Выводы и интерпретация результатов

Выводами автора завершается написание глав, разделов, а также всего текста дипломной (курсовой) работы.

Студент сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. Тогда студент может пред­ложить собственное теоретическое объяснение полученных в исследова­нии результатов. Кроме того, он высказывает предположения о возможно­сти обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, по­пуляции и т. д.

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

Структурными элементами дипломной (курсовой) работы являются:

· титульный лист;

· содержание;

· перечень условных обозначений (при необходимости);

· введение;

· основная часть, представленная главами;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (обязательно для дипломной работы, а для курсовой при необходимости);

Титульный лист

На титульном листе дипломной (курсовой) работы должны быть приведены следующие сведения:

· наименование высшего учебного заведения, где выполнена ди­пломная (курсовая) работа;

· специальность, отделение (очное, заочное) и группа, где обуча­ется студент;

· фамилия, имя, отчество автора;

· название дипломной (курсовой) работы;

· сведения о научном руководителе: ученая степень, ученое зва­ние, фамилия, имя, отчество научного руководителя;

· город и год выполнения работы. ( см. Приложение 3)

Название работы должно определять область проведенных исследо­ваний, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержа­нию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют неболь­шой (4-6 слов) подзаголовок.

В названии дипломной (курсовой) работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название дипломной (курсовой) работы со слов: "Изучение процесса...", "Исследование некоторых путей...", "Разработка и исследование...", "Некоторые вопросы...", "Материалы к изучению...", "К вопросу..." и т.п., в которых не отражается в должной степени суть рас­сматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

Содержание

Содержание включает в себя названия структурных частей диплом­ной (курсовой) работы: "Перечень условных обозначений" (при необходимости), "Введение", "Общая характеристика работы", "Заключение", "Список использованной литературы", "Приложения", названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей дипломной (курсовой) работы. Содержание

при­водится в начале работы, т.к. это дает возможность сразу увидеть ее струк­туру (см. Приложение 5).

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в дипломной (курсовой) работе принята специфическая терми­нология, а также употребляются малораспространенные сокращения, но­вые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфа­витном порядке) приводят, например, сокращение, справа — его деталь­ную расшифровку.

Если в дипломной (курсовой) работе специальные термины, сокра­щения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упомина­нии.

Введение

Введение — вступительная, начальная часть дипломной (курсовой) работы. Введение, как правило, — это самый короткий раздел дипломной (курсовой 3-5) работы (до 3-5 страниц), однако очень важен.

Введение включает в себя общую характеристику работы, содержит оценку современного со­стояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, ос­нование и исходные данные для разработки избранной темы. Во введении последовательно раскрываются следующие подразделы:

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей белорусского общества в решении данной про­блемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов нашего общества.

Далее кратко раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработ­кой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что - неполно, что - вообще не разработано).

Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, уг­лубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, им формули­руются тема, цель и задачи исследования, его объект, предмет.

Цель исследования — это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели). Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Анализ... ", "Изучение...", так как эти слова указыва­ют на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Задачи исследования (их может быть 3-4) развивают и конкретизи­руют цель исследования и должны соответствовать объекту, предмету исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, ме­тодологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структу­ры изучаемого объекта.

Вторая задача - с анализом реального состояния предмета исследо­вания, динамики развития, обоснованием основных путей решения про­блемы.

Третья задача - со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки.

Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффек­тивности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.

Объект исследования - это та часть реального мира, которая под­лежит изучению, исследованию и (или) преобразованию (совершенствованию) студентом. В ка­честве объекта исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в политологической теории и практике.

Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объ­екте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная политологическая про­блема, требующая решения. Предмет исследования - это функционирова­ние сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом

Методологическая основа исследования. Указывается, какие со­временные философские и политологические концепции положе­ны в основу подхода к исследуемой проблеме. Они должны быть органи­чески связаны с темой исследования.

Методы исследования. Указываются методы, используемые сту­дентом в процессе исследования. На теоретическом уровне могут приме­няться следующие методы: анализ философской, политологической, социо­логической, методической литературы, обобщение, срав­нение, моделирование; на эмпирическом - наблюдение, эксперимент (ла­бораторный или естественный, констатирующий и (или) формирующий), беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование и др., стати­стическая (математическая) обработка экспериментальных данных.

Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных, описывается степень новизны (получено впервые, усовершенствовано, глубже разработано), от­мечается научная значимость (насколько полученные результаты развива­ют научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований). Объективно оценива­ется личный вклад студента в разработку исследуемой проблемы.

Практическая (экономическая, социальная) значимость полу­ченных результатов. В дипломной (курсовой) работе, имеющей практи­ческое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различ­ных сферах политологической практики. Следует указать, какие основные ре­зультаты и где уже нашли применение (с оценкой эффективности исполь­зования результатов). Следует связать их с местом практики. А также здесь следует указать все имеющиеся у студента публикации по проблеме, либо иные материалы.

Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту. Освещаются теоретические положения, закономерности, выводы, практи­ческие рекомендации, полученные и сформулированные студентом в про­цессе изучения заявленной проблемы. Положения, выносимые на защиту, формулируются в виде тезисов, которые номеруются (3-4 тезиса для ди­пломной работы).

Структура и объем дипломной работы. Указывается структура ди­пломной (курсовой) работы, наличие введения, определенного количества глав, приложения. Приводится полный объем дипломной работы в страницах, а также объем, занимаемый иллю­страциями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), и ко­личество использованных источников.

Основная часть

В основной части формулируется исследуемая проблема, определя­ется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция ав­тора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативно-правовых документов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления или процесса.

Дипломная (курсовая) работа содержит, как правило, 2 главы (до­пускается наличие трех глав), в каждой из которых в свою очередь выделяются 2-4 раздела, в которых могут быть представлены также подразделы. Следует придерживаться единообразия при составлении плана работы. Так, если одна из глав не содержит разделов, следует отказаться от деления на разделы и в других главах.

Распределение основного материала дипломной (курсовой) работы

по главам определяется студентом. В главах с исчерпы­вающей полнотой излагается собственное исследование студента с выяв­лением того нового, что он вносит в разработку проблемы.

В обзоре литературы студент даёт очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. Сжато, критически осветив

работы предшественников, студент должен назвать те вопросы, которые остались неразрешенными, и, таким образом, определить свое место в ре­шении проблемы (задачи). Желательно закончить обзор кратким резюме о

необходимости проведения исследования в данной области и определить предмет своего исследования.

Автор дипломной (курсовой) работы должен давать оценку дости­жения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверно­сти полученных результатов в сравнении с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведе­ния дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводя­щие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкрет­ному вопросу.

Весь порядок изложения в дипломной (курсовой) работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логич­ность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

В дипломной (курсовой) работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю...», «я на­блюдал...», «по моему мнению...», «мне кажется...» и т.п.), так и множе­ственного (например: «мы считаем...», «мы получили...» и т.п.). Допуска­ются обороты сохранением первого лица множественного числа, в кото­рых местоимение «мы» исключается. В отдельных случаях можно исполь­зовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что...», «проведенное ис­следование подтвердило...» и т.п.) или писать: «по мнению автора ди­пломной работы...».

Студент должен приводить краткие выводы по главам, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность

освободить основные результат работы от второстепенных под-
робностей.

Первая глава носит, как правило, теоретический характер. В ней на основе изуче­ния и анализа литературы раскрываются сущность исследуемого явления, его структура, рассматриваются различные подходы к решению постав­ленной проблемы, даётся их оценка. Здесь же выделяются и раскрываются критерии и показатели изменений, происходящих в исследуемом явлении. Содержание главы не должно носить реферативного характера. В конце каждого раздела, а также всей главы даются краткие обобщающие выводы.

Содержание второй главы носит в основном, прикладной характер. Во второй главе также даются краткие обобщающие выводы по каждому из разделов, позволяющие чётко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Обязательным для дипломной (курсо­вой) работы является логическая связь между главами и подчинение веду­щей идее темы всего содержания работы. Выводы по главам самостоя­тельно формулируются студентом и не должны содержать цитат и ссылок на других авторов.

В тексте дипломной (курсовой) работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех

или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представле­ние о его содержании, языке текста, объеме. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компиля­тивный пересказ текста и отдельных предложений других авторов.

З.6 Заключение (2-3страницы)

В заключении логически и последовательно излагаются теоретиче-
ские и практические выводы и предложения, полученные студентом в ре-
зультате исследования. Выводы должны быть краткими и чёткими, под-
чёркивающими научными и социальную значимость и эф-
фективность разработок. При этом важно,
чтобы в выводах отражалась решённость всех задач исследования и обос -
нованность, доказанность выводов и рекомендаций

Наши рекомендации