Общая характеристика правового регулирования прав, свобод и обязанностей
Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения — Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране — исторической родине, против которой восстали колонисты.
Спустя 22 дня после Виргинской декларации — 4 июля 1776 г. принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: "Все люди сотворены равными и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства". Принятые в ходе освободительной борьбы конституции штатов также признавали ключевой идеей своего содержания права человека.
Следующим шагом на пути "обеспечения благ свободы" явилась Конституция США 1787 г. Однако непосредственное словесное отражение в ней получили лишь отдельные, весьма немногочисленные права и свободы. Так, Конституция запретила приостановку действия привилегии хабеас корпус, если только этого не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения (разд. 9 ст. I). В ст. III (разд. 2) Конституция предписывает все дела о преступлениях рассматривать судами присяжных. Она запретила принятие законов об опале (назначение наказания без судебного разбирательства) и законов, имеющих обратную силу (разд. 9 ст. I). Конституция запретила лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену (разд. 3 ст. III), и установила равенство прав граждан различных штатов (разд. 2 ст. IV). Статья VI Конституции запрещает проверку религиозной принадлежности в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Вот и все права и свободы человека, которые первоначально провозгласил высший закон США. Нетрудно заметить, что он обошел молчанием вопрос о рабстве, существовавшем в ряде штатов, не упомянул о неотъемлемом характере прав человека, не содержал целостного регулирования прав человека и гражданина.
"Отцы-основатели" обосновывали этот факт различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах, поскольку содержит главные гарантии таких прав в виде разделения властей, сильных и независимых судов, выборности парламентариев и Президента и т. д. Поэтому вербальное утверждение прав и свобод они полагали конституционным излишеством: будучи естественными, права, дескать, не нуждаются в позитивном формулировании. Важным аргументом в пользу отсутствия в Конституции перечня важнейших прав и свобод служило и то, что они уже были записаны в конституциях штатов.
Однако в некоторых штатах (Род-Айленд, Северная Каролина) такой подход не нашел поддержки. Они требовали дополнить Конституцию Биллем о правах под угрозой отказа от ее ратификации. Их позиция мотивировалась тем, что сильная власть центрального правительства представляет собой наибольшую угрозу правам человека. Поэтому именно федеральная Конституция (а не только конституции штатов) должна взять на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. А для этого важнейшие из них должны быть провозглашены и стать тем самым ограничителями власти центрального правительства. В конце концов такая позиция возобладала.
В 1789 г. Конгрессу были представлены 10 поправок к Конституции, касающиеся прав и свобод человека. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. и получили, как мы упомянули выше, наименование Билль о правах.
Билль о правах весьма своеобразно гарантирует права и свободы, используя негативный способ их формулирования. Тем самым его создатели подтвердили свою приверженность идеям естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего стремлении не допустить произвола государственной власти, установить ее пределы по отношению к человеку. В связи с этим и появилась формула "Конгресс не должен...". На естественно-правовой концепции основывается и IX поправка, установившая, что "перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом".
Нормы о правах и свободах содержатся и в ряде других поправок к Конституции, внесенных в нее после принятия Билля о правах. Девять из них непосредственно касаются прав и свобод.
Наибольшее внимание в Конституции США и поправках к ней уделяется политическим и гражданским правам и свободам, а среди экономических прав конституционное оформление получило лишь право частной собственности (поправки V и XIV).
Помимо самой Конституции источниками регулирования прав и свобод человека и гражданина являются акты Конгресса и Президента, судебные прецеденты, конституционные обычаи, а также конституции и законодательство штатов. Указанные источники существенно развивают, дополняют и интерпретируют конституционные положения о правах и свободах.
При этом права и свободы, прямо зафиксированные в Конституции (включая поправки), или те, которые признаны судами подразумеваемыми, вытекающими из ее духа, относятся доктриной и судебной практикой к числу фундаментальных, т. е. конституционных, пользующихся конституционной защитой. К подразумеваемым Конституцией правам Верховный суд отнес, например, в 1958 г. свободу ассоциаций, а в 1981 г. — "право вступать в брак, производить потомство, право ездить в другие штаты"*. Юридическое значение разделения всех прав на фундаментальные и иные состоит в том, что неконституционным может быть признан только тот закон, который нарушает фундаментальные права. Как уже отмечалось, в отличие от большинства современных государств в США до сих пор не признается конституционного, основополагающего значения за большинством прав социального, экономического и культурного характера. Но и фундаментальные права неоднородны. Среди них особо выделяются права предпочтительные, т. е. особо значимые. К числу последних относятся права и свободы, провозглашенные I поправкой к Конституции.
* См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 158.
Субъекты прав и свобод обозначаются в тексте Конституции США терминами "народ" и "граждане". При этом понятие "народ" используется в различных значениях. Чаще всего оно употребляется, когда речь идет о правах физических лиц, находящихся на территории США, независимо от их расы, пола, возраста и других особенностей (поправки I, II, IV, IX, X). Если же речь идет о вопросах, связанных с осуществлением публичной власти, народного суверенитета, то слово "народ", по мнению одних авторов, обозначает совокупность всех граждан, т. е. "людей, образующих государство"* а по утверждению других — избирательный корпус, т. е. совокупность "граждан, которым предоставлено избирательное право" (преамбула, поправка XVII)**.
*Garner В. A. A Dictionary of Modern Legal Usage. 2nd ed. N. Y., 1995. P. 648—649.
** Black's Law Dictionary. 6lhed. N. Y., 1990. P. 1135.
Важнейшим элементом правового статуса человека и гражданина, основой личной свободы является принцип равноправия. Он вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституций и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также "равную защиту закона". Данный принцип по-разному трактовался законодательством и судами в различные исторические периоды. При этом если на начальном этапе существования американского государства первостепенное значение имел региональный аспект принципа равноправия, а сам он распространялся только на белых американцев, то в XIX, а особенно в XX в. громко зазвучала проблема гарантированности прав меньшинств, прежде всего этнических. К числу таковых принято относить испаноязычное население, т. е. выходцев из латиноамериканских государств (около 17 млн. человек, или 7% населения), афроамериканцев (27 млн., т. е. чуть менее 10%), коренное население Североамериканского континента — индейцев, эскимосов, алеутов (1,5 млн., т. е. немного более 0,5%), а также представителей азиатских этнических групп (немногим более 4 млн., т. е. чуть меньше 2%).
Традиционно наиболее остра в США проблема дискриминации негров. Первые шаги на пути ее преодоления были предприняты еще в прошлом веке. В 1807 г. Конгресс принял акт, запретивший с января 1808 г. ввоз в США невольников. В 1865 г. XIII поправкой к Конституции было отменено рабство. В 1875 г., в период Реконструкции Юга после окончания Гражданской войны, Конгресс принял первый Акт о гражданских правах, запретивший всякую "дискриминацию по признаку расы и цвета кожи". Однако Верховный суд США признал его неконституционным на том основании, что поправка XIV к Конституции запрещает дискриминационные действия лишь публичной власти, но не частных лиц.
Таким образом, в рассматриваемый период попытка прекратить практику дискриминации по расовому признаку не удалась. Более того, политика дискриминации обрела новую форму, выразившись в принятии как Союзом, так и штатами целого ряда законов о сегрегации. Начало такому законодательству положил Акт о содействии комфорту пассажиров (закон Джима Кроу), принятый в 1890 г. в Луизиане и предписывавший белым и черным ездить только в различных вагонах. В дальнейшем законы о сегрегации установили правила о раздельном обучении, проживании в гостиницах, посещении ресторанов, наконец, на федеральном уровне — о раздельной службе в армии. Последнее требование было отменено Президентом Гарри Трумэном во время Второй мировой войны. В других же сферах сегрегация господствовала вплоть до середины 50-х гг. XX в. Позиция судов в этом вопросе начала меняться только после того, как в 1954 г. Верховный суд США в решении по делу Браун против Комитета по образованию признал закон о сегрегации школьного обучения штата Канзас неконституционным. Это решение было поддержано Конгрессом, который в 1957 г. принял Акт о гражданских правах, учредивший Комиссию по гражданским правам — федеральное независимое ведомство, входящее в систему исполнительной власти. Положения Акта 1957 г. были дополнены Актом о гражданских правах I960 г., но оба они носили по большей части декларативный характер и конкретных гарантий равноправия не содержали.
В 1964 г. был принят следующий Акт о гражданских правах, запретивший всякую дискриминацию по расовому признаку, в том числе в форме сегрегации. Акт объявлял незаконной расовую дискриминацию при составлении списков избирателей, при обслуживании в общественных местах, при найме, продвижении по работе и увольнении, в деятельности профсоюзов. Однако очень скоро выяснилось, что разрушить правовые барьеры дискриминации недостаточно для установления подлинно равных возможностей черных и белых. Необходимы программы содействия чернокожим американцам в осуществлении ими своих прав.
Стремясь уничтожить фактические последствия многолетней дискриминации чернокожего населения, Верховный суд ввел в конституционное право доктрину "положительных действий". Она была сформулирована в решении по делу Бэкк против Каролинского университета (г. Дэвис штата Калифорния). Алан Бэкк, белый, подал заявление для поступления в медицинскую школу университета Каролины. В целях облегчения поступления в школу представителям меньшинств школа имела квоту, в пределах которой резервировались места за чернокожими и другими меньшинствами. Школа отвергла Бэкка, но приняла негров, чей образовательный уровень был, по мнению Бэкка, гораздо ниже, чем у него. Бэкк счел, что тем самым нарушены его конституционные права, и обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда США, который вынес весьма противоречивое решение. Отменив систему квот медицинской школы, Суд вместе с тем постановил, что учет расы человека в целях компенсации результатов долгой социальной дискриминации не нарушает в принципе конституционных положений о равноправии. Такая позиция, так же, как и система квот и иных "положительных действий", была встречена общественным мнением неоднозначно. Часть белого населения восприняла такой подход как "дискриминацию наоборот". Влияние этой точки зрения усилилось в 80-е гг., в результате чего Верховный суд отказался от доктрины "положительных действий", мотивируя свое решение борьбой с "дискриминацией наоборот".
Такая позиция была подтверждена Верховным судом и в 90-е гг. В июне 1995 г. он вновь заявил о неконституционности программ "положительных действий" (причем не только для этнических групп, но и в отношении женщин), допустив их лишь в рамках "отдельных институтов и местностей, требующих принятия особых мер против дискриминации". На этом основании в марте 1996 г. один из апелляционных судов признал неконституционными квоты, установленные для чернокожих и испаноязычных американцев. В июле 1996 г. Верховный суд США поддержал это решение.
Проблема равноправия по этническому фактору затрагивает и комплекс вопросов, связанных с положением индейцев. Из полутора миллионов индейцев более половины проживает в резервациях. Этот институт был учрежден Актом о перемещении индейцев 1830 г., принятым под давлением плантаторов Юга, которые добивались расширения своих земельных угодий. Акт предписывал всем индейцам переселиться на специально отведенные для них территории к западу от реки Миссисипи (138 млн. акров), выделив 500 тыс. долларов на цели компенсации индейцам потери земли и расходов, связанных с перемещением. Перемещение производилось под контролем армии. Только в 20-е гг. XX в. были сделаны первые шаги на пути признания за индейцами статуса полноправных граждан. С 1924 г. родившиеся в США индейцы считаются американскими гражданами, а согласно решению Верховного суда 1935 г. они подлежат налогообложению и включению в списки избирателей. Исключение составляют индейцы, проживающие в резервациях, поскольку эти территории не входят в состав штатов. Жители резерваций освобождены и от уплаты налогов.
Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление. Это дало им возможность объединиться в корпорации во главе с племенными советами и их должностными лицами. Самоуправление индейцев было существенно расширено Актом о самоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г., который передал в ведение племенных корпораций вопросы организации почтовой службы, здравоохранения, введения собственных налогов, учреждения племенных судов.
Организация резерваций и регулирование их статуса подлежат ведению Союза, ибо резервации считаются федеральными территориями, упомянутыми в разд. 3 ст. IV Конституции. В рамках федерального департамента внутренних дел с 1832 г. действует комиссар по делам индейцев, назначаемый Президентом США по совету и с согласия Сената. Комиссар вправе разрешать все вопросы, касающиеся индейцев, в соответствии с актами Конгресса, Президента и секретаря (министра) внутренних дел. Эти полномочия, кроме изменения границ резерваций, комиссар осуществляет на основе, как правило, субделегирования. Территория же резерваций может изменяться только решением секретаря внутренних дел, а в штатах Аризона и Нью-Мекхико — только актом Конгресса. При комиссаре действует управление, состоящее из управляющих, которые консультируют комиссара и ведают отраслевыми проблемами (школьное дело, мелиорация и др.).
В отношении индейцев на федеральном уровне и в штатах реализуются наиболее многочисленные программы "положительных действий", включающие меры социальной, образовательной и иной помощи. Однако с начала 80-х гг. федеральная политика в отношении индейцев перестала сводиться к расширению благотворительности и дотаций, а сделала упор также на поощрение предпринимательства.
На территории штата Аляска наряду с индейцами проживают также алеуты и эскимосы, составляющие около 1/10 населения. В отношении этих народов также действуют программы "положительных действий". В частности, в штате функционируют две системы начального и среднего образования: одна для коренных народов, находящаяся в ведении управления по делам индейцев, а другая, организованная по школьным округам, — для прочего населения.
Несмотря на все меры, фактическое положение расовых меньшинств все еще заметно хуже положения белых. Так, детская смертность у чернокожих американцев вдвое выше, чем у белых. Средняя продолжительность жизни афроамериканцев на 6 лет, а испаноязычных — на 9 лет ниже, чем у евроамериканцев, а у индейцев вообще составляет всего 44 года.
Проблема равноправия имеет в США помимо этнического и другие аспекты. Законодательство особо запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды, женщины, лица старшего возраста. Так, Акт о реабилитации 1973 г. обязывает работодателей проявлять "разумную приспособляемость" по отношению к инвалидам. Дискриминировать их при приеме на работу и продвижении по службе запрещает и Акт об инвалидах 1990 г. В 1967 г. Акт о дискриминации по возрасту запретил увольнять по причине старости лиц, не достигших 65 лет; в1978 г. этот возрастной порог был повышен до 70 лет, а в 1986 г. вообще устранен. Так что на основании возраста увольнять вообще нельзя.
Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный.
Никаких обязанностей человека и гражданина Конституция США прямо не устанавливает. Из смысла поправки XVI следует обязанность платить налоги, поправки V — обязанность давать свидетельские показания (если они не направлены против себя самого). Статус Президента как Главнокомандующего армией и флотом США, вытекающее из него право объявлять всеобщую мобилизацию во время военного положения подразумевает обязанность граждан защищать отечество. Не акцентируется внимание на обязанностях и в конституциях штатов. Все они содержат лишь обязанность по уплате налогов. Экзотической является до сих пор содержащаяся в Конституции Массачусетса 1780 г. обязанность "каждого члена общества публично совершать в установленное время молитвы Господу Богу".
В текущем законодательстве штатов прямое провозглашение обязанностей, которые по значению можно считать конституционными, тоже не распространено. Исключением можно считать разве что требование обязательного школьного образования. Интересно, что такая обязанность содержит указание не на количественные параметры обязательного образования, а лишь на возраст, в рамках которого ребенок должен посещать школу: в большинстве штатов — с 6 до 16, а в четырех — с 6 до 18 лет. Обязанность обеспечить образование ребенку в этом возрасте лежит на родителях. В случае уклонения от нее им грозит штраф.
Гражданство США
Некоторые принципы гражданства установлены в Конституции США, согласно которой при приобретении американского гражданства по рождению приоритет имеет право почвы, наряду с федеральным гражданством существует гражданство штатов, а все граждане США равноправны (ст. IV, поправка XIV). Подробнее же институт гражданства регламентируется Актом об иммиграции и гражданстве (Immigration and Nationality Act) 1952 г., именуемым по фамилиям внесших его парламентариев законом Уолтера—Маккарена.
Как и в Великобритании, для обозначения американского гражданства упомянутый Акт использует два термина: nationality (национальность) и citizenship (гражданство). Первый из них более широкий и обозначает устойчивую правовую связь лица не только с самими Соединенными Штатами (т. е. citizenship), но и с их заморскими владениями. Лица, обладающие nationality of USA, т. е., условно говоря, гражданством в широком смысле слова, в русских переводах нередко именуются американцами или лицами американской национальности, а лица, обладающие citizenship of USA, —- гражданами США. И это вполне обоснованно: только citizenship порождает между человеком и Соединенными Штатами как государством права и обязанности, признаваемые в данной стране, в полном объеме. Другими словами, только данный термин обозначает гражданство в собственном смысле этого слова. Лица же, обладающие nationality, но не имеющие citizenship, по-русски часто называются американцами, не являющимися гражданами США. Их правовая связь с США менее богата по содержанию, хотя и включает право лица на покровительство со стороны США за рубежом, право свободного въезда на территорию страны и выезда из нее, право на облегченный порядок приобретения гражданства в собственном смысле (citizenship), а также определенные льготы при приобретении американского гражданства детьми такого лица.
Акт 1952 г. подробно регламентирует процедуру приобретения и прекращения гражданства США (citizenship). Оно может быть приобретено по рождению и в результате натурализации. Как и в других странах, в рамках филиации действуют как право почвы, так и право крови. При этом праву почвы отдается предпочтение: население стран Америки исторически пополнялось во многом за счет иммиграции. По праву почвы гражданами США считаются:
— лица, родившиеся на территории США* и находящиеся под их юрисдикцией (из такой юрисдикции исключаются дети дипломатических представителей иностранных государств в США; дети граждан неприятельских государств, родившиеся на территории США во время ее оккупации соответствующим государством, наконец, дети нелегальных иммигрантов);
* Акт об иммиграции и гражданстве включает в понятие "территория Соединенных Штатов" также территории Пуэрто-Рико, Виргинских островов и острова Гуам.
— лица, родившиеся в США от родителей, принадлежащих к коренным народностям континента: индейцам, эскимосам, алеутам (представители перечисленных народностей стали признаваться гражданами США с 1924 г.);
— наконец, лица, обнаруженные в США в возрасте до пяти лет, если их родители неизвестны (американское гражданство данной категории лиц прекращается, если до достижения ими 21 года будет установлено, что лицо родилось за пределами США).
Право крови распространяется лишь на лиц, родившихся за пределами США. При этом степень лояльности законодателя к различным категориям лиц, родившихся за границей от граждан США, неодинакова. Она зависит прежде всего от того, один или оба родителя ребенка были гражданами США на момент его рождения. В случае, когда оба родителя — американские граждане, их ребенок становится гражданином США по рождению, если хотя бы один из родителей имел непосредственно перед рождением ребенка постоянное место жительства на территории США или в одном из их заморских владений.
Если ребенок родился за пределами США и при этом только один из его родителей является американским гражданином, то многое зависит от места рождения ребенка. Так, наиболее льготные условия приобретения американского гражданства существуют для лиц, родившихся в заморских владениях США, если при этом хотя бы один из родителей являлся гражданином США и непрерывно проживал в США в течение одного года в любой период времени до рождения данного ребенка.
Если же лицо родилось за пределами США и их заморских владений и при этом лишь один из его родителей является американским гражданином, условия приобретения им гражданства по рождению зависят от того, имеется ли у второго родителя правовая связь с США. Если такая связь существует в виде nationality, то ребенок становится американским гражданином при условии постоянного проживания его родителя — гражданина США на их территории непрерывно в течение одного года непосредственно перед рождением ребенка. В случае, когда второй родитель — иностранец, ребенок считается гражданином США по рождению при условии постоянного проживания родителя — гражданина США на территории этого государства или заморских владений не менее установленного законом срока, который является неодинаковым для различных периодов времени, так как в Акт 1952 г. несколько раз вносились изменения, сокращавшие его. Так, если ребенок родился 14 ноября 1986 г. или позднее, то он приобретает гражданство США в том случае, если родитель — гражданин США проживал в данной стране или на ее зависимых территориях в течение как минимум пяти лет в общей сложности до рождения ребенка, причем из них не менее чем два года должны приходиться на период, когда родитель был старше 14 лет. Для приобретения гражданства США по рождению детьми, родившимися ранее 14 ноября 1986 г., закон устанавливает более жесткие требования. Так, дети, родившиеся в период между 24 декабря 1952 г. и 13 ноября 1986 г. от родителей, лишь один из которых являлся гражданином США на момент их рождения, становятся гражданами данной страны по рождению при условии проживания их родителем — гражданином в США или их заморских владениях не менее 10 лет, из которых пять лет — после достижения 14-летнего возраста. К проживанию в США приравниваются нахождение на государственной службе у правительства США, на службе в Вооруженных силах США, работа в международной организации, членом которой состоят США, а также нахождение родителя — гражданина США за границей, но на иждивении своих не состоящих в браке детей, удовлетворяющих только что названным условиям.
Особые правила приобретения американского гражданства Акт 1952 г. устанавливает для детей, родившихся вне брака. Если ребенок рожден за пределами США, то он становится американским гражданином по рождению, если его мать на момент его рождения имела гражданство США и постоянно проживала когда-либо ранее в США или их заморских владениях в течение одного года. Если мать ребенка, рожденного вне брака, не удовлетворяет указанным условиям, возможно приобретение им американского гражданства по отцу, но для этого он должен соответствовать тем же требованиям, которые сформулированы законом в отношении матери, и, кроме того, усыновить ребенка до достижения последним 21 года.
Необходимыми условиями натурализации в соответствии с Актом Уолтера—Маккарена являются:
— достижение заявителем 18-летнего возраста;
— наличие постоянного места жительства (приобретенного на законных основаниях) на территории США в течение не менее чем пяти лет непосредственно перед обращением;
— фактическое законное пребывание в стране как минимум в течение половины этого срока (отсутствие в США свыше 6 месяцев влечет его прерывание, за исключением случаев, указанных в законе);
— проживание в штате, где подается заявление о приеме в гражданство, не менее 6 месяцев; постоянное проживание в США с момента подачи заявления до вынесения судом решения о приеме в гражданство;
— наличие у заявителя высоких моральных качеств;
— "преданность Конституции США, лояльное отношение к существующему строю и процветанию США";
— знание английского языка, включая умение читать, писать, использовать в речи наиболее употребляемые слова (последнее требование не распространяется на лиц, физически не способных его выполнить, а также лиц старше 50 лет и не менее 20 лет постоянно проживающих в США на законных основаниях);
— знание и понимание основ истории, принципов и формы правления США.
Для некоторых категорий натурализующихся лиц сроки проживания и фактического пребывания в США законом сокращаются либо вообще снимаются. Так, лицо состоящее в браке с гражданином (citizen) США в течение трех лет непосредственно перед обращением с заявлением о натурализации, приобретает право на нее, если в течение всего этого срока супруг является гражданином США, а само лицо законно проживало на территории США и при этом не менее половины указанного срока (т. е. полутора лет) физически находилось в данном государстве, а также в течение 6 месяцев проживало в штате, на территории которого подано заявление о натурализации. Впрочем, закон предусматривает и несколько случаев полного снятия требований о сроках проживания и пребывания в США заявителей.
Натурализация ребенка по ходатайству родителей осуществляется, если оба они натурализовались после рождения ребенка.
Закон содержит требование о недопустимости при приеме в гражданство дискриминации по признакам расы, пола либо семейного положения. Вместе с тем установлен запрет приема в американское гражданство лиц, призывающих к свержению законного правительства США или состоящих в организациях, выступающих за такое свержение; являющихся членами любых тоталитарных объединений (среди них как особо опасные закон выделяет коммунистические партии и ассоциации); поддерживающих доктрины установления в США тоталитарной диктатуры (опять же прежде всего — коммунистической); "проповедующих или поддерживающих" политический терроризм, нанесение ущерба собственности, саботаж. Перечисленные запреты действуют не только в период совершения лицом соответствующих действий, но и в течение 10 лет после этого, если только лицо не докажет, что членство в соответствующей организации или содействие ей не носило добровольного характера, либо имело место до достижения данным лицом 16 лет, либо было связано с предписанием какого-либо закона (т. е. являлось обязательным), либо имело целью трудоустройство, получение продовольственного пайка или другого жизненно важного блага. Совершение деяний, признаваемых законодательством США преступлениями, также является основанием для отказа в приеме в американское гражданство. Для различных преступлений закон устанавливает неодинаковый период времени, в течение которого действует запрет приема в гражданство. За совершение некоторых преступлений (убийство, провоз и распространение наркотиков, нелегальная торговля оружием и т. п.) возможность натурализации утрачивается навсегда.
Решение о натурализации принимает Служба иммиграции и натурализации. Оно может быть обжаловано в суд.
Следует отметить, что в статусе натурализованных граждан и граждан по рождению имеются некоторые различия. Так, только урожденный гражданин может быть избран Президентом США. Членами Палаты представителей и Сената могут стать граждане по рождению, а также те натурализованные граждане, которые являются таковыми в течение не менее чем семь и девять лет соответственно.
Прекращение гражданства США возможно как на добровольной основе, т. е. по инициативе самого гражданина, так и в принудительном порядке, осуществляемом государством.
Американское гражданство прекращается добровольно, если соответствующее лицо обратилось с заявлением об отказе от него. Заявление подается должностному лицу дипломатического или консульского учреждения США в иностранном государстве либо должностному лицу службы иммиграции и натурализации генерального атторнея США.
Акт об иммиграции и гражданстве не употребляет термина "лишение гражданства", однако все же предусматривает возможность его принудительного прекращения. Основаниями прекращения гражданства США по инициативе государства выступают:
— приобретение гражданином США гражданства иностранного государства в результате натурализации;
— принесение присяги или клятвы верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению;
— поступление на военную службу к иностранному государству без специального письменного разрешения государственного секретаря и министра обороны;
— поступление на гражданскую службу правительства иностранного государства или его политико-территориального подразделения, если это сопряжено с наличием либо приобретением гражданства данного государства или принесением ему присяги либо клятвы верности;
— наконец, совершение измены, попытка свергнуть правительство Соединенных Штатов насильственным путем, участие в военных действиях против США.
Существование в законодательстве столь обширного перечня оснований принудительного прекращения американского гражданства объясняется тем, что традиционно и доктрина, и судебная практика одним из необходимых элементов содержания института гражданства признают наличие особой связи между государством и гражданином, состоящей в верности, преданности (allegiance) последнего Соединенным Штатам.
Решение о прекращении гражданства США принимается: при добровольном отказе от него — упомянутыми должностными лицами, при совершении измены и иных действий против США — общими военными судами; в остальных случаях — федеральными окружными судами или судами штатов первой инстанции.
Особым основанием принудительного прекращения гражданства США является отмена натурализации. Она осуществляется только в судебном порядке при наличии следующих оснований:
— незаконное получение натурализации в результате сокрытия тех или иных фактов или фальсификации документов;
— выезд гражданина в течение пяти лет после натурализации на постоянное место жительства в иностранное государство;
— установление в течение пяти лет после натурализации связи, включая членство, с организацией, связь с которой не позволяла бы соответствующему лицу получить гражданство США.
Допуская в принципе двойное гражданство, закон Уолтера—Маккарена относится к нему негативно. Двойное гражданство можно приобрести только по рождению — в результате коллизии законодательства о гражданстве США и какого-либо иного государства (чаще всего такого, где доминирует право крови). Но и в этом случае закон весьма ревниво относится к упрочению политико-правовых связей своих граждан, имеющих также гражданство иного государства, с последним. "Использование преимуществ гражданства иностранного государства" (например, участие в выборах) при условии достижения соответствующим американским гражданином 22 лет и проживания в данном иностранном государстве не менее трех лет может послужить еще одним основанием для принудительного прекращения гражданства США.
В соответствии с законом американцами, не имеющими гражданства США (nationals), являются:
— лица, родившиеся в их заморских владениях (в момент или после приобретения соответствующими территориями статуса таковых);
— родившиеся за пределами США и их заморских владений лица, у которых оба родителя — американцы, не являющиеся гражданами (citizens) США и имевшие постоянное место жительства в Соединенных Штатах или их заморских владениях до рождения данного ребенка;
— наконец, лица, родители которых неизвестны, обнаруженные в заморских владениях СТА в возрасте до пяти лет, если до достижения 21 года не будет установлено, что соответствующее лицо родилось не в заморских владениях США.
Напомним, что во всех перечисленных случаях речь идет о неинкорпорированных владениях США (см. ниже в § 6).
Указанные лица вправе натурализоваться на льготных условиях: срок проживания во владениях США засчитывается им в требуемый срок проживания в самих США при условии, что на момент обращения с ходатайством о натурализации соответствующее лицо является жителем одного из штатов.
Режим иностранцев. В случае законного пребывания в стране иностранцев, к числу которых относятся и апатриды, их статус, как и в большинстве других стран, отличается от статуса граждан. Они не могут участвовать в выборах и не имеют права на доступ к публичной службе. Согласно действующим положениям Акта о регистрации иностранцев 1940 г. (закон Смита) они обязаны сообщать службам генерального атторнея о месте своего пребывания и его изменении. Они могут быть депортированы в страну своего происхождения (если таковая имеется), например, за представление ложных сведений, послуживших основанием для разрешения на въезд, за связь с подрывными организациями, за участие в забастовке. Депортация производится по решению генерального атторнея, которое может быть обжаловано в суд.
В остальном на иностранцев, как правило, распространяется национальный режим.