Социологические исследования СМИ

1. Процедуры социологического исследования

2. Виды соц. Исследований

3. Методы сбора данных

Осн этапы исследования: подготовка исследования (программа)

· сбор первичной социологической инф-ции

· подготовка собранной информации к обработке и ее обработка

· анализ полученной инф-ции

· подведение итогов исследования и формулировка выводов и рекомендаций

Программа социол исследования

· Теоретико-методологическая часть

· Методическая часть

Виды социологических исследований

Масштаб и глубина исследований

· Разведывательное (поисковое исследование, намного меньше по масштабу и глубине, приблизительное. Используется для того, чтобы на его основе провести более крупное)

· Описательное

· Аналитическое

Повторяемость

· Точечное

· Повторяющееся (лонгитюдное) – показывают динамику

· Панельное.

Выборки – панельные (одни и те же люди) и роллинговые (сменяемые, волновые исследования).

Масштаб

· Общенациональные

· Локальные

Характер получаемых выводов

· Количественные (опрос, анализ документов)

· Качественные (case-study, биографический метод, истории семьи, фокус-группа).

Финансирование, заказчик

1. Стандартизированные (синдецированные или синдикативные) – крупномасштабные регулярные исследования, в ходе которых собирается и накапливается стандартизированная информация с последующей продажей ее большому количеству клиентов (рекламных агенств, СМИ, рекламодателей и пр.). проводятся обычно крупными социологическими центрами.

2. Специальные (Ad hoc) – эксклюзивные исследования, которые проводятся к какому-то конкретному случаю (неинтересны для всех)

3. Собственные редакционные

4. Омнибус – в качестве заказчика выступает не один, а несколько клиентов. Очень дорогие исследования. Социологический центр проводит исследование на одной выборке, разные сегменты – разным заказчикам.

Крупнейшие исследовательские компании в России

1. TNS gallup media, ГФК Русь, КОМКОН, ВЦИОМ, Фонд "общественное мнение", бизнес аналитика, ACNielsen Corp

2. ACNielsen Россия – ACNeielsen Corp

3. ГФК Русь – GFK Group

4. КОМКОН – Research International

5. ROMIR Monitoring – Gallup International

6. SWBJV

7. ValiData

8. Фонд «общественное мнение»

9. Бизнес Аналитика

10. Ливада Центр (публикует в журнале «вестник общественного мнения»)

11. TV Index- мониторинговое (постоянное) измерение российской телеаудитории с помощью электроприборов (пипл-метров)

Генеральная совокупность - гор население России проживающее в домохозяйствах с хотя бы одним работающим ТВ, в городах с население от 100 тыс чел. Это- 160 гор, 65 млн человека (4+); 46 % населения России или 70 % гор населения России

4+ - означает что исследуются все возрастные группы, начиная от 4 лет

Методы сбора данных:

Опросные:

1. Интервьюирование – стандартизированное и нестандартизированное, фокус-интервью, глубинное интервью.

2. Анкетирование

Композиция анкеты: введение, реквизитная часть, информативная часть, классификационная часть, заключительная часть

Опросные методы по способу передачи: телефонный, почтовый, прессовый, телевизионный, интернет.

Неопросные:

1. наблюдение,

2. эксперимент,

3. анализ документов

Классификация по виду носителя: массовый и специализированный (экспертный)

Классификация по типу присутствия: очный, заочный, дистанционный.

Медиаметрия

1. Выборочные исследования аудитории

2. История медиа теории в России

3. Технологии измерения аудитории телевидения

4. Общее представление о медиапланировании

5. Качественные исследования аудитории

Исследование аудитории: сплошное и выборочное

Совокупность: 1) Генеральная - совокупность всех социальных объектов, подлежащих изучению в пределах программы исследования. 2) Выборочная - Чс объектов генеральной совокупности, отобранная для получения информации о совокупности.

Репрезентативность (представительность) - свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Валидность - надежность исследований

Выборка - случайная и квотная. Одноступенчатая, многоступенчатая.

Наши рекомендации