смешанную).
По форме государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.
По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.