Социологические исследования СМИ
1. Процедуры социологического исследования
2. Виды соц. Исследований
3. Методы сбора данных
Осн этапы исследования: подготовка исследования (программа)
· сбор первичной социологической инф-ции
· подготовка собранной информации к обработке и ее обработка
· анализ полученной инф-ции
· подведение итогов исследования и формулировка выводов и рекомендаций
Программа социол исследования
· Теоретико-методологическая часть
· Методическая часть
Виды социологических исследований
Масштаб и глубина исследований
· Разведывательное (поисковое исследование, намного меньше по масштабу и глубине, приблизительное. Используется для того, чтобы на его основе провести более крупное)
· Описательное
· Аналитическое
Повторяемость
· Точечное
· Повторяющееся (лонгитюдное) – показывают динамику
· Панельное.
Выборки – панельные (одни и те же люди) и роллинговые (сменяемые, волновые исследования).
Масштаб
· Общенациональные
· Локальные
Характер получаемых выводов
· Количественные (опрос, анализ документов)
· Качественные (case-study, биографический метод, истории семьи, фокус-группа).
Финансирование, заказчик
1. Стандартизированные (синдецированные или синдикативные) – крупномасштабные регулярные исследования, в ходе которых собирается и накапливается стандартизированная информация с последующей продажей ее большому количеству клиентов (рекламных агенств, СМИ, рекламодателей и пр.). проводятся обычно крупными социологическими центрами.
2. Специальные (Ad hoc) – эксклюзивные исследования, которые проводятся к какому-то конкретному случаю (неинтересны для всех)
3. Собственные редакционные
4. Омнибус – в качестве заказчика выступает не один, а несколько клиентов. Очень дорогие исследования. Социологический центр проводит исследование на одной выборке, разные сегменты – разным заказчикам.
Крупнейшие исследовательские компании в России
1. TNS gallup media, ГФК Русь, КОМКОН, ВЦИОМ, Фонд "общественное мнение", бизнес аналитика, ACNielsen Corp
2. ACNielsen Россия – ACNeielsen Corp
3. ГФК Русь – GFK Group
4. КОМКОН – Research International
5. ROMIR Monitoring – Gallup International
6. SWBJV
7. ValiData
8. Фонд «общественное мнение»
9. Бизнес Аналитика
10. Ливада Центр (публикует в журнале «вестник общественного мнения»)
11. TV Index- мониторинговое (постоянное) измерение российской телеаудитории с помощью электроприборов (пипл-метров)
Генеральная совокупность - гор население России проживающее в домохозяйствах с хотя бы одним работающим ТВ, в городах с население от 100 тыс чел. Это- 160 гор, 65 млн человека (4+); 46 % населения России или 70 % гор населения России
4+ - означает что исследуются все возрастные группы, начиная от 4 лет
Методы сбора данных:
Опросные:
1. Интервьюирование – стандартизированное и нестандартизированное, фокус-интервью, глубинное интервью.
2. Анкетирование
Композиция анкеты: введение, реквизитная часть, информативная часть, классификационная часть, заключительная часть
Опросные методы по способу передачи: телефонный, почтовый, прессовый, телевизионный, интернет.
Неопросные:
1. наблюдение,
2. эксперимент,
3. анализ документов
Классификация по виду носителя: массовый и специализированный (экспертный)
Классификация по типу присутствия: очный, заочный, дистанционный.
Медиаметрия
1. Выборочные исследования аудитории
2. История медиа теории в России
3. Технологии измерения аудитории телевидения
4. Общее представление о медиапланировании
5. Качественные исследования аудитории
Исследование аудитории: сплошное и выборочное
Совокупность: 1) Генеральная - совокупность всех социальных объектов, подлежащих изучению в пределах программы исследования. 2) Выборочная - Чс объектов генеральной совокупности, отобранная для получения информации о совокупности.
Репрезентативность (представительность) - свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Валидность - надежность исследований
Выборка - случайная и квотная. Одноступенчатая, многоступенчатая.