Библиотеки музеев, театров, филармоний, цирков, художественных школ, школ искусств;
2) СБ Министерства культуры РФ федерального значения:
– Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ им. М. И. Рудомино): создана в 1922 г. в Москве; универсальный состав фонда изданий на иностранных языках;
– Российская государственная библиотека по искусству (РГБ по искусству), ранее – Государственная центральная театральная библиотека;
– Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ);
– Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ).
33. Учебные библиотеки: задачи, виды. Библиотеки вузов: понятие, специфика деятельности; система вузовских библиотек.
Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических библиотечных потребностей пользователей, возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т. п.
Система учебных библиотек представлена школьными и библиотеками профессиональных учебных заведений – средних и высших.
Главной задачей является обеспечение научного и учебного процесса.
Библиотеки вузов.
Библиотеки вузов – специальные библиотеки, действующие в составе высших учебных заведений и обеспечивающие библиотечно-информационное обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вуза.
Виды библиотек:
фундаментальная библиотека: осуществляет организационно-методическое руководство, комплектование, книгохранение;
– факультетские библиотеки (работа с документами в соответствии с профилем факультета);
– кафедральные библиотеки (работа с документами в соответствии с профилем кафедры).
Школьная библиотека – библиотека, действующая в структуре общеобразовательной школы и обеспечивающая библиотечное обслуживание учащихся в соответствии с учебными программами, а также учителей – по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работе с учащимися.
34. Управление библиотечным делом: уровни управленческой деятельности, органы управления и их функции; государственно-общественный характер библиотечного дела.
Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой. Подсистема управления библиотечным делом включает:
- федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;
- региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;
- муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;
- администрации библиотек;
- общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные
библиотечные ассоциации общества.
Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела. С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный,ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции Функции
федерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного взаимодействия библиотек, Т.е. создание единой библиотечной системы в стране.
Второй уровень ведомственный.Цель этого уровня управления - обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны.
Третий уровень - территориальный. Его главные функции:
1. Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.
2. Обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.
З. Организация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.
На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека.
35. Федеральный Закон о библиотечном деле: содержание, значение.
является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле
Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.
Статья 4. Основные виды библиотек