Отношения с общественными организациями и политическими партиями
Широкая сфера работы в области связей с общественностью включает основы взаимодействия государственных органов и общественных организаций.
Концептуальные основы взаимодействия государственных органов с общественными организациями базируются на понимании важности устойчивого развития гражданского общества, становление которого в России является основой и гарантией необратимости демократических преобразований.
Эффективным инструментом демократических преобразований в российском обществе, важным фактором стабилизации политического и экономического развития является взаимодействие институтов государственного управления с профсоюзами.Это взаимодействие достаточно полно проявляется на федеральном, региональном, отраслевом и местном уровнях.
По подсчетам специалистов, в России действует свыше 130 общероссийских, межрегиональных профсоюзов и межрегиональных объединений (ассоциаций) профсоюзов и 120 территориальных профессиональных объединений.
Основная функция профсоюзов состоит в согласовании и защите интересов трудовых коллективов и отдельных работников в сфере социально-трудовых отношений. При определении задач и перспектив развития партнерских связей между государством и профсоюзами, а также деятельности PR-служб по обеспечению этих связей следует учитывать ряд обстоятельств:
• органы государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с профсоюзами выступают не только как посредники, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и во многих случаях как работодатели;
• государственные органы, устанавливая связь, в большинстве случаев напрямую фактически не взаимодействуют с работниками трудовых коллективов. Поэтому они должны учитывать авторитет и влияние профсоюзов, их руководящих структур в тех трудовых коллективах, интересы которых они представляют;
• большинство государственных и муниципальных служащих сами являются членами профсоюзов. Соответственно, и профсоюзы не следует считать отчужденными от органов государственной власти и местного самоуправления.
Важными направлениями, эффективно способствующими развитию и совершенствованию отношений между органами власти и профсоюзами, являются их взаимодействие в сфере социального партнерства, совместное участие в переговорах при заключении соглашений и договоров, организация согласительных комиссий и участие в их работе, лоббирование в законодательных и исполнительных органах власти, обращение в вышестоящие органы государственной власти, обращение к СМИ.
Сотрудничество властных структур и профсоюзов в России осуществляется также в сфере политических отношений (подписание Договора об общественном согласии, участие в избирательных блоках и объединениях на выборах Президента РФ,депутатов Госдумы, глав администраций областей, краев, республик и др.). Довольно эффективно взаимодействие органов государственного и муниципального управления и профсоюзов в совместной деятельности в защиту социально-экономических прав и интересов работников.
Строя работу с органами государственной власти, российские профсоюзы оказывают влияние на общество по нескольким направлениям, в том числе:
· через средства массовой информации;
·новейшие системы коммуникаций (компьютерные сети, и особенно сети Интернет, для доведения необходимой информации до общества в любое время);
· обширную издательскую деятельность;
·разного рода общественные объединения и организации, с которыми профсоюзные лобби завязывают активные контакты.
Общественные организации в России сегодня нуждаются в профессиональном совете эксперта по PR,так как их эффективность повышается при применении правильных методов.
Весь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институционализировался политический плюрализм, который проявляется и выражается, прежде всего, в политических партиях. В большинстве стран мира политические партии оказывают значительное влияние на проводимую в этих странах внутреннюю и внешнюю политику, на взаимоотношения между государством и обществом.
Что касается политической жизни современной России, то здесь роль партий в решении ключевых вопросов жизнедеятельности общества также приобретает важное значение. Речь идет о влиянии партий на законотворческий процесс через фракции в Госдуме Федерального Собрания РФ, о воздействии на электоральное сознание и поведение граждан в периоды выборов в органы представительной власти и высших должностных лиц исполнительной власти, об участии партий в процессе обновления политических лидеров, в содействии установлению общественного контроля над государственной бюрократией, выполнением посреднической роли между гражданами и властью.
По оценке специалистов, в последние годы в России сформировались и функционируют демократические процедуры, обеспечивающие реальное взаимодействие политических объединений и органов государственной власти. Как показали социологические исследования, в субъектах Федерации наиболее распространенными формами взаимодействия партий, движений с органами представительной и исполнительной власти являются:
· участие партий в работе «круглых столов», конференций;
· работа в Общественной палате;
· работа партий в законодательных и исполнительных органах;
· агитационная работа по разъяснению конкретных решений властных структур.
Перед службами по связям с общественностью стоит задача осмыслить, каким может быть их конкретный вклад в принятие мер, направленных на создание и укрепление механизма взаимодействия между органами государственной власти и партиями.