Революционное движение 60-70х гг. 19века.
В 60 - 70-е гг. консервативно-реакционныйлагерь в русском общественном движении выступал против политики реформ. Реакционеры бдительно охраняли те традиционные российские установления, которые пока не были поколеблены реформами: самодержавная власть царя, сословные различия, угнетение национальных окраин и т.п. М.Н. Катков, издатель газеты «Московские ведомости». Со страниц его газеты звучали призывы к ужесточению власти, усилению роли дворянства, к борьбе против реформаторов и «нигилистов», сохранение единства империи, русификация его народов.
Либералыв 60 - 70-е гг. продолжают активно бороться за реформы. Особенно популярной становится среди них идея общероссийского представительного органа, который бы избирался всем населением и выражал его интересы. Многие либералы полагали, что такой орган сможет ужиться с самодержавием и не выступали за отмену последнего в ближайшем будущем. Но более решительные из них (например, И.С. Аксаков) пришли к мысли о необходимости уничтожения этого института; они настаивали также на ликвидации привилегий дворянства, защите прав личности, осуществлении гласности, свободы слова и веротерпимости. Основная деятельность либерального лагеря протекала открыто, и главной её ареной являлись земские и отчасти городские органы самоуправления. Используя их, либеральная интеллигенция очень многое делала для развития общественной жизни, культуры и экономики в стране. Активными деятелями данного направления выступали в это время Б.Н. Чичерин, Ю.Ф. Самарин, Н.И. Тургенев, М.М. Стасюлевич и др.
Демократическоедвижение в характеризуемый период отличается сложностью, а с середины 70-х гг. приобретает большой размах и оказывает сильное воздействие на политику властей. В демократическом движении 1863 - 1870 гг. ясно определяется мирное, реформистское течение, которое выглядит более серьезным и основательным в сравнении с другим течением - революционным. Шестидесятники боролись, прежде всего, за ликвидацию феодализма и его остатков; социализм был для них далекой перспективой - да и то не для всех. Среди демократов реформистского толка был уже упоминавшийся знаменитый писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. Путь к демократии и народному благоденствию он видел в сплочении интеллигенции, просвещении и реформах. Демократы-реформисты 60-х гг. сыграли большую роль в развитии общественного движения и культуры в стране. Революционная тенденция постепенно убывает и заметно деградирует. Известны, например, такие объединения революционеров, как «Земля и воля» (1862 - 1864) и кружок Н. Ишутина (1863 - 1866). Для них были характерны надежды на крестьянскую революцию - и быстрое разочарование в них. «Земля и воля» поэтому самораспустилась, а ишутинцы склонились к разного рода сомнительным методам: лидер кружка стал проповедовать иезуитский принцип «цель оправдывает средства» и создал тайную группу «Ад», которая планировала вызвать в стране бунт с помощью цареубийства; отсюда и вышел Д. Каракозов. Покушение же Каракозова привело к разгрому кружка и аресту многих его членов. «Народная расправа» (1869 - 1870). Её руководитель С. Нечаев понимал революцию как всеобщее разрушение, и народ в его сознании был лишь средством для неё. Нечаев установил диктаторский режим. Когда же один из её участников, студент И. Иванов, посмел протестовать против этого, Нечаев организовал его убийство. После этого «лидер» бежал за границу, организация его была раскрыта, да и он сам в конце концов оказался в крепости, где и умер через несколько лет. «Нечаевщина» произвела на современников тяжелое впечатление. Почти все революционеры и социалисты наперебой спешили отмежеваться от нее.
Происходившие в стране социально-экономические процессы - резкое ослабление феодальных институтов и развитие капитализма - привели к коренному перелому в демократическом движении: на смену шестидесятничеству пришло народничество.
Народничество - это идеология и практика русской демократической интеллигенции 70 - 90-х гг. XIX в. Ориентация на крестьянство и взгляд на социализм как на конечную цель движения. Они считали, что главной опасностью для крестьянства уже стал капитализм, и борьба с ним выступила у них на первое место. Альтернативой капитализму мог быть, по их убеждению, только социализм. Отсюда основная и ближайшая цель народников: остановить развитие капитализма в России и направить страну по социалистическому пути. Основными теоретиками народничества были в 70-е гг. Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров и М.А. Бакунин. Народничество - как идеология, а затем и как практика - возникло на рубеже 60 - 70-х гг. и сразу проявилось в двух формах: мирной и революционной. Впоследствии в связи с небывалым развитием террористической деятельности народников можно будет говорить и о третьей разновидности народничества - террористической.
Народники мирной формации главное значение придавали развитию крестьянского хозяйства и крестьянской общины; первое, как они полагали, поможет крестьянству отразить разлагающее влияние капитализма, а второе постепенно приведет его, а с ним и все общество, к социализму. Однако крестьянство, по их убеждению, не могло выполнить эти задачи самостоятельно, поэтому интеллигенция должна была помочь земледельцам и возглавить весь процесс. Н.К. Михайловский. К концу 70-х гг. он преодолевает свойственный ему ранее аполитизм и начинает кампанию за гражданские свободы в России. Одновременно сотрудничает в нелегальных изданиях, где призывает, в частности, к борьбе за конституцию. Деятельность народников мирной формации была энергичной, плодотворной и принесла большую пользу стране и ее культуре.
Часть народнических теоретиков стояла за революционный переход к социализму. Лавров (интеллигенция должна двинуться в деревню для пропаганды социализма в крестьянской среде; затем следует поднимать крестьян на социалистическую революцию). Бакунин (среди селян пропагандировать не надо, задача интеллигенции состоит в том, чтобы пойти в народ - но только затем, чтобы объединить его для немедленного всеобщего бунта). Ткачев (народ, по его убеждению, был консервативным, темным и забитым, а потому и не способным к революции; возлагал надежды на небольшую тайную организацию, которая вначале с помощью террора дезорганизует правительство, а затем захватит власть и установит революционную диктатуру, в условиях которой общество и совершит переход к социализму).
Первой формой практической активности революционных народников стало создание и деятельность кружков, преимущественно студенческих по составу (кружки Н. Чайковского). В недрах таких кружков и началась подготовка к тесному сближению с народом, к походу в деревню. Весной 1874 г. из многих городов почти одновременно масса молодых людей двинулась в деревню; началось знаменитое хождение в народ. Движение в народ было в целом стихийным, никакого общего центра не существовало. Однако некоторые элементы организованности все же можно обнаружить - в создании явок, в передаче друг другу агитационной литературы, в появлении «мастерских» для изготовления одежды. Дело в том, что революционеры, чтобы быть понятнее народу, а заодно и обезопасить себя от властей, часто старались выдать себя за крестьян, для чего обряжались в крестьянские одеяния, отпускали окладистые бороды и овладевали каким-нибудь сельским ремеслом. Однако, несмотря на все старания, на размах движения и самоотверженность его участников, хождение потерпело полный крах: крестьянство в подавляющем большинстве случаев не воспринимало ни социалистических, ни революционных идей. Между тем правительство, напуганное масштабами «крамолы», приняло решительные меры. Начались массовые аресты, были устроены два крупных судебных процесса, многие народники угодили в тюрьму, на каторгу или ссылку. Хождение пошло на убыль.
В этих условиях революционеры попытались изменить тактику. Они решили, что дело пойдет лучше, если создать единую централизованную организацию и вести пропаганду путем устройства в деревне постоянных поселений - под видом школ, кузниц, фельдшерских пунктов и т.п. Такая организация образовалась в 1876 г.; это была «Земля и воля» (название пришло из 60-х гг.), которая и занялась основанием поселений. Но хотя некоторые из поселений действовали очень активно, итог в целом оказался столь же неутешительным: крестьянство по-прежнему проявляло равнодушие, а полиция действовала ещё более эффективно. Они рассудили так: мы не можем убедить крестьянство главным образом потому, что нам мешают власти; для успешной работы в деревне, следовательно, нужны условия, а именно гражданские свободы; значит, первоначальной целью теперь должно стать завоевание таких свобод, т.е. политическая борьба. Так в «Земле и воле» возникло течение «политиков», которым противостояли «деревенщики» - сторонники продолжения непосредственной работы с крестьянством. Но у «политиков» была важная особенность: в условиях России они видели только один путь к завоеванию гражданских свобод - террор, с помощью которого можно было бы запугать правительство и вынудить его к политическим уступкам. Были совершены первые террористические акты.
Летом 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две новые организации - «Черный передел» и «Народную волю». Первая состояла из «деревенщиков»; ее возглавили Г. Плеханов, Л. Дейч, П. Аксельрод. Во вторую вошли «политики»: А. Михайлов, А. Желябов, С. Перовская, В. Фигнер и др. «Черный передел» не сыграл заметной роли в общественном движении. Зато «Народная воля» сделалась знаменитой. Сначала в сознании народовольцев террор стал восприниматься не как путь к завоеванию политических свобод ради будущей крестьянской революции, а как средство дезорганизации власти во имя иной революции, которую должна была свершить сама «Народная воля». Сначала 80-х гг. - стала смотреть на террор как на средство заменить революцию, т.е. добиться целей революции, не совершая ее. Тем самым народовольцы положили начало террористческому течению в народничестве, отличному от собственно революционного. Террор стал для «Народной воли» главным средством борьбы. В пользу террора возникло несколько побуждений: 1) стремление добиться политических свобод в интересах подготовки крестьянской революции; 2) дезорганизация власти ради революции без народа, по ткачевскому варианту; 3) террор как средство заменить революцию. Был и четвертый мотив: месть властям за те или иные их действия против революционеров. С возникновением «Народной воли» террор, а особенно стремление к цареубийству, заметно усиливается. Одно за другим устраиваются покушения на Александра II. Убийство царя 1марта 1881г.