Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков

Итоговый контроль.Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение зачета.

Текущий контроль.Контроль усвоения профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов, контрольных, деловых игр.

Содержание дисциплины

Коммуникационный менеджмент: методологические основы и практика современного международного бизнеса и мировой политики. Информационные и коммуникационные потребности организации. Двуединая природа КМ, сфера его применения. Общая характеристика объектов коммуникационного менеджмента. Прикладная и целевая направленность КМ. Социально-психологические характеристики КМ. Коммуникационные модели в управленческой деятельности. Критерии оценки эффективности КМ. Коммуникационный менеджмент и паблицитный капитал. Синергетический эффект в интегрированном коммуникационном менеджменте. Основные направления коммуникационного менеджмента в политике и бизнесе. КМ и менеджмент коммуникаций.

Коммуникационный менеджмент в кризисных ситуациях (КМК). Планирование кризисных коммуникаций. Типология кризисов. Основные стадии кризисного развития.

Возможность, необходимость и проблематика КМК. Особенности КМК в ведущих странах Европы и США. Важность освоения основ КМК государственными служащими высокого ранга, топ-менеджментом компаний, руководителями образовательных учреждений.

Исследование и селективная идентификация проблем. Внимание к сильным и слабым местам. Установление отношений с независимыми экспертами. Планирование отношений со СМИ и различными группами общественности. Планирование КМК в направлении «извне - во внутрь». Три команды для управления кризисом: главный штаб, оперативный центр и группа кризисных коммуникаций. Их функции и взаимодействие. Кейсы кризисных коммуникаций в Европе и США.

Группа кризных кроммуникаций и еедеятельность Группа кризисных коммуникаций и принципы ее комплектования, основные сферы деятельности. Спикер организации и другие коммуникаторы. Налаживание работы информационного центра (пресс-центра). Аутсоринг в кризисных коммуникациях: за и против.

Правила кризисных коммуникаций. Факторы усложняющие кризисные коммуникации. Повышение спроса на информацию и некоторые особенности ее психологического восприятия в условиях кризиса. Как справиться с отрицательной информацией. На какие вопросы надо всегда иметь ответ.

Оценка коммуникаций с наступлением кризиса. Выбор адекватной модели коммуникационного управления. Ключевые факторы коммуникационного менеджмента. Адресность информационных потоков. Выделение «неотложных» аудиторий и формирование ключевых сообщений. Исключительная роль персонала в коммуникационном процессе, уровни вовлеченности, заинтересованности, ответственности, компетентности и дифференциация восприятия происшедшего сотрудниками. Оценка обществом поведения руководства и возможности ее корректировки. Типичные ошибки политических лидеров и руководителей бизнеса в Европе и северной Америке.Работа с периферийными группами общественности. Метод обратной связи в кризисных коммуникациях.

Новостной менеджмент и лоббистская деятельность. Новость. Как событийно-новостная сфера воздействует на деловую жизнь. Что такое новости. Новость и событие. Характерные черты значимого события. Символический мир новостей и действительность. Особенности спин-пространства. Влияние различных точек зрения на восприятие события общественным и индивидуальным сознанием. Вектор новости. Память о новостях. «Новостная атака» на сознание и усложнение процесса принятия управленческих решений и маркетинговых коммуникаций. Как событийно-новостная сфера воздействует на деловую жизнь. Границы влияния СМИ.

Спиндоктор, или менеджмент новостей: цели, функции, средства. Создание новости. Какие характеристики формирования новостной сферы подлежат управлению. Помощь спиндоктора в планировании событий. Приемы усиления и ослабления воздействия новости на общество: дифференцированный характер воздействия. Основной и дополнительный вес новости. Подготовка ожиданий целевых аудиторий, фиксация успеха, создание слоганов и звуковых цитат (soundbites). Этапы жизни события в «новостной» плоскости. Помощь спиндоктора в планировании событий. Использование новостного менеджмента США в военных конфликтах и спецоперациях в Ираке, на Балканах и Кавказе.

Лоббистская деятельность и ее коммуникационная поддержка. Основные особенности и трудности практической организации коммуникационной поддержки в США и странах Евросоюза. Коммуникационные технологии «нападения» и «защиты» в условиях столкновения интересов лоббирующих структур.

Коммуникационная безопасность и нейтрализация манипулятивных технологий. Информационная и коммуникационная безопасность (КБ) на уровне государства и отдельной организации. Основные направления КБ в Европе и Северной Америке:

· исследования коммуникационных рисков и проблем государства (организации);

· системный контроль за управлением государственных и корпоративных информационных холдингов;

· нейтрализация враждебных манипуляций в СМИ;

· контроль распространения слухов и других видов неформальных коммуникаций;

· организация коммуникационной защиты населения страны / персонала организации и целевых групп общественности;

· использование коммуникативных технологий для нейтрализации сбоев в работе служб безопасности;

· взаимодействие в сфере КБ с органами государственной власти и корпоративными партнерами;

· организация тренингов в области коммуникационной безопасности.

Манипулятивное воздействие на государственные структуры, население и отдельные организации организацию на различных стадиях событийно-новостного развития: манипуляции при подготовке новостных ожиданий человеческих аудиторий, создании новости, ее трансляции, обработки данных, интерпретации, обратной связи. Особенности новостных манипуляций в СМИ. Слухи как средство манипулятивного воздействия. Утечки информации. Фактоиды. Запланированные ассоциации. Мнение авторитетного посредника. Дезинформация, информационные подделки, имитации. Эксплуатация героико-романтических и популярных образов в новостном контексте. Подделка опросов и рейтингов. Манипулятивная деформация коммуникационного менеджмента против долгосрочных интересов общества и бизнеса.

Репутационный менеджмент (РМ) как функциональная составляющая коммуникационного менеджмента. Определения РМ, некоторые подходы к оценке репутации. Современный взгляд на репутацию как нематериальный актив капитализации (государства и компании). Паблисити, имидж и репутация: общее и особенное. Отрицательная и положительная репутация. Управление репутацией - одна из важнейших составляющих стратегического планирования государственной и корпоративной политики. Влияние репутации компании на привлечение инвестиций. Необходимые условия формирования репутации государственных и бизнес-субъектов. Социальная ответственность бизнеса и репутация. Основные факторы РМ.

Интенсивность присутствия в информационном пространстве как важная составляющая репутационного менеджмента. Эффективное построение внешних коммуникаций организации, разработка и выпуск корпоративного медиа-продукта (газеты, радио, ТВ, Web-сайт). Формирование репутации как презентация субъекта информационного процесса.

Репутационные технологии и их компоненты: смысловое назначение, информационный продукт, техническое обеспечение, организационные формы.

Коммуникационный менеджмент в мультикультурной среде.

КМ и общемировая среда. Культура общественных групп как фактор КМ. Типы культур и их коммуникативные особенности. Западная и Восточные деловые культуры (индивидуализм и коллективизм, иерархичность и эгалитаризм, прямолинейность и учтивость, фактор времени, маскулинность и феминность, отношение к компании и менеджмент).

Факторы глобализации и их связь с КМ: экологические проблемы, социально-экономическая отсталость и бедность большинства наций, развитие глобальных коммуникаций и формирование унифицированной массовой культуры и др. Переговорный процесс в мультикультурной среде.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

Берлин А.Д., Григор Г.Э. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. - М., 2005.

Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. Под ред. В.М. Шепеля. М., 2004.

Коммуникационный менеджмент в мировой политике и бизнесе. Т.1-2. М., МЦСПИК, РНВШУ АНХ. Под ред. Е. Н. Пашенцева. М., 2007.

Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. М., 2009.

Коммуникационный менеджмент. Учебно-методический комплекс магистратуры по специализации «Коммуникационный менеджмент». Под общей научной редакцией Е. Н. Пашенцева. Отв. Ред.Д.Ю.Базаркина. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга и БФРГТЗ «Слово», при поддержке Центра коммуникационного менеджмента РНВШУ РАНХиГС при Президенте РФ, специализации «Коммуникационный менеджмент» философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, секции «Коммуникационный менеджмент в мировой политике и бизнесе» Международной ассоциации исследований Центральной и Восточной Европы (CEEISA) и Международной сети экспертов EURUCMNET.2011.

Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля. Т. 10: Коммуникационный менеджмент как новый фактор мировой политики и международных отношений / под ред. Е. Н. Пашенцева. Российская ассоциация международных исследований, МГИМО-Университет. М., 2007.

Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. М., 2009.

Олейник И., Лапшов А. Плюс/Минус. Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003.

Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. М., 2005.

Орлова Т.М. Коммуникационый менеджмент в управлении экономическими системами. М., 2002.

Пашенцев Е.Н.Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М., 2012.

Паблик рилейшнз и коммуникационный менеджмент: зарубежный опыт. Под ред. Е.Н.Пашенцева. М., 2006.

Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.

Почепцов Г.Г. Спиндоктор. М., 1999.

Толстых П.А. Практика и особенности лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. М., 2005.

Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. М., 2003.

The Rising Role of Communication Management in World Politics and Business. Moscow. ICSPSC, CMC ANE under the Government of RF. 2009.

Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). Любое издание.

Шипунов С. Харизматичный оратор. М., 2009.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб., 2010

Статьи рубрики «Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация» журнала «Государственное управление. Электронный Вестник» NN, начиная с N33 http://e-journal.spa.msu.ru/Publ.html

Дополнительная литература (2000 – 2012 гг.)

Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2002.

Базаркина Д.Ю. Ультралевый терроризм в ФРГ: Основные направления деятельности «Фракции Красной армии» (РАФ) и ее коммуникационное сопровождение (1971 – 1992 гг.). – М., 2010.

Баринов В.А. Антикризисное управление. М., 2002.

Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М., 2001.

Карбасова О.В. Коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции. М., МЦСПИК, РНВШУ АНХ, 2010.

Казаков А. Репутационные технологии: практическое применение // БОСС, № 10 – 2003.

Коляда Е. Компоненты репутации // БОСС, № 6 – 2000 г.

Кочетков В.В. Деловые культуры в международном сотрудничестве. М., 2002.

Красавский Н.А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград, 2001.

Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б.. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. — М.: Горячая линия — Телеком. 2009.

Моисеев А. Репутация – неоценимый капитал компании // Со-общение, Спецвыпуск, октябрь 2000 г.

Олейник И., Лапшов А. Плюс/Минус. Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003.

Панарин И. Н. Информационная война и Россия. М., 2000.

Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте. М., 2002.

Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.

Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2002.

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000.

Родионов Н. Антикризисный менеджмент. М, 2001.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М. СПб., 2001.

Щербатых Ю. В. Искусство избежать обмана. М., 2003.

Дополнительная литература (до 2000 г.)

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. Пер. с нем.. СПб., 1997.

Землянова Л.М.Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

Почепцов Г.Г. Спиндоктор. М., 1999.

Стровский Д.Л. Паблик рилейшнз в конфликтах и экстремальных ситуациях: учебное пособие по курсу организации техники внешнеэкономической деятельности. Екатеринбург, 1996.

Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М. 1998.

Crisis Management (Краткий курс)// Советник. 1998. № 8-12. 1999. № 1-3.

Литература на иностранных языках

Alanyá B., Doherty A., Hoedeman O., Ma'anit A. und Wesselius E. Konzern Europa. Die unkontrollierte Macht der Unternehmen. Zürich, 2001.

Blumler J. The Crisis in Public Communication. New York, 2012.

Autret F. Les manipulateurs, le pouvoirs des lobbys. Denoël Impacts, 2003.

Carter W. Communication Skills. London, 1995.

Clamen M. Le lobbying et ses secrets. Dunod, 2000.

Clamen M. Pratique du lobbying. Dunod, 2002;

Coates D., Krieger J. Blairr’s War. London, 2011.

Decker B. How to Communicate Effectively. London, 1989.

Dougherty D. Crisis Communications: What Every Executive Needs to Know. New York, 1992.

Dowling Grahame R. Corporate Reputations: Strategies for Developing the Corporate Brand. London, 1994.

Ducatte J. C. La Gestion de l’influence. Liaisons, 1998.

Ebrenborg J., Mattock J. Powerful Presentations. London, 1993.

Euro-Guide 2005. Yearbook of the Institutions of the European Union and of Other European Organizations. Bernan Assoc., 2006.

Farmer Betty I., Top Management Communication During Crises: Guidelines and a 'Perfect Example' of a Crisis Leader//Public Relations Quarterly, Summer 2005. Vol. 50, Issue 2. P.27-31.

Grunig Larissa A., Grunig James E., Dozier David M., Excellence in Public Relations and Communication Management. Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

Grunig Larissa A., Grunig James E., Dozier David M., Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

Guide to Media Evaluation. London, 1997.

Guillaume M. L’Empire des réseaux. Descartes & Cie., 1999.

Hurst B. The Handbook of communication skills. London, 1991.

International Encyclopedia of Communications. New York-Oxford, 1989. Vol. 1.

Kyrou D. Lobbying the European Comission: The Case of Air Transport. Ashgate Pub. Co., 2001.

Le Picard O., Bouvier N. et Adler J. C. Lobbying, les règles du jeu. Editions d’Organisation, 2000.

Lobbying in the Europian Union. Euroconfidentiel SA, 2001.

Ray Michael L., Advertising and Communication Management. .Prentice Hall College, 1981.

Regester M. & Larking J. Risk Issues and Crises Management. A. Casebook of Best Practice. London, 1997.

Renkema Jan. Undercover Research into Text Quality as a Tool for Communication Management: The Case of the Dutch Tax Department // Janssen Daniel (ed. and introd.); Neutelings R., (ed. and introd.).

Ruler B., van, Vercic D., Public Relations and Communication Management in Europe, Moulton Publishers, 2004;

Seekings D. How to Organise Effective Conferences and Meetings. London, 1992.

Schmidt U. Bedienungsanleitung als Kommunikationsmittel. Eine Einfiihrung. Essen, 1996.

Seingry G.-F. Euro-Lobbying 2003: Directory of European Union Trade and Professional Associations. Bernan Assoc., 2004.

Survey Shows Public Affairs Emerging as Top Management Function // Public Relations Quarterly, Summer 2000. Vol. 45. Issue 2. P. 30 etc.

21st Century Media. Shaping the Democratic Vision. Media Manifesto. London, 1998.

The Power of the Media and How to Measure It. London, 1997. Top European Agencies 1997. A PR Week Supplement. London, 1997.

Thomson S., John Steven. A. Public Affairs in Practice: A Practical Guide to Lobbying (PR in Practice): Ashgate Publishing, 2000.

Yadin D. Creating Effective Marketing Communications. London, 1994.

Your Union at Work. National Union of Journalists Report 1995. London, 1995.

Наши рекомендации