Методы и приемы PR

Большое значение для эффективной деятельности на рынках имеет работа с общественностью — паблик рилейшенз. Маркетоло­ги и менеджеры преуспевающих зарубежных компаний считают, что паблик рилейшенз действует даже более эффективно и надеж­но чем реклама, и обходится дешевле.

Задача паблик рилейшенз состоит в том, чтобы сформировать надлежащий авторитет фирмы среди потребителей, правитель­ственных и деловых кругов, укрепить доверительные отношения между фирмой, целевым рынком и партнером по бизнесу.

Безусловно, фирме, впервые появившейся на зарубежном рын­ке, невозможно охватить весь комплекс паблик рилейшенз, но по мере накопления определенного опыта она будет вынуждена уде­лять данным вопросам все больше и больше внимания. Считается, что паблик рилейшенз на сегодняшний день — одно из самых эф­фективных средств завоевания приверженности целевых потреби­телей и поддержания конкурентоспособности на внутренних и зарубежных рынках.

Паблик рилейшенз могут с успехом пользоваться компании для расширения их зарубежной деятельности, развития экспортной базы. Хорошо поставленная работа способствует установлению вы­годных деловых связей и может применяться на зарубежных рын­ках в различных сферах.

Цель программы паблик рилейшенз в сфере зарубежной дея­тельности сводится к защите и повышению репутации экспорти­руемых товаров (услуг) не только определенной компании или от­расли, но и страны, в которой они изготовлены. Может показаться, что последняя задача касается лишь монопольных государственных экспортеров. Однако практика свидетельствует, что результаты внешнеэкономической деятельности большинства предприятий останутся низкими, если товары данной страны в целом не пользу­ются достойной репутацией.

Многие отраслевые ассоциации успешно внедряют практику паблик рилейшенз в зарубежную деятельность своих членов, при­давая ей первостепенное значение. Коллективные и индивидуаль­ные программы паблик рилейшенз требуют относительно ограни­ченных финансовых средств. Их основными разработчиками и от­ветственными исполнителями являются специальные подразделе­ния паблик рилейшенз предприятий, а также сторонние специали­зированные фирмы, оказывающие данные услуги.

Детально изучить специфику общественного мнения и механиз­ма средств массовой информации другой страны довольно сложно. Однако именно их информация с использованием средств паблик рилейшенз должна составлять основу успеха компании

При работе за рубежом в большинстве случаев приходится при­бегать к услугам профессиональных служб. Преимущество от ис­пользования услуг организаций, располагающих надежной систе­мой международных связей, заключается в том, что контроль за проводимыми ими мероприятиями может осуществляться непо­средственно в стране-импортере, с привлечением местных специа­листов. Степень использования различных средств паблик рилейшенз в рекламных кампаниях во многом зависит от конкретной страны и номенклатуры экспортных товаров и услуг. Для оценки местных условий, выбора необходимых средств информации, под­готовки и рассылки материалов, способных оказать практическую помощь экспортерам необходимо привлекать опытных специалис­тов.

Как правило, к числу компаний, экспортные дела которых идут хорошо, принадлежат те, чьи руководители выезжают в зарубеж­ные командировки. Эти поездки носят обычно деловой характер, но нередко бизнесмены встречаются с местными обществами, вы­ступают по радио и на телевидении. Реклама их деятельности на­правлена на то, чтобы показать всей стране, сколько они на самом деле прилагают усилий, чтобы защитить природу, сохранить здоро­вье населения, принести стране валюту и т. д.

Успех товара на международном рынке во многом зависит от та­кого вида продвижения как паблисити. Паблисити — это нелич­ностное стимулирование спроса на товар, услугу или вид деятельно­сти посредством публикаций или благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются заинте­ресованным лицом. Для того чтобы специальное событие или ин­формация стали паблисити, о них необходимо информировать по­лезную аудиторию.

Событие — это только повод для паблисити, но не само паблиси­ти. Например, оплаченная реклама не является паблисити, но если заинтересованное лицо сообщает издателю делового издания о на­чале новой рекламной кампании, раскрывает ее сущность и предо­ставляет интересные факты, связанные с ее проведением, и если из­датель упомянет о ней в газете, на радио или телевидении, то в этом случае данная информация станет паблисити.

Следует остановиться на некоторых моментах, которые необхо­димо учитывать при проведении паблисити. Прежде всего, это осо­бенности географического размещения и широты распространения паблисити. Для каждого продукта и для каждой услуги есть свои границы распространения. Они могут быть определены пределами округа, в котором предприятие располагается, где рас­пространяется производимый им продукт, или территориями, на ко­торых он продается. Необходимо помнить о том, что обычно большая часть усилий по формированию паблисити на территориях, находящихся за грани­цами сферы деятельности предприятия, тратится попусту. Напри­мер, если сфера деятельности фирмы находится в пределах границ района или города, то именно на этой территории оно и должно кон центрировать свои усилия по проведению кампании паблисити. Если же масштабы деятельности региональные или даже националь­ны, то и кампания паблисити должна им соответствовать. Каждый товар, каждая услуга, каждый бизнес имеют своих потребителей.

Хорошо спланированная программа в этой области позволяет быстро находить правильные решения для достижения поставлен­ных задач на внешних и внутренних рынках.

Наши рекомендации