Социальная и молодежная политика

I. Понятие, принципы и направления социальной политики.

II. Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы.

I. Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства, она теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям. В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д., до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Целью же общественного развития является само общество, т.е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо определить, какие принципы большинство современных государств полагает в основу деятельности. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. ООН, 1966-1976. Преамбула). В настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе два начала – уравнительное и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей.

С принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объем помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. В то же время этот процесс можно рассматривать в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию.

Принцип социального партнерства. В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых: равноправие сторон на переговорах и при принятии решений; равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей; обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств; принцип трипартизма, т.е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Социальное партнерство – неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако и в кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.

Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидиарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

Итак, социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

«Социальное государство – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав
и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения» [2, с. 191].

Белорусское государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государство ответственно перед гражданином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21 говорится: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Беларуси предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной (теоретической) модели, основанной на нормативах (нормативной модели), в практическую (реальную) модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально ориентированном рыночном хозяйстве.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. В широком смысле слова социальная защита – это функция общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности. Данная трактовка предполагает, что социальная защита охватывает все, что касается социальных условий человека, в том числе экологическую среду, жилищные проблемы, заботу о детях и т.п.

Субъектами социальной защиты являются не только государство в лице его органов на различных уровнях, но также и работодатели, институты гражданского общества и сами люди.
В связи с этим следует особо подчеркнуть роль неправительственных организаций (так называемого «третьего сектора») в социальной защите. Во многих странах мира неправительственные некоммерческие организации (женские ассоциации, молодежные союзы, организации потребителей и т.п.) эффективно содействуют человеческому развитию, оказывая постоянное воздействие на правительство, корпорации с целью побудить их к обеспечению социальных прав. В странах с переходной экономикой социальная защита осуществляется в основном государством ввиду недостаточной развитости «третьего сектора».

Структура социальной защиты впервые была выделена в документах МОТ (Конвенция № 102, 1995 г.), где перечислены 9 основных видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Данная Конвенция стала основой для социального законодательства многих стран.

Основными формами социальной защиты, сложившимися в настоящее время в большинстве государств, являются: законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе минимальных стандартов; социальное страхование; социальная помощь; социальное обслуживание; целевые социальные программы.

Минимальный уровень государственных социальных гарантий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, называется государственным минимальным социальным стандартом. Эти стандарты закреплены в соответствующем законе и выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.

Социальное страхование представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков, основанную на взносах (отчислениях) работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды.

Социальное страхование может осуществляться как через государственные, так и негосударственные фонды. В нашей стране используется в основном государственное социальное страхование.

Выделяют следующие виды выплат по государственному социальному страхованию: пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца); пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; пособия по беременности и родам; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по безработице и др.

Во многих странах мира распространение получили также системы негосударственного социального страхования (медицинского, страхования пенсий и т.д.). В нашей стране данный вид социального страхования только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет.

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения в случае, если они не имеют других источников существования. Таким образом, социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых взносах, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов. Она может предоставляться не только в денежной, но и в натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.).

Главная цель социально-экономического развития Беларуси на 2000–2010 гг. – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе конкурентоспособности экономики, создание государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

- работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

- опережающее развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

- повышение эффективного агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

- инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

- национальную безопасность страны. И ведущую роль в достижении этих целей должна сыграть наука [1].

Важнейшим инструментом осуществления намеченного является активная социальная политика. Как уже говорилось, в ближайшее пятилетие она должна быть направлена на дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, сокращение уровня малообеспеченности. Ее приоритетом обозначено установление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономический рост.

Для достижения этого, помимо роста реальных денежных доходов, потребуется предотвращение их необоснованной дифференциации в разных сферах деятельности и на региональном уровне, увеличение доходов жителей села, повышение государственных минимальных социальных гарантий. Среди первоочередных мер здесь также видятся оказание социальной поддержки населения, дальнейшее совершенствование адресной помощи, улучшение пенсионного обеспечения, содействие развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности.

Заработная плата обязана стать надежным источником благосостояния. Здесь следует гибко сочетать государственные и рыночные механизмы регулирования при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в большей степени рыночных рычагов в реальном секторе экономики. В плане государственного действия по-прежнему остаются актуальными обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Целью централизованной политики, касающейся социальной поддержки населения, является обеспечение минимальных государственных гарантий. Улучшение положения и качества жизни наименее защищенных и остро нуждающихся категорий населения, удовлетворение их нужд и потребностей. Прежде всего сказанное касается помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию; социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в соответствующем стационарном обслуживании; содействия адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Основной целью совершенствования пенсионной системы является последовательное повышение уровня жизни граждан, достигших определенного возраста, а также нетрудоспособных. Для ее реализации предусматривается укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения; установление тесной связи между размером выплат и величиной страховых взносов посредством введения условно накопительного компонента; сокращение существующих льгот; недопущение задолженности по страховым платежам; преобразование системы досрочного выхода на пенсию путем введения особых систем для работающих в специфических условиях и занятых определенными видами профессиональной деятельности.

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В настоящее время образование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права. Законодательство Республики Беларусь об образовании включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Закон «Об образовании», другие законы и нормативы, правовые акты Республики Беларусь, принимаемые в соответствии с ними.

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений, органов управления образованием, с их учетом строятся все образовательные программы.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Республики Беларусь «Об образовании». Это:

- гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей;

- научный характер образования;

- национально-культурная основа образования;

- светский характер образования в государственных образовательных учреждениях;

- демократизм, государственно-общественный характер управления образованием;

- свобода и плюрализм в образовании;

- разнообразие форм организации обучения и воспитания в государственных учреждениях образования, учет особенностей развития и уровня подготовки обучающихся;

- преемственность и непрерывность образования;

- обязательность базового (основного) общего образования.

Сегодня система образования Беларуси включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

В Республике Беларусь установлены следующие образовательные уровни: дошкольное образование; базовое общее образование; полное (среднее) образование; начальное профессиональное (профессионально-техническое) образование; среднее профессиональное (среднее специальное) образование; высшее образование; послевузовское образование.

Единство и непрерывность образования обеспечиваются преемственностью уровней, ступеней и форм обучения, согласованностью стандартов, учебных планов и программ.

С учетом потребностей и возможностей личности образование может быть получено в следующих формах: в учебном заведении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, самостоятельно – в форме семейного воспитания или самообразования, в виде экстерната с последующей аттестацией. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретного образовательного уровня действует единый государственный стандарт образования.

Учреждения образования, осуществляющие общеобразовательную и профессиональную подготовку и имеющие свидетельство о государственной аккредитации, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию по соответствующим образовательным уровням, документы государственного образца об уровне образования.

Управление системой образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе разграничения компетенции органов законодательной и исполнительной власти, государственного управления образованием, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций и формирований.

II. Молодежь – это особая социально-демографическая группа, которая включает в себя людей в возрасте от 16 до 31 года. Молодежь не зря называют будущим общества. От того, насколько развита, образованна, ответственна эта социально-демографическая группа, зависит будущее развитие всего общества. Поэтому общество и государство заинтересованы в создании особой системы мер, влияющих на воспитание и поддержку этой социальной группы, результатом чего является активное проведение государственной молодежной политики.

Под государственной молодежной политикой понимается система политических, экономических, социальных, правовых, организационных и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан в возрасте до 31 года, на вовлечение представителей этой социальной группы в активную деятельность во всех сферах общественной жизни. На разработку и осуществление государственной молодежной политики оказывают влияние особенности данной социальной группы, которые заключаются в большей ее восприимчивости к новым явлениям общественной жизни, в своеобразном представлении о социальной действительности, в особенностях духовного мира, в особой роли в социуме.

Главным правовым документом государства, определяющим основы государственной молодежной политики, является, естественно, Конституция Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией отношения между социальными общностями государство регулирует на основе принципов равенства этих общностей перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 14). Таким образом, государство берет на себя обязательство относиться ко всем социальным группам и общностям (в т.ч. молодежи) одинаково объективно на основе принципов равенства и уважения.

Конституция страны как Основной Закон гарантирует молодежи право на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство же, в свою очередь, создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (ст. 32).

На каждом этапе развития государства и общества перед государством стоят определенные задачи в сфере молодежной политики. Существуют такие и сейчас. К ним относятся:

1. Выявление потребностей и интересов молодежи и создание благоприятных условий для их реализации.

2. Регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и другими социальными группами.

3. Создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, содействие молодежной занятости.

4. Поддержка молодых семей, создание благоприятных условий для решения жилищных проблем, для воспитания детей.

Государственная молодежная политика строится на следующих принципах, закрепленных в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»:

1. Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.

2. Последовательность и комплексность в разработке и реализации государственной молодежной политики.

3. Научная обоснованность молодежной политики.

4. Учет интересов и потребностей молодых граждан и молодежи как социальной группы в целом.

5. Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.

6. Гласность и открытость в разработке и проведении молодежной политики.

7. Участие самой молодежи в разработке и реализации государственной молодежной политики через формирование депутатского корпуса на парламентском и местном уровнях, через привлечение молодежных общественных организаций.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь четко определяет основные направления этой политики. Это улучшение жилищных условий молодежи и социально-экономическая поддержка молодых семей (в т.ч. с помощью льготного кредитования), профессиональная ориентация молодежи и трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений, поддержка научного и научно-технического творчества молодежи и развитие ее творческого потенциала, поддержка массового молодежного спорта и туризма, поддержка и развитие деятельности молодежных общественных объединений, правовая защита молодежи [4, с. 431–433].

Государство при реализации молодежной политики использует различные инструменты. В частности, это:

1. Политические инструменты. Создание специализированных государственных структур на высшем и местном уровнях, разрабатывающих и реализующих государственную молодежную политику. Вовлечение молодежи в решение государственных и общественных проблем, создание условий для активного участия молодежи в политике, повышения уровня ее политической культуры.

2. Экономические инструменты. Перераспределение через бюджет финансовых средств с целью материальной поддержки наиболее незащищенных слоев молодежи. Формирование системы налоговых и иных льгот, направленных на поддержку молодых работников, молодых семей, молодежных предприятий.

3. Правовые инструменты. Формирование правовой базы для наиболее полной реализации государственной молодежной политики. Создание условий для повышения уровня правовой культуры молодых граждан.

4. Организационные инструменты. Формирование и финансирование молодежных общественных объединений, создание благоприятных условий для их функционирования и выполнения ими своих основных задач.

На реализацию государственной молодежной политики направлена Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг. Основной целью программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий. Ожидаемыми результатами от реализации программы выступают:

1. Повышение эффективности функционирования системы образования и расширение спектра оказываемых услуг для молодежи.

2. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота.

3. Повышение качества жизни сельской молодежи, снижение уровня миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах.

4. Снижение численности и удельного веса молодежи в структуре безработных, развитие системы временной и сезонной занятости молодежи.

5. Наличие перспективного кадрового резерва из числа молодых граждан и механизма его функционирования.

6. Возрождение ценности и значимости семьи в общественном сознании, укрепление семьи, увеличение рождаемости.

Таким образом, государственная молодежная политика направлена на формирование активной и социально ориентированной личности молодого человека, на создание условий для более полной реализации молодежью своего творческого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукашенко, А.Г. Стратегия будущего / А.Г. Лукашенко // Советская Беларусь. – № 209. – 3 ноября 2007.

2. Социальное государство: краткий словарь-справочник /
ред. кол. Н.Н. Гриценко (рук.), Г.А. Николаев (зам. рук.),
Ф.И. Шарков (зам. рук.) и др. – М.: АТиСО, 2002.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме
24 ноября 1996 г. – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.

4. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / С.Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

ЛЕКЦИЯ XIX

Наши рекомендации