Гвидо фон лист
Магия рун в Германской традиции
История использования рун в Германии своеобразна и во многом непохожа на историю рун в других странах Европы. Причиной тому — и особые культурно-исторические условия, сложившиеся здесь в отношении развития рунической традиции, и специфическая культурная и политическая ситуация XIX-XX веков.
Истоки традиции
Руническая традиция на территории современной Германии формировалась в древности под влиянием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова «искусство»): готской, собственно скандинавской, а возможно — и западно-славянской1 — учитывая, что значительная часть нынешней Германии — исконно славянские земли. И, разумеется, все это влияние накладывалось на древнейшую традицию использования в магических и культовых целях пра-рунических знаков, появившихся в Центральной Европе около десяти тысячелетий тому назад2 .
Таким образом к Средневековью в германских районах Центральной Европы возникла обособленная школа рунического искусства. Одной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потеряли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. Даже попытка вестготского епископа Ульфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит для записи переводов Священного Писания не оказала значительного влияния на процесс превращения рун в набор магических символов3 .
Другой особенностью центральноевропейского рунического искусства, превратившегося позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовалось для письма. Подобные рунические знаки — точнее, те из них, которые известны нам сегодня, — часто называются ныне «немецкими» (т.е. германскими в узком значении слова). Об этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.
Все они могут быть довольно условно разделены на две группы. Первая из них — это знаки, посвященные отдельным богам (богиням) германского язычества. Таковы, например, руны Вальда, Эрды и Зиу, посвященные, соответственно, богу зимы Вальду, континентальному аналогу скандинавского Улля, богине земли Эрде, и богу Зиу (сканд. Тюр). Ко второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не связанные с конкретными божествами и либо восходящие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо появившиеся уже в Средние Века.
О неалфавитных рунах немецкой традиции будет сказано подробнее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века.
Гвидо фон Лист
В 1100 году был разрушен последний великий храм языческой веры германцев — Уппсала (Швеция). На полстолетия дольше продержались великие храмы западных славян, Аркона, например (о-в Рюген). Еще дольше выстояли литовские храмы. Но к середине текущего тысячелетия в Европе не осталось ни одного действующего великого храма.
Зато остались народы — носители Традиции. Уже в середине XVIII века в Европе начинается пробуждение интереса к традиционной культуре. С приходом нового XIX столетия начинается подлинное Возрождение Традиции. Пока еще являющееся областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское Возрождение уже захватывает умы; Я.Адлербет, К.И.Л.Альмквист, Я. и В. Гримм — все больше известных людей того времени проникаются традиционными идеями.
Важнейшим, переломным моментом Возрождения стала середина бурного прошлого века. В это время появился первый фундаментальный труд по языческому наследию Германии — «Немецкая мифология» Якоба Гримма, вышедшая в свет в 1844 году; в это же время на сцене Возрождения появляется величественная фигура Рихарда Вагнера. С этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и Возрождение обретает характер важнейшего культурного течения. По всей Европе — особенно в Германии и Австрии — возникают «фолькише» (народные) группы, лиги и ордена, стремящиеся возродить древнюю культурную и религиозно-магическую Традицию. Во второй половине прошлого столетия интерес такого рода организаций все более обращается к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходится на начало XX века и связано с именем австрийца Гвидо фон Листа, творчество которого прекрасно отражает все те настроения, которые царили в традиционализме того времени.
Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. С.Е.Флоуэрс, например, прямо говорит4 , что причина этого в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими.
Гвидо фон Лист родился 5 октября 1848 года в Вене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В семидесятых-восьмидесятых годах фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него большое впечатление.
Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказавшего тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались на волне общественного интереса к мистике настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, они и были.
Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззрения будущих поколений. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формирующиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь работы самого фон Листа, немедленно после выхода в свет ставшие классикой исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли последователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.
Сейчас Гвидо фон Лист известен, в основном, благодаря изданной им в 1908 году книге «Тайна рун»5 , ставшей, по сути дела, первым в Европе трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимся классикой в данной области. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание «Тайны рун» — не самая важная из его заслуг.
По сути дела, фон Лист был одним из первых европейских неоязычников. Одним из первых он предложил и применил на деле (вероятно, еще не будучи знаком с работами Блаватской) метод восстановления утерянных древних оккультных знаний — метод, сочетающий научный этнографо-исторический подход с интуитивно магическим, вплоть до прямого применения магических техник при создании реконструкций.6 Десятилетия спустя после фон Листа подобные методы были применены в центральной и западной Европе и США при реконструировании Викки и Друидизма, в Скандинавии — религии Асатру (Одинизма) и т.д.
Одним из первых фон Лист указал и на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия одной из германских каст — касты арманенов, аналогичной касте браманов в Индии, — произошло имя основанного фон Листом оккультного ордена — Ордена Арманенов. Отсюда же произошло и название предложенного Листом рунического строя — Футарк Арманенов или Арманический Футарк.
Как справедливо отмечают биографы Гвидо фон Листа, большинство его исследований и выводов не могут быть признаны научными в полной мере. Это относится и к предложенному им Арманическому Футарку. На данный момент нам не известен ни один памятник, содержащий древнескандинавский рунический строй в том виде, который имеет Футарк фон Листа. Тем не менее, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классический, тем более, что руны обоих практически идентичны.
Первое отличие Футарка Арманенов от классического состоит в том, что строй фон Листа содержит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными. Вторая черта: каждая руна нового Футарка жестко привязана к одному из так называемых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.
Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно привлекают внимание исследователей7 , но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно, первой попыткой связать не всегда ясные указания древних текстов с конкретными рунами8 .
«Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведена к настоящему времени на большинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распространенная ныне по всему миру.