Работа с политическими партиями, общественными объединениями и органами власти

Кроме работы со СМИ, в задачи службы по связям с общественностью входит также осуществление связей с общественными организациями, объединениями, партиями, установление и развитие информационных связей с пресс-службами других региональных и федеральных органов исполнительной и представительной власти. Прочные деловые контакты с пресс-службами органов законодательной и исполнительной власти позволят не только более эффективно решать задачи, поставленные перед службой, но и дают возможность более оперативно решать вопросы законотворческой деятельности.

Службы по связям с общественностью субъектов Российской Федерации в своей деятельности постоянно опираются на информацию, получаемую из Управления администрации Президента Российской Федерации по связям с общественностью, Управления правительственной информации аппарата правительства Российской Федерации, информационного фонда Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Основным звеном политической коммуникации являются политические партии. Они – связующее звено между властью и обществом. Принятый Федеральный закон определил политическую партию основным субъектом политической деятельности.

Законом установлены специальные требования к процедуре создания, регистрации политических партий, заложен механизм контроля за их деятельностью.

В настоящее время государственными службами по связям с общественностью накоплен большой опыт работы с политическими партиями.

В конце 90-х годов сохранения политической и социальной стабильности в многомиллионном и многонациональном городе, в службе по связям с общественностью Санкт-Петербурга была разработана концепция открытой политики.

Администрацией Санкт-Петербурга было подписано совместное заявление с представителями политических и общественных организаций города о создании постоянно действующего политического консультационного органа.

Благодаря возможности ведения диалога и консультаций между администрацией города и представителями общественно-политических организаций удавалось находить правильные решения в сложных ситуациях.

В целях реализации концепции «Открытая политика» в конце октября 1998 года впервые прошел Форум граждан Санкт-Петербурга, созванный по инициативе общественных организаций при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

Созданная на форуме система обратной связи позволила общественности и различным ветвям власти вести конструктивный диалог по наиболее острым проблемам, активно координировать усилия в интересах города, напрямую доводить до населения решения администрации, осуществляя одновременно их непредвзятую общественную экспертизу.

Администрация Санкт-Петербурга придает особо важное значение взаимодействию с национальными объединениями города. Регулярно проводятся встречи с руководителями национально-культурных автономий и национальных объединений города, где обсуждаются процессы и проблемы в области национальных отношений и пути их решения.

Отдельным направлением деятельности службы по связям с общественностью является взаимодействие с некоммерческими общественными организациями (НКО). Остановимся более подробно на этом направлении.

Общественные, некоммерческие организации это наиболее организованная часть граждан, которая, использую собственные ресурсы, берет на себя решение многих наболевших проблем добровольно, ответственно и профессионально[4]. Явным преимуществом выполнения социальных услуг является то, что общественные организации предлагают новые, рациональные и более дешевые подходы в решении проблем.

Базовыми социальными услугами, которые предоставляют НКО, называются услуги, непосредственно обеспечивающие жизнедеятельность граждан.[5] Их можно разбить на основные блоки:

• услуги образования (в том числе дополнительного – музыкального, художественного и пр.);

• услуги здравоохранения и поддержания жизнеспособности (уход за инвалидами и престарелыми, социальная помощь на дому, предоставление финансовой и материальной помощи, санаторно-курортное лечение, дома отдыха);

• услуги по обеспечению досуга (культура, спорт, информация);

• услуги по обеспечению среды обитания (благоустройство, озеленение, градостроение, содержание дорог) и содержанию жилья (жилищно-коммунальные);

• услуги транспорта и связи;

• услуги снабжения (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание);

• услуги по обеспечению правопорядка и личной защиты;

• услуги поддержки деловой активности (банки, биржи) и т.д.

Негосударственные некоммерческие организации, работающие в сфере культуры, играют роль полноценных институтов формирования и развития культуры. Это творческие союзы, цеховые союзы, фонды.

Правозащитные организации занимаются правовым консультированием и помощью наиболее социально уязвимым категориям (беженцы, бездомные, заключенные, ветераны, инвалиды, многодетные, призывники и др.), участвуют в судебных процессах в качестве общественных защитников, содействуют реформе уголовного правосудия, разработке и установлению механизмов гражданского контроля.

Экологические организации защищают право граждан на здоровую окружающую среду, проводят экологические экспертизы, осуществляют очистку территорий заповедных зон.

Молодежные и детские организации взяли на себя многие проблемы, появившиеся на этапе коммерциализации школ и развала системы профессионально-технических училищ в России.

Женские организации реализуют программы по защите репродуктивного здоровья и материнства, участвуют в обеспечении нуждающихся женщин, ищут возможности переквалификации и создания новых рабочих мест. Объединения инвалидов отстаивают права людей с аномалиями развития на «доступную среду».

Группа организаций, занимающихся национальными вопросами, одна из важнейших в России, где проживают представители почти 100 народов. Их сфера – предотвращение межнациональных конфликтов, поддержка и сохранение культурного наследия, миротворческая деятельность.

Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность огромное количество общественных организации (на 2005 год – 6549 организаций[6]), существует множество проблем, которые препятствуют более эффективной работе.

Одним из ключевых моментов здесь является репутация НКО, поскольку отношение к ним общественности оставляет желать лучшего. Представления жителей города, так же как и чиновников, бизнесменов о том, что такое некоммерческие организации, чем они заняты и в чем их роль в обществе, в целом мало изменились.

Население не знает об НКО. Даже клиенты организаций часто не понимают, кто оказывает им помощь, стремятся отблагодарить депутата, органа местного самоуправления и т.д. население недостаточно информировано о деятельности НКО, поэтому и не поддерживает их активно. НКО у широкой общественности ассоциируется преимущественно с политикой. Работа организаций в социальной сфере менее известна.

Упоминание в выступлениях политиков и СМИ на федеральном уровне общественных организаций – экологических, правозащитных – в негативном контексте мало способствует позитивному отношению к этим организациям и к НКО в целом.

С одной стороны, в Петербурге создаются новые институции для взаимодействия с третьим сектором – Законодательное Собрание рассматривает законопроект о формировании в городе Общественной Палаты и положение и Молодежном Совете при ЗакСе, сформирован Координационный Совет по взаимодействию с общественными организациями при вице-губернаторе, появились специальные структуры в районах города.

С другой стороны, эксперты особо отметили разрыв между декларативным признанием роли третьего сектора и реальным отношением государственных структур к деятельности НКО.

В большинстве государственных органов и у чиновников нет понимания того, что такое некоммерческий сектор, зачем он нужен. Слова они произносят правильные, потому что сейчас нужно работать с общественными организациями, прислушиваться к гражданскому обществу, потому что эти слова звучат сверху, иногда они даже что-то делают, они, как правило, присутствуют на большинстве встреч и мероприятий сектора, но глубокое непонимание происходящего – налицо.

Однако по сравнению с 1990-ми годами, органы государственной власти про НКО теперь знаю все больше, во всех отраслевых комитетах и районных администрациях есть ответственные за связь и работу с НКО.

НКО заинтересованы во влиянии на формирование государственной политики на всех уровнях, чтобы расширить возможности НКО и защиты интересов клиентов НКО, но опыт влияния на государственную политику у общественных организаций крайне мал.

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, взаимодействие НКО с органами власти становится все более тесным, при этом каждый преследует свои цели. Для того, чтобы понять суть этих отношений, сделаем небольшое отступление и обратимся к концептуальным основам взаимодействия госструктур с НКО.

Концептуальные основы взаимодействия государственных органов и общественных организаций базируется на понимании важности устойчивого развития гражданского общества.[7]

Именно развитие гражданского общества, в конечном счете, обеспечивает условия для деятельности различных общественных организаций. Создание сильного «третьего сектора» является показателем успешного перераспределения власти и ответственности в обществе, перехода к более демократической форме управления, так как в данном случае речь идет о расширении прямого участия различных общественных объединений не только в федеральных органах власти, но и в органах власти субъектов Федерации, в системе общественного самоуправления.

Усиление властных ресурсов гражданского общества, таким образом, означает перераспределение власти в государстве и обществе и осознание каждым гражданином своей ответственности и своего гражданского достоинства.

Становление гражданского общества в России является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан, многообразия форм гражданской инициативы общественный механизм не может эффективно функционировать, что в свою очередь делает невозможным его реформирование и развитие, а жизнь человека полноценной, стабильной и благополучной.

Как уже отмечалось, сложность и специфика российской действительности обусловлены тем, что в силу исторических причин гражданское общество и демократическое государство формируются практически одновременно и нуждаются во взаимной поддержке. Разумеется, гражданское общество невозможно установить декретом сверху. Но государство, в первую очередь посредством законодательного регулирования и разработки механизма взаимодействия, может и должно обеспечить стартовые условия для формирования институтов гражданского общества.

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер, что только благодаря гражданскому обществу власть ставится на службу человеку, становится защитницей гражданских свобод.

Литература

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 480 с.

2. Катлип С.М., Сентер Ф.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – С. 531

3. Комаровский В.С.Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Москва. Издательство РАГС, 2001

4. Королько В.В, Основы паблик рилейшнз: Учеб. Пособие, М.: Релф-бук, К.: Веклер, 2000

5. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики. – М.: «Финпресс», 2002. – 307 с.

6. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – С.41

7. Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. – Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. – С.24

8. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. // http://www.pressclub.host.ru/techn_15.htm

9. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи и общественностью: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 496 с.

10. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 442с.

Наши рекомендации