Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», и то время как в ключе этому вопросу соответствует, то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

Число совпадений по каждому из 8 (факторов тревожности), выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 å = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 å = 11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 å = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 å = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 å = 6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 å = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,34, 18, 23.28 å = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 å = 8

Ключ к опроснику

      «+» - Да «-» - Нет      
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -  
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -  

Результаты

1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору (— абсолютное число несовпадений в процентах:

< 50%; ³ 50%; ³ 75%).

Для каждого респондента

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:

— абсолютное значение — < 50%; ³ 50%; ³ 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору ³ 50% и ³ 75% (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя Другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика 20. Детский вариант личностного теста Р. Кеттелла (CPQ)

Данная методика представляет собой модификацию, применительно к детям возраста от 8 до 12 лет, известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттелла. Опросник CPQ был адаптирован Э. М. Александровской, И.Н. Гильяшевой.

Описание теста

Опросник CPQ включает 12 факторов (соответственно шкал) и сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые требуют индивидуального тестирования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Опросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, всего 120 вопросов и имеет две формы - для мальчиков и для девочек. Для каждого вопроса предлагаются два ответа, вопросы, относящиеся к интеллектуальному фактору В, имеют три варианта ответа, с одним из которых опрашиваемый должен выразить свое согласие, отклонив другое. Значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале.

Каждая из 12 черт (факторов) может быть как положительной, так и отрицательной, например: “интеллектуальная развитость — интеллектуальная неразвитость”, причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла. Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа “экстраверсия”. Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.

Диагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой психодиагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые далее в тексте списки суждений, для мальчиков - одни, для девочек - другие, а также специальные бланки для ответов на эти суждения (см. Приложение 7).

Интерпретация шкал опросника:

1. Фактор А. Аффектотимия - шизотимия

(экстраверсия - интроверсия или “замкнутость - общительность”)

Высокие баллы по соответствующей шкале — 8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.

Ребенок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.

2. Фактор В. Интеллект

Ребенку с высокими оценками (8-10 баллов) свойственна сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем развития вербальной культуры и эрудицией.

Ребенку с низкими оценками (1-3 балла) свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.

3. Фактор С. Сила “Я”- слабость “Я”

(или “эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость”)

Ребенок с высокими баллами по данной шкале (8-10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью, эмоционально устойчивый.

Ребенок с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3— характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый, раздражительный, быстро утомляемый, имеющий невротические симптомы.

Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

4. Фактор D. Возбудимость-флегматичность

(или “беспокойство-уравновешенность”)

Дети с высокой оценкой по данной личностной черте — 8-10 баллов характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные, с недостаточной концентрацией внимания.

Дети, имеющие сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.

5. Фактор E. Доминантность-конформность

(или “настойчивость-зависимость”)

Ребенок с высокими значениями по данной шкале — 8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Стремится к самоутверждению, может агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, действовать смело, энергично и активно.

Ребенок, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напротив, проявляет послушность, зависимость, не может отстаивать свою точку зрения, следует на поводу у лидеров, пассивен, не верит в свои силы и возможности, склонен брать вину на себя.

6. Фактор F. Сургенсия-десургенсия (или “беспечность-озабоченность”)

Высокие показатели по данной личностной черте (8-10 баллов) говорят о энергичном, добром, оптимистичном характере. Часто находчив и остроумен, неусидчив, предпочитает разнообразие и частые перемены, общителен, импульсивен. Может быть легкомысленным и небрежным.

Низкие показатели (1-3 балла), напротив, свидетельствуют о излишней серьезности и осторожности, стремлении к уединению, молчаливости, ответственности, послушности, боязни неудач. Часто бывает печальным, тревожным, вялым и апатичным.

7. Фактор G. Сила “Сверх-Я”- слабость “Сверх-Я”

(или “добросовестность - недобросовестность”)

Высокие значения по данной личностной черте — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, обязательности, ответственности ребенка, стремлении к порядку и дисциплинированности.

Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла - являются признаком недобросовестности, безответственности, расхлябанности, потворству своим желаниям.

Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями.На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.

8. Фактор H. Пармия - тректия (или “смелость-робость”)

Высокие значения — 8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети, имеющие тягу к риску. Могут проявлять элементы непослушания, хулиганства.

Низкие значения — 1-3 балла— имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

9. Фактор I. Премсия - Харрия

(или “чувствительность-жесткость”, “мечтательность-практичность”)

Высокие баллы по данной черте— 8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, сентиментальности, ранимости, склонности к фантазиям, легкомысленности, нетерпеливости, нереалистичности ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, несколько черствый, “толстокожий”, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.

10. Фактор O. Гипотемия – гипертимия

(или “тревожность-самоуверенность”)

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной черте личности легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, склонен к чувству вины, раним, боязлив, склонен к размышлениям, чувствителен к замечаниям и порицаниям, недооценивает себя.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается, жизнерадостен, самоуверен, спокоен, активен, нечувствителен к замечаниям, порицаниям и оценкам окружающих, легко переживает неудачи.

11. Фактор Q3. Контроль желаний - импульсивность

(или “высокий самоконтроль - низкий самоконтроль”)

Высокие баллы 8-10 по данной черте свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свои эмоции, поведение, склонности доводить начатое до конца, целенаправленности и внутреннем контроле поведения.

Низкие баллы 1-3 по этой же черте личности являются признаком слабоволия, неумения контролировать свое поведение, организовать свое время и порядок выполнения дел, наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе.

12. Фактор Q4. Фрустрированность - нефрустрированность

(или “напряженность-расслабленность”)

Ребенок с высокими значениями 8-10 баллов по данной черте личности отличается повышенной нервной напряженностью, взвинченностью, беспокойством, неврозом тревожности, раздражительностью, с трудом успокаивается, часто чувствует себя разбитым, усталым, имеет проблемы со сном, не переносит замечаний.

Ребенок с низкой оценкой 1-3 балла, как правило, спокойный и невозмутимый, расслабленный, вялый, возможна низкая мотивация, леность, отсутствие стремления к достижениям и переменам.

Перед началом обследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Дорогие ребята! Данная методика направлена на изучение некоторых ваших личностных особенностей и для этого вам предлагается ответить на ряд вопросов. На эти вопросы не существует “правильных” или “неправильных” ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных союзом «или». Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ, который вам больше всего подходит. В опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части суждения (всему, что расположено до союза «или») и его правой части (всему, что располагается после союза «или»). Поставьте, пожалуйста, крестик (х) в том из квадратиков, который соответствует выбранному вами ответу, т.е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно подходящих для вас. Тогда нужно выбрать из двух возможных тот ответ, который больше для вас подходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух предложенных ответов не разрешается».

Наши рекомендации